бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьТенденции развития ВМФ

кардинально перестроен с целью придания ему необходимых качественных

параметров (мобильности, боеготовности, боевой устойчивости и др.) для

гарантированного выполнения поставленных задач в любых самых сложных

условиях обстановки. В этом, как мне кажется, и состоит сущность исходной

проблемы. Проблеморазрешающая система - совокупность различных

государственных и правительственных организаций (Министерства обороны

России и соответствующих ему органов государств, входящих в состав СНГ;

академий наук, организаций других министерств и ведомств), в результате

совместной целенаправленной деятельности которых могут быть найдены решения

выявленных проблем. При этом военно-морской флот должен рассматриваться как

целостная, уникальная, специфическая система, способная объединить боевые

системы различного масштаба (стратегического, оперативного, тактического) в

соответствии с развитием обстановки, а также поддерживать необходимый режим

их функционирования в предвоенный период и с началом войны.

Важнейшим качественным параметром строительства ВМФ в современных

условиях становится его комплексное сбалансированное развитие на основе

создания боевых систем. Направить исследования по разработке программ

вооружения на создание таких систем – значит подчинить распределение

военных расходов «противозатратному» механизму, исключающему возможность

вложения материальных средств в проекты (программы), не отвечающие

современным требованиям. Нецелесообразным, например, окажется строительство

самого современного корабля океанской зоны, если не будет обеспечена

реализация его возможностей в составе боевой системы, предназначенной для

борьбы как в морских, так и в океанских зонах.

Рассмотрение разрабатываемых средств вооруженной борьбы в качестве

элементов (подсистем) боевых систем позволит нацелить работу

конструкторских бюро и предприятий оборонной промышленности на разработке

систем требуемых функциональных свойств, повысить военно-экономическую

эффективность создаваемых образцов оружия и военной техники.

Необходимо отметить, что переход к “системному сбалансированному”

развитию вооружения повлечет за собой и изменения во взаимоотношениях

заказывающих органов с конструкторскими бюро и предприятиями оборонной

промышленности. Первым важным шагом на этом пути должно стать

неукоснительное исполнение двуединого требования – разработка любого

образца вооружения должна предусматривать его использование в качестве

составного элемента соответствующей боевой системы; главным действующим

лицом в МО при разработке, создании и развертывании любого оружия, боевых и

технических средств должен стать генеральный конструктор боевой системы.

В это время в США тоже происходит реформа задач ВМФ. Два офицера

ВМС США - лейтенант-коммандир Стен Уикси командир Спенсер Джонсон -

составили информационный доклад, в котором впервые была сформулирована

«морская стратегия». Это позволило более четко определить задачи как ВМС

США, так и военно-морским силам НАТО. Напряженные отношения между СССР и

Западом, существовавшие в 1982 году, оказали неизбежное влияние на

содержание стратегии, основу которой составляло применение военно-морских

сил в войне против Советского Союза. Целью доклада было не предложение

какого-либо плана агрессии или наступательных действий (хотя, вероятно он

был понят именно так советским Генеральным штабом и командованием ВМФ), а

показ пути наиболее эффективного использования военно-морских сил Запада,

если СССР вынудит его вступить в войну (например, широкомасштабным

наступлением через границу ГДР - ФРГ). В случае возникновения подобной

угрозы американские силы при поддержке союзников должны были выдвигаться в

районы развертывания основных сил ВМФ, чтобы захватить инициативу, вынудить

их перейти к обороне и тем самым не позволить отрезать США от заокеанских

союзников. Выдвижение на авианосцах группировок в район Норвежского моря

также позволило бы вступить в сражение с главными ударными силами ВМФ при

наиболее благоприятных для США и НАТО условиях.

Все это теперь официально «изъято из употребления» - как утверждают

начальник штаба ВМС США и его коллеги в статье «Путь вперед»,

опубликованной в апрельском (1991 год) номере официального журнала ВМС США

«Просидингс». После окончания «холодной войны» в 1989 году американское

правительство произвело тщательный пересмотр национальной стратегии

результаты которого были объявлены президентом Дж. Бушем 2 августа 1991

года. В своей речи он сформулировал четыре основных положения, на которых

основывается новая оборонная стратегия США: сдерживание, передовое

присутствие, способность реагировать на кризисы, способность к воссозданию.

Данные положения являются базовыми и находятся во взаимодействии.

Ядерное сдерживание необходимо для защиты от ядерного нападения как самих

США так и американских сил передового базирования. Передовое присутствие

обеспечивает сдерживание потенциального агрессора обычными средствами и

быстрое реагирование на кризисные ситуации, если таковые будут иметь место.

Американские силы, базирующиеся как на территории США, так и за океаном, по

численности и организации должны быть в большей степени приспособлены к

реагированию на непредвиденные локальные кризисы чем на противодействие

глобальной военной угрозе, поскольку ее больше нет. Воссоздание сил может

потребоваться лишь в случае возникновения в будущем новой глобальной

угрозы. Для осуществления этого в соответствующих временных рамках

необходима определенная подготовка.

В соответствии с вышеизложенными принципами Комитет начальников штабов

в 1992 году разработал для США новую национальную военную стратегию. В

качестве военных целей государства она определяет: сдерживание или

отражение агрессии во взаимодействии с союзниками, обеспечение глобального

проникновения США, содействие региональному сотрудничеству и стабильности,

перекрытие путей нелегальной транспортировки наркотиков, борьбу с

терроризмом. Для достижения этих целей разработаны следующие концепции:

коллективная безопасность, содействие в обеспечении безопасности,

стратегическая оперативность, глобальное использование силы,

технологическое превосходство (особенно в морской и космической областях),

а также концепция «подавляющего превосходства в силах», рассчитанная на

достижение военных целей с минимальной затратой времени и ценой минимальных

потерь.

Несомненно, ВМС играют ключевую роль в претворении в жизнь этих

концепций. Командование ВМС США даже пытается доказывать, что многие

основополагающие принципы старой морской стратегии могут быть применены и в

новом контексте. Для противодействия угрозам дестабилизации в различных

регионах военные силы будут испытывать необходимость в быстрой переброске,

чтобы овладеть инициативой, вести боевые действия на территории противника

и завершить войну на выгодных условиях.

Что касается ядерного сдерживания, то подводные силы системы “Трайдент”

(которые не будут столь мощными, как это планировалось изначально) составят

главный компонент сил второго удара в сокращенной триаде стратегических

сил. Они будут нести половину имеющихся у США боеголовок, расходуя при этом

лишь четверть средств, выделяемых на стратегические силы. Широкий диапазон

возможного применения системы “Трайдент” частично компенсирует некоторые

негативные последствия решения о снятии всех других ядерных боеголовок с

кораблей ВМС США. Давно назревшая взаимная ликвидация ядерных вооружений

субстратегического характера на флотах играет большую роль в устранении

дестабилизирующих факторов при передовом базировании морских сил по всему

миру. Без ядерного оружия авианосцы и оснащенные крылатыми ракетами

надводные корабли не смогут угрожать основным державам нанесением внезапных

решающих ударов. Это позволит России чувствовать себя в гораздо большей

безопасности.

Передовое присутствие обеспечивается флотами и приданными им силами

морской пехоты, размещенными в жизненно важных для США регионах, в

частности, в Средиземноморье, Индийском и западной части Тихого океана. Как

отмечается в журнале “Просидингс”, в периоды меньшей доступности заморских

баз для американских сухопутных и военно-воздушных сил присутствие

боеспособных морских сил вблизи районов потенциальных кризисов остается

ключевым элементом национальной безопасности.

В случае неизбежности реагирования при реальном кризисе военно-морские

силы явятся единственными, кто будет способен прибыть в район событий в

боеготовом состоянии, так как они сами перевозят все необходимые им

материальные средства. Таким образом, ВМС незаменимы для быстрых ответных

действий, как это показал опыт реагирования на иракское вторжение в Кувейт.

В США понимают, что кризисы могут возникать в различных районах мира,

поэтому Соединенные Штаты планируют одновременно действовать более чем в

одном кризисном районе. Это может с большей степенью вероятности

потребовать использования резервов первой очереди и поддержания части сил в

30 дневной готовности для разрешения региональных конфликтов. Тем не менее,

ни регулярные силы, ни резерв первой очереди по своим размерам не будут

достаточны чтобы противостоять глобальной угрозе, исходящей от крупных

держав. Если подобная угроза возникнет вновь, полагают, что в распоряжении

будет как минимум два года для воссоздания более крупных сил,

переориентированных на новые задачи.

В настоящее время ВМС США перенацеливаются из районов ТВД, которым они

уделяли особое внимание, когда советский ВМФ считался главным противником,

в районы, где основную роль играют страны третьего мира. США пока стремятся

сохранить свое превосходство в прежних приоритетных областях –

противолодочной обороне в открытом океане, ведении боевых действий во

внешнем воздушном пространстве и поддержании потенциальной угрозы для

атомных подводных флотов других государств. Однако реальными приоритетами в

настоящее время обладают силы, обеспечивающие применение обычных средств,

операции по десантированию и эвакуации. Противолодочная оборона (ПЛО) в

настоящее время ориентируется большей частью на непосредственную защиту

оперативных соединений и морских коммуникаций от малошумных дизельных

подводных лодок.

Это оказывает влияние на структуру сил. Ударные подводные силы

сокращаются в количественном и качественном отношениях. Атомные ПЛ типа «Си

Вулф», предназначавшиеся в основном для прорыва в «бастионы» ПЛАРБ

советского ВМФ, больше не будут строиться. Атомные субмарины (не более 80

единиц) будут в большей степени, чем раньше, заниматься разведкой,

нанесением ударов по наземным объектам и поддержкой действий тактических

групп.

Авианосцы сохранят свое важное значение в роли мощного авангарда. ВМС

США надеются пока оставить 12 авианосцев для обеспечения гибкого

присутствия и интенсивного реагирования. Ярким примером тому служит кризис

в зоне Персидского залива (1990-1991 годы), когда практически

незамедлительно были готовы к действиям два авианосца, а к началу операции

“буря в пустыне” их количество было увеличено до шести. Эти силы

рассматриваются как нижний предел требуемого минимума и командование ВМС

США со все большей благосклонностью смотрит на использование, согласно

концепции «Комбинированного развертывания», десантных кораблей с полетными

палубами классов ЕНА и ЕНВ в качестве вспомогательных авианесущих кораблей

с вертолетами и истребителями, имеющими укороченный разбег и вертикальную

посадку. В зависимости от сценария действий они должны заменять либо

дополнять большие авианосцы.

Главная задача этих и других десантных кораблей основных классов

(насчитывающих до 50 единиц) заключается в обеспечении переброски десанта

силой до двух с половиной экспедиционных бригад морской пехоты. Менее

крупные экспедиционные подразделения морской пехоты будут размещаться

обычным порядком на кораблях в море «для поддержания влияния и укрепления

стабильности в регионах, находящихся в сфере интересов». Эти подразделения

представляют собой «потенциал глобального применения силы и немедленного

реагирования», который находится в распоряжении США для спасения

американских граждан в горячих точках при возникновении угрозы. Остальная

часть морской пехоты при развертывании может перебрасываться по воздуху.

Средства материально-технического обеспечения и боевая техника доставляются

заранее крупным морским транспортом, размещенным по всему миру, в

соответствии со стратегическим планом. Эта концепция хорошо зарекомендовала

себя во время кризиса в зоне Персидского залива когда одно крупное

экспедиционное соединение морской пехоты было сформировано на побережье, а

другое – на кораблях в море.

Для поддержки действий авианосных и десантных соединений и защиты

морских коммуникаций США планируют развернуть 150 современных крейсеров,

эсминцев и фрегатов. Они по-прежнему предназначаются главным образом для

решения задач ПВО и ПЛО. Вместе с тем благодаря крылатым ракетам

значительно расширились их ударные возможности. Крейсеры и эсминцы,

оснащенные системами вертикального пуска крылатых ракет в обычном

снаряжении, способны адекватно заменить законсервированные ныне линейные

корабли в оперативных группировках надводных сил (в ходе войны в районе

Персидского залива как минимум один крейсер уже применялся в этом

качестве).

Ракеты ТЕАМ/С и ТЕАМ/В являются эффективным средством для нанесения

высокоточных ударов по наземным целям и дополнение или же взамен ударов

палубной авиации. Вместе с тем сами по себе они не могут представлять

серьезной опасности великим державам, и традиционное русское представление

об угрозе, справедливо связанное со старыми ядерными ракетами ТАМГИ, не

должно быть превратно истолковано применительно к этим неядерным системам.

В США признают, что радиус действия их сил приобретает еще большее

значение по мере ограничения доступа к береговым сооружениям (базам). Была

поставлена цель иметь 50 транспортов снабжения, чтобы обеспечить поддержку

кораблям, рассредоточенным по всему миру для глобального применения силы.

ВМС и морская пехота США (будучи обеспеченными всем необходимым)

предполагают совместно поддерживать эффективное передовое присутствие, т.е.

способность к интенсивному реагированию на кризисы и вооруженные конфликты,

а также длительному участию в них. Хотя и следует сохранять какие-то

реальные силы сдерживания против «будущей глобальной угрозы», тем не менее

этот флот не будет предназначен для борьбы с флотом СНГ или для переброски

и применения войск против Российской федерации. Он не должен

рассматриваться как таковой даже и случае наращивания своих боевых

возможностей, традиционно беспокоящих российских военно-морских аналитиков.

Отказ от традиционного восприятия Советского Союза как источника угрозы

находит отражение в образе мышления и планах Королевского флота

Великобритании – самого мощного в Западной Европе. Очень серьезным

сокращениям подверглись его подводные силы: запланировано иметь 12 единиц

атомных ПЛ, в том числе семь – типа «Трафальгар» и пять – «Свифтшур»

(старейшая лодка последнего типа подлежит выводу из действующего состава).

Неатомные лодки будут сокращены до четырех единиц. Это отражает

изменение приоритетов, уменьшение значения передовых операций у северного

побережья России и снижение эффективности неатомных подводных лодок в

операциях по ПЛО. Полагают, что этого будет достаточно для использования в

учебных целях и в операциях специальных сил в региональных конфликтах.

Сокращение подводных сил позволяет сделать новый акцент на надводном

флоте как на ключевом элементе системы глобального реагирования на

кризисные ситуации. Планируется иметь три небольших авианосца, два из

которых будут постоянно находиться в действующем составе. Модернизируется

истребитель «Си Харриер» (БТОУ/Е). Амфибийные силы расширяются за счет

пополнения двумя десантно-вертолетными кораблями-доками (ЕРВ) и новым

десантным вертолетоносцем (ЕРН). Корабли классов эсминец и фрегат

сокращаются, но только с 45 до 38 единиц. Большинство устаревших кораблей

по мере снятия с вооружения заменяются новыми фрегатами типа 23. Вертолеты

эсминцев и фрегатов ВМС Великобритании в ходе войны в зоне Персидского

залива показали свою эффективность в борьбе с быстроходными ракетными

катерами. Этот конфликт еще раз подтвердил важность противоминных операций

и возможности их проведения, поэтому соответствующие силы будут

сохраняться, чтобы поддерживать традиции британских моряков в этой области.

Главное – это обеспечение максимально гибкой структуры сил на случай

непредсказуемых и разносторонних угроз. В верхней части диапазона боевого

потенциала ВМС находится эскадра ПЛАРБ, которая переоснащается с ракет

«Поларио» А-ЗТК (на старых прототип «Резолюшн») и «Трайдент» В-5 (на новых,

более крупных - «Вэнгардэ»). В настоящий момент командование ВМС и его

сторонних и отстаивают точку зрения, что гибкость высокоточной системы

«Трайдент» позволяет ВМС обеспечить необходимый для страны ядерный

потенциал как на стратегическом, так и на более низких уровнях

(«Бабгаерс»). Представляется спорным, что такое разграничение ядерных задач

(по уровням) сохранится после окончания «холодной войны», когда вероятными

целями для ядерного сдерживания станут «ядерные» государства третьего мира.

В условиях, когда в качестве объектов ударов уже не выступают страны,

имеющие средства глобальной разведки и ПЛО, снимаются многие из возражений

против использования баллистических ракет подводного блокирования для

нанесения ограниченных ударов.

Что касается более вероятных и важных неядерных задач ВМС

Великобритании образца 90-х годов, то их подразделяют на задачи мирного

времени, задачи по предотвращению кризисов, кризисному реагированию и

ведению боевых действий. Задачи мирного времени включают: борьбу с

терроризмом на море, ликвидацию последствий стихийных бедствий,

гуманитарную помощь, меры разведывательного и принудительного характера при

борьбе с наркотиками, борьбу с пиратством, охрану национальных прав на

рыбную ловлю и использование ресурсов морского дна, поисково-спасательные

работы, гидрографические исследования, контроль за состоянием окружающей

среды и спасение на море. Визиты боевых кораблей для демонстрации флота

также могут служить позитивными и конструктивными способами укрепления

доверия, установления и поддержания диалога и создания атмосферы взаимного

сотрудничества. Великобритания исходит из того, что теперь, когда «холодная

воина» ушла в прошлое, роль военно-морских сил в поддержании мира под

эгидой 0.0. Били дополнительных региональных структур будет неизменно

возрастать.

Предотвращение кризисов, выявление потенциальных нестабильностей до их

эскалации на уровень конфликта – вот та роль, в которой военно-морские силы

особенно полезны. Здесь требуются сбор разведывательной информации,

контроль и политика сдерживания, т.е. такие задачи, для выполнения которых

боевые корабли подготовлены идеально. Они могут свободно перемещаться вне

зависимости от государственных границ и, вследствие этого, обычно первыми

появляться на «сцене». Такие их качества, как мобильность, способность к

дальнему плаванию и, возможно, скрытое нахождение на боевой позиции делают

военно-морские силы идеальным инструментом реагирования на ранних,

доэскалационных стадиях кризисов. Командование ВМС настойчиво обращает

внимание правительства Великобритании на то, что эти силы представляют

собой действенный, экономически эффективный и зримый инструмент внешней

политики. Королевский флот по-прежнему является третьим по мощи в мире,

несмотря на то, что по экономическим показателям Великобритания является

слабейшей в западноевропейской «большой четверке». При этом такая

диспропорция представляет собой одно из наиболее важных достижений

государства.

Кризисное реагирование является этапом, следующим за предотвращением

кризисов. Оно осуществляется для того, чтобы по возможности локализовать

кризис, а при необходимости отразить агрессию. Командование Королевских ВМС

глубоко убеждено в том что для сдерживания потенциального агрессора все

надводные силы должны быть способны действовать на всех стадиях развития

конфликта. Корабельный состав должен обладать максимальной гибкостью, чтобы

соответствовать любому требуемому сценарию. Это предполагает, что решающим

фактором будет скорее не полностью боеготовых, хорошо оснащенных боевых

кораблей, а не легковооруженных так называемых «фрегатов» патрульно-

конвойной службы, действующих в прибрежных водах, хотя последние и

необходимы для небольших флотов.

Великобритания по-прежнему предусматривает проведение своих военно-

морских операций в основном в рамках НАТО. Командованием блока разработана

новая стратегия, которая требует, чтобы объединенные военно-морские силы

поддерживали на достаточном уровне присутствие во всех морских районах

блока для охраны морских пространств и обеспечения стабильности путем

демонстрации союзнической солидарности и готовности. Разработаны новые

структуры военно-морских сил. В дополнение к существующим постоянным

группировкам военно-морских сил в Атлантике и Ла-Манше созданы новые

многонациональные постоянные соединения ВМС в Средиземноморье. Эти

конвойные и противоминные силы представляют собой хорошую базу для

подготовки и обучения многонациональных сил, демонстрации решимости

союзников и формирования сил немедленного кризисного реагирования. НАТО

располагает несколькими вариантами быстрого реагирования, которые

предусматривают вызов оперативных групп или более крупных оперативных

соединений, на случаи если кризисная ситуация потребует дополнительные

средства. Возможно использование таких сил для обеспечения морского фланга

и линий коммуникаций нового корпуса быстрого реагирования НАТО, а также для

решения дополнительных задач по разведке, противовоздушной обороне и

демонстрации силы как самостоятельно, так и во взаимодействии с сухопутными

войсками и авиацией наземного базирования. Значительно расширилась роль

британо-голландских амфибийных сил, операционная зона которых охватывает

теперь весь район НАТО. В настоящее время наиболее вероятно, что военные

операции этих сил будут проводиться где-нибудь у средиземноморского

побережья.

Принимая во внимание то, что потребность в военном реагировании более

вероятна вне пределов границ стран НАТО, военно-морские силы востока скорее

всего найдут применение в составе многонациональных сил Западноевропейского

союза и ООН. Западноевропейский союз – это структура, в рамках которой

должна быть разработана общая оборонная политика будущего расширенного

Европейского союза. Он начал решать свои задачи в военно-морской области с

согласования действий стран - членов союза в период ирано-иракской войны и

впоследствии сыграл роль координатора этапов военно-морских действий во

время операций «Буря в пустыне» и «Щит пустыни (1990-1991 годы). В ходе

дальнейшей интеграции ожидается создание подобных НАТО военнополитических

органов, которые могут появиться в скором времени, возможно, под

воздействием какого-либо кризиса. Тот факт, что США были неспособны вести

войну в заливе без международного одобрения и финансовой поддержки других

стран, является ключевой проблемой в будущем. Это относится к разнообразным

многосторонним силам, навязывающих волю международного сообщества тем, кто

не приемлет международных норм поведения. Морские операции будущего были

продемонстрированы авианосной группировкой ВМС США а заключительные дни

операции «Буря в пустыне» когда четыре американских авианосца в заливе и

соединение транспортов снабжения прикрывались семью американскими, двумя

канадскими, двумя итальянскими, двумя австралийскими, французским,

голландским и аргентинским кораблями. Выдвинутые противоминные силы и

корабли артиллерийской поддержки были англо-американские, а блокада

осуществлялась силами, действия которых координировались Западноевропейским

союзом.

В международном плане операции будущего должны представлять военно-

морские силы не столь угрожающими в глазах тех государств, которые

соблюдают международные нормы поведения. Российские военные моряки не

должны видеть в военно-морских силах Запада какую-либо угрозу для себя. Мир

надеется, что Российский ВМФ будет играть значительную роль в обеспечении

международного правопорядка. Это – реальная ответственность,

соответствующая государству такой величины и силы, как Российская

Федерация. Так как Российский флот сокращается, его новая структура сил

должна отражать эволюцию в структурах сил двух других крупнейших мировых

военно-морских флотов. По мере того как эти флоты снижают мощь своих сил,

ориентированных в прошлом преимущественно против бывшего СССР, силы,

традиционно наращивавшиеся прежним советским ВМФ в качестве основных

средств защиты – подводные лодки и авиация наземного базирования – должны

бы уступить место демонстративным силам, имеющим в основе надводные

авианесущие корабли и морскую пехоту с необходимым десантным флотом

(последние должны быть ограничены настолько, чтобы причинять минимум

беспокойств соседям России).

В результате анализа тенденций развития теории Военно-Морского Флота

можно сделать вывод, что их практическая реализация может привести к

значительному реформированию теории, предусматривающему, во-первых,

существенное расширение предметной области теории ВМФ с включением в нее

проблем и закономерностей применения флотов для обеспечения глобальной

стабильности. Разрабатываемые в связи с этим новые направления исследований

предполагают изучение механизма сдерживания потенциального противника от

агрессии, обоснование целесообразных форм и способов применения ВМФ и

других видов ВС в органическом сочетании с другими возможными средствами

(политическими, дипломатическими, экономическими и др.) для достижения

поставленной цели. Во-вторых, углубление и расширение исследований,

направленных на познание закономерностей борьбы на море с применением

современного оружия и технических средств. Их конечная цель состоит в

сокращении образовавшегося разрыва между военной теорией и практикой,

восстановлении прогностической функции военно-морского искусства и в целом

теории ВМФ путем создании более эффективного инструментария исследования

анализируемых процессов вооруженной борьбы (понятийного аппарат критериев

эффективности, методов, моделей, методик моделирования и необходимых для

этого технических средств). В-третьих, комплексирование исследований,

выполняемых в соответствии с различными аспектами строительства, подготовки

и применения ВМФ в мирное и военное время, ориентирование их на разработку

в целом методологии преобразования военно-морского Флота в ходе

осуществляемой военной реформы. Прежняя идея о защите Родины сейчас стала

таким же анахронизмом, как «холодная войны» – угрозы для Родины больше не

существует. Наступило время для ренессанса в российской военно-морской

мысли, отражающего изменения в идеях представителей тех основных флотов

Запада, которые ожидают расширения партнерства со своими российскими

коллегами в поддержании международного мира и безопасности.

Литература:

1. Военная мысль. - 1990. - Ж 10. - стр.66.

2. Военная мысль. - 1991. - й 11-12. - стр.66-70, 71-73.

3. Военная мысль, - 1988. - М 9. - стр.48-55; 1990. -3Ж 9. – стр.24-

33; 1991. – М 11-12. -стр.30-35;

4. Морской сборник. – 1991. - 3Ф 10. – стр.34-40;

5. Техника и вооружение. – 1992. - 34 1-2. -стр. 19 17,32.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.