бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьТанки капиталистических стран

Танки капиталистических стран

Танки армий капиталистических стран

Первые проекты боевой бронированной техники появились в России в 1911 -

1915 годах (инженеры В. Менделеев, А. Пороховщиков, А. Васильев), в

Великобритании (1912), в Австро-Венгрии (1913). В августе 1914 года А.

Пороховщи- ков разработал эскизный проект, а в 1915-м впервые построил и

испытал бронированную машину, которую назвал «Вездеход». Однако эта идея не

получила развития и поддержки. Более удачными оказались английские

инженеры. По их чертежам к осени 1916 года было изготовлено несколько

десятков бронированных гусеничных машин, названных танками, и 15 сентября

Великобритания первой применила их в сражении на р. Сомма. Из 32 машин,

направленных в атаку, в бою участвовало 18 (остальные вышли из боя по

техническим причинам). Но уже через год в сражении у Камбре (ноябрь 1917

года) англичане осуществили первое массовое применение танков, когда в

атаку было брошено 378 боевых машин. С тех пор уже около 80 лет

конструкторы решают вопрос оптимального сочетания таких боевых качеств

танка, как огневая мощь броневая защита и подвижность.

В разные периоды развития оружия и военной техники отношение к боевой

бронированной гусеничной машине менялось: были и ярые приверженцы, и

непоколе-

бимые противники, уверенно предвещавшие скорую гибель самой идеи танка. В

конце первой мировой войны среди последних были и американцы. В 30-х годах

США еще не имели четкой концепции создания танка, а перед второй мировой

войной войной достижения американских специалистов в танкостроении были

незначительными. США вступили в войну, имея легкие танки М3L и небольшое

количество средних М3S. На его базе в 1942 году был разработан танк М4

«Шерман». Основными английс-

кими машинами были «Матильда» Мk2, «Валентайн» Мk3, «Черчилль» Мk4,

крейсерс-

кими - «Кромвель» и «Комета». Но все они по ТТХ, особенно по вооружению,

уступали немецким танкам Т-5 «Пантера» и Т-6 «Тигр». В США только в конце

войны была создана тяжелая машина М26 с 90-мм пушкой. На конструкцию

которой в значитель-

ной мере повлияли советские танки, в том числе Т-34.

В 50-х годах вновь усилились позиции противников танков, утверждавших,

что создание ядерного оружия делает их существование бессмысленным. Но

многочислен-ные испытания показали, что бронированные машины, и особенно

танки, способны противостоять поражающим факторам ядерного оружия. Военные

специалисты убеди-лись, что основные боевые танки могут вести эффективные

действия и выживать в ус-ловиях применения оружия массового поражения.

Термин «основной боевой танк» поя- вился в 60-х годах в связи со сближением

боевых возможностей средних и тяжелых танков.

Зарубежные военные специалисты считают, что развитие основных боевых

танков в мире интенсивно началось после второй мировой войны. Опыт

применения легких и средних танков выявил как положительные, так и

отрицательные моменты. С их учетом в послевоенный период в США,

Великобритании и Франции проводились масштабные работы по совершенствованию

конструкции боевых машин, осуществля-лись мероприятия, направленные на

обновление танкового парка.

Для характеристики конструктивно-компоновочных особенностей танков за

рубе-жом применяется понятие «поколение». К танкам первого послевоенного

поко-ления (1947-1963) относятся М46, М47, М48 (А2-А5), тяжелые М103 (А1 и

А2,США), «Центурион» (Мk7-Mk10) и тяжелые «Конкэрор» (Великобритания). Их

отличитель- ными особенностями являются установка вооружения во вращающейся

башне, экипаж, состоящий из четырех-пяти человек, кормовое расположение

моторно-трансмиссионно-го отделения. Пушка имеет калибр 90-мм (на тяжелых -

120-мм). Стальная броня кор- пуса и башни монолитная. Двигатели обладают

мощностью 480-600 кВт (650-850 л.с.), что позволяет развивать скорость

примерно 45- 48 км/ч.

Танки второго поколения (1963-1980) стали поступать на вооружение

сухопу-тных войск США, ФРГ, Великобритании и Франции с начала 60-х годов:

М60 (А1-А3, США), «Леопард-1» (А1-А4, ФРГ), «Чифтен» (Mk2-Mk5,

Великобритания), АМХ-30 (В-2, Франция), «74» (Япония), Т-69 (Китай), T-55S

«Меркава» (Израиль). К их отли-тельным особенностям можно отнести

установку вооружения во вращающейся башне, экипаж в составе четырех

человек, кормовое расположение моторно-трансмиссионного отделения (кроме

танка «Меркава»). На большинстве пушки увеличен до 105-мм (кро-ме танка

«Чифтен»). На большинстве машин установлены литые башни из монолитной

брони, а на М60А1 применены литые корпуса (также из монолитной брони).

Мощность двигателя повышена и находится в пределах 515-660 кВт (700-900

л.с.). На последних модернизированных образцах установлены

автоматизированные системы управления огнем и бесподсветочные приборы

ночного видения.

В начале 80-х годов на вооружение армий ведущих стран НАТО стали

поступать основные боевые танки третьего поколения (1980-2010), технический

уровень кото-рых по сравнению с предыдущими возрос примерно вдвое. К ним

относятся М1А1 и А2 «Абрамс» (США), «Леопард-2» (А4-А5, ФРГ), «Челленджер»

(Великобритания), «Леклерк» (Франция).

Техническое совершенство, базирующееся на передовых научных

разработках, и соответственно лучшие боевые возможности достигнуты за счет

повышения калибра пушки до 120-мм, установки новых систем управления огнем

и тепловизионных прибо- ров, использования многослойной брони и бортовых

защитных экранов. Реализованы также специальные технические решения,

обеспечивающие живучесть экипажа и ма-шины при пробитии брони. Установлены

дизельные двигатели мощностью 880-1100 кВт (1200-1500 л.с.),а на

американских - газотурбинные. Конструктивные изменения привели к повышению

на 5-10 т боевой массы, которая достигла 55-62 т.

В связи с появлением новых технических идей и технологических

возможностей танки подвергаются основательной модернизации. Как правило,

усиливается броневая защита (новые композиционные материалы и системы

динамической защиты), устанавливаются лазерные (на двуокиси углерода)

дальномеры, совершенствуются дви- гатель, трансмиссия и ходовая часть. Для

танковой пушки создаются более мощные боеприпасы - бронебойные

подкалиберные снаряды с применением тяжелых сплавов на основе вольфрама или

обедненного урана.

По техническим характеристикам к боевым машинам третьего поколения

могут быть отнесены и танки С-1 «Ариетте» (Италия), «90» (Япония), а также,

возможно, «88» (Республика Корея) и ЕЕ-Т1 «Озорио» (Бразилия). В настоящее

время основные боевые танки третьего поколения в вооруженных силах США,

ФРГ, Великобритании составляют около 45 проц. Общей численности боевых

машин такого типа, а остальные - танки второго поколения. Во Франции,

Японии и Китае танковые парки состоят глав- ным образом из машин второго

поколения. В армиях некоторых государств - членов НАТО (Греция, Турция,

Италия, Норвегия) на вооружении сухопутных войск наряду с танками второго

поколения еще сохраняется некоторое количество образцов первого (М47, М48,

«Центурион»).

В 80-х годах США и ФРГ, занимающие ведущее место в танкостроении,

начали разработку машин четвертого поколения (поступление на вооружение

ожидается после 2015 года): соответственно FMBT (Future Vain Battle Tank) и

«Леопард-3». Необ-ходимо отметить, что работы по данным программам

неоднократно прерывались и пересматривались главным образом по

экономическим соображениям. В ряде других зарубежных государств, где

имеется соответствующая производственная база, с разной степенью активности

проводятся работы по созданию основных боевых танков четвер-того поколения

в соответствии с национальными требованиями: в Италии «Ариетте-2», в

Израиле - «Меркава» Mk4, в Японии - перспективный танк с использованием

запад- ных технологий. Южнокорейские специалисты совместно с американскими

отрабаты- вают конструкцию боевой машины с экипажем из двух человек,

располагающимся в корпусе. Он будет вооружен 120-мм гладкоствольной пушкой,

которая имеет автомат заряжания и устанавливается в низкопрофильной башне.

Сообщается, что на этом танке будет применена многослойная броня,

поставляемая из США в готовом виде. Па-кистан и Китай совместно создают

танк МВТ-2000 с использованием западных технологий.

Основные направления совершенствования конструкции танков четвертого

поко-ления в зарубежных странах предполагают повышение из огневой мощи,

защиты от обычного оружия и ОМП, от огня вертолетов, низколетящих самолетов

и других средств, поражающих цель сверху, увеличение подвижности и

способности преодоле-вать водные преграды с ходу, создание более

экономичных, надежных и ремонтопри-годных агрегатов и узлов силового блока,

а также ходовой части, внедрение автомати-зированных систем информации об

обстановке на поле боя, управления огнем и конт-роля за техническим

состоянием.

Наиболее приемлемым основным вооружением танков четвертого поколения

зарубежные специалисты считают 140-мм пушку. Предпочтение отдается двум

вариан-там конструктивно-компоновочного решения: размещение ее в

низкопрофильной башне и установка на специальном вынесенном лафете. В

первом случае обеспечивается более удобное расположение экипажа и надежная

защита его от фронтального обстрела противотанковыми средствами, так и от

подрыва на противотанковых минах. Второй вариант позволяет за счет

размещения орудия над корпусом на специальном лафете уменьшить на 1/3

высоту танка и почти в два раза его фронтальную проекцию, а также вдвое

усилить броневую защиту при сохранении боевой массы около 55 т.

Кроме орудий, в которых для разгона снаряда используется порох, уже

давно ве-дутся работы по созданию для танка электромагнитной или

электротермохимической пушки. Метаемые по принципу электромагнитного

взаимодействия снаряды могут иметь скорость у дульного среза 4000-5000 м/с,

что значительно превосходит все извес-тные орудийные системы. Такая

скорость позволит снаряду пробивать любой броневой лист, обеспечив ему

убедительную победу в постоянной борьбе «снаряд - броня». При этом

траектория полета снаряда на значительном расстоянии будет представлять

собой практически прямую линию, а время достижения цели станет очень малым.

Таким об-разом, движущиеся цели могут поражаться без всякой поправки на ее

перемещение, что упростит работу наводчика и снизит расходы на

дорогостоящие системы управления огенм. Дальность прямого выстрела составит

более 4000 м.

Еще одним преимуществом электромагнитных пушек является то, что высокая

скорость снаряда позволит снизить его массу. При этом можно уменьшить

площади, отводимые для их хранения в боевой машине, или увеличить

боекомплект. А самое важное - уменьшение калибра орудия. В этой связи

размеры и боевая масса танка так- же снижаются, что позволит решить важную

в современных условиях задачу - создать авиатранспортабельную машину (в

одном широкофюзеляжном самолете на большие расстояния можно будет

перевозить два танка или более). С установкой электромагнит-ной пушки

повышается живучесть танка, поскольку в нем не будет пожаро- и взрыво-

опасных пороховых зарядов.

Но технические сложности еще велики. Главная проблема состоит в том,

как в ограниченном объеме корпуса генерировать и хранить требуемую

электроэнергию. Современные экспериментальные орудийные системы,

использующие электромагнит-ный принцип метания, требуют установки

накопителя энергии массой не менее 10 т, а также аккумуляторных батарей,

значительно повышающих боевую массу танка. Разра-ботка накопителей идет

полным ходом. Их массу при равных других характеристиках за десять лет

удалось снизить на 10 проц. Это позволяет некоторым специалистам сде-лать

вывод, что требуемые технические характеристики могут быть достигнуты к

концу столетия. Однако другие заявляют, что для создания орудия,

удовлетворяющего всем условиям , потребуется более продолжительное время.

Появление мощных и разнообразных по физическим принципам действия проти-

вотанковых средств и возможность поражения танков сверху заставляет

конструкторов уделять значительное внимание повышению их броневой защиты и

живучести. Обес-печение универсальной, отвечающей современным и

перспективным требованиям бро-невой защиты является трудноразрешимой

проблемой. Однако, судя по публикациям в западной военной печати,

возможности улучшения защитных свойств брони далеко не исчерпаны. В этой

связи продолжаются работы по созданию новых многослойных броневх

конструкций на основе более прочных материалов.

В Великобритании ведутся НИОКР по созданию боевой бронированной машины,

корпус которой будет полностью изготовлен из композиционных материалов. Его

полу-чают в результате прессования полимеров. Волокна сухим способом

прессуются в формах куда одновременно нагнетается термотвердеющий полимер.

Масса корпуса, изготовленного таким способом, значительно меньше, чем

обычного. Английские спе-циалисты считают, что в ближайшем будущем подобным

образом можно изготавли-вать и корпуса основных боевых танков. Данный

способ обеспечивает ряд преиму-ществ: меньшая масса, высокая твердость

материала, минимальные затраты на об-служивание, слабые демаскирующие

признаки. Но появляется и существенный недос-таток - трудность надежного

соединения отдельных частей, изготовленных из компози- ционных и обычных

материалов.

В целом, как отмечается в зарубежных военных изданиях, через 15 лет

можно ожидать повышения стойкости новых видов брони к баллистическим

противотанковым средствам в 2-2,5 раза. Одним из направлений увеличения

защищенности танков (осо-бенно это относится к существующим образцам) может

стать применение дополнитель-ного бронирования с использованием пассивной и

активной брони. Испытания показа-ли, что такой метод позволяет значительно

повысить защищенность экипажа.

Наряду с совершенствованием традиционных методов защиты разрабатываются

и принципиально новые. Конструкторы близки к реализации концепции

управляемой динамической брони (SAS - Smart Armor System), обеспечивающей

защиту от противо-танковых средств калибра до 140-мм. Система SAS включает

комплект элементов ди-намической защиты, управляемых по всей поверхности

танка. Имеется также управля-ющая ЭВМ, которая с помощью датчиков

определяет тип подлетающего противотанко-вого снаряда и место его

попадания, рассчитывает, сколько и каких элементов динами-ческой защиты

должно быть подорвано для предотвращения или снижения поражаю-щего эффекта

снаряда. ЭВМ выдает также команды, предотвращающие детонацию и

одновременный подрыв всех элементов динамической защиты в результате

электрон-ного воздействия противника или огня или огня стрелкового оружия.

Близятся к завер-шению работы по созданию компактной автоматической системы

активной защиты танков сверхмалого радиуса действия. Начало ее поступления

на вооружение сухопут-ных войск США ожидается в 2002 году.

Важной составляющей, которая определяет боевые качества танка, остается

под-вижность. На нее в первую оказывает влияние масса танка, мощность

двигателя, конс-трукция трансмиссии и подвески. Соотношение между

мощностью двигателя и массой боевой машины характеризуется удельной

мощностью. Зарубежные специалисты счи-тают, что для современного танка она

должна находится в пределах 18,5-19,9 кВт/т (25-27 л.с./т), то есть при

массе 60 т мощность двигателя будет 1105 кВт (1500 л.с.).

Большинство зарубежных танков оснащены дизельными двигателями, кроме

М1А1 «Абрамс», который имеет газотурбинный, обладающий рядом преимуществ.

Он компактнее и легче дизеля той же мощности, имеет более благоприятную

характеристи-ку крутящего момента, издает меньше шума при работе, однако

есть и существенный недостаток - большее в 2 раза потребление топлива. Этот

момент оказался очень серьез-ным даже при сравнительно непродолжительных по

масштабу боевых действиях в зоне Персидского залива, когда служба по

обеспечению ГСМ была вынуждена работать на пределе возможностей.

Предполагается, что на танках будущего, оснащенных мощным газотурбинным

двигателем в сочетании с электрической трансмиссией, должен устана-

вливаться вспомогательный экономичный двигатель для обеспечения

оборудования танка электроэнергией, когда он стоит на месте. Но пока

используются механические и гидромеханические трансмиссии, дизели по-

прежнему будут основными двигателями.

По мнению зарубежных специалистов, в гидропневматической подвеске

станут применяться устройства, которые автоматически меняют основные

характеристики подвески в зависимости от условий движения.

Автоматизация многих процессов управления движением танка, ведения

огня, а также отображение различной информации на дисплеях экипажа могут

коренным об-разом изменить конструкцию танка будущего. Первые шаги в этом

направлении уже воплощаются, например, во французском основном боевом танке

«Леклерк», где уста-новлена танковая информационная управляющая система.

Безусловно, что автоматиза-ция обеспечивает предпосылки для создания

автоматических танков-роботов, но вряд ли в обозримом будущем они смогут

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.