бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьЯдерные ракеты средней и межконтинентальной дальности

программе, так как разработчики представили расчеты, обосновавшие именно

такой подход. Это позволило испытани закончить в третьем квартале 1975 года

и уже в декабре этого же года принять БРК на вооружение. Однако, это

решение имело отрицательные последствия. Выяснилось, что на одном из

режимов ракета не обладает достаточной надежностью. У ракетчиков были

претензии и к другим с истемам ракетного комплекса. Пришлось затрачивать

дополнительные усилия и финансовые средства, чтобы устранить недостатки.

МБР УР-100Н - двухступенчатая ракета, выполненая по схеме <тандем> с

последовательным разделением ступеней в полете. Все топливные баки -

несущей конструкции. Корпус первой ступени состоит из хвостового,

топливного отсеков и переходника. Корпус второй ступени состоит из

короткого хвостового и топливного отсеков.

Двигательная установка первой ступени состояла из четырех маршевых ЖРД

с поворотными соплами, выполненных по замкнутой схеме. Каждый двигатель

закреплен шарнирно на раме в хвостовом отсеке и может отклоняться от

нейтрального положения в соответствующей плоскости. На второй ступени

устанавливался один маршевый однокамерный и один рулевой четырехкамерный

жидкостные ракетные двигатели.

К верхней части второй ступени корпуса ракеты крепится агрегатно-

приборный блок разделяющейся головной части, в котором размещаются приборы

инерциальной системы управления и жидкостная двигательная установка

разведения шести боевых блоков мощностью по 550 кт каждый. Боевые блоки

прикрыты обтекателем.

На ракету устанавливалась автономная инерциальная система управления с

БЦВМ. При несении боевого дежурства все важнейшие параметры ракеты

непрерывно контролировались. Высокие характеристики СУ подтвердились при

пусках. КВО составило 380 м. Боевое оснащение УР-100Н может поражать

высокозащищенные и прикрытые системой ПРО точечные цели.

УР-100Н имеет газодинамическую схему старта, при которой она выходит

из транспортно-пускового контейнера (ТПК), размещенного в ШПУ, за счет

действия силы тяги двигательной установки первой ступени. Конструкция ТПК

позволяет производить техническое обслуживание систем ракеты, заправку и

слив компонентов топлива после установки ракеты в шахту.

В целом ракетный комплекс обладал высокими тактико-техническими

характеристиками, но, как уже отмечалось, был не лишен недостатков. За их

устранение взялись большие конструкторские коллективы. 26 октября 1977 года

на Байконуре начались летно-конструкторские испытания (ЛКИ) ракеты УР-100Н

с улучшенными ТТХ. На этот раз их провели в полном объеме. Одновременно

подверглись доработкам многие системы всего ракетного комплекса,

направленным на повышение защищенности и улучшение эксплуатационных

характеристик. 26 июня 1979 года ЛКИ успешно завершились. 6 ноября 1979

года на боевое дежурство заступил первый ракетный полк с модернизированным

БРК.

На новой ракете была повышена надежность работы двигательных

установок, улучшились характеристики системы управления и боевого

оснащения. Общая дальность полета ракеты немного возросла. Значительно

упростилась эксплуатация ракетных комплексов при одновременном повышении

стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва. Ракета отличается

простотой конструкции и высокой надежностью ряда систем.

Модифицированный ракетный комплекс с МБР УР-100НУ получил высокую

оценку в войсках. При модернизации комплекса широко использовались ранее

установленное оборудование и системы, а также сооружения и коммуникационные

линии. Ракеты доводились до нового уровня посредством замены части блоков и

узлов. Это позволило добиться улучшения характеристик при относительно

небольших финансовых затратах, что для экономики Советского Союза в начале

80-х годов имело огромное значение.

Всего было развернуто 300 МБР этого типа. Часть из них (130 единиц)

после развала СССР оказалась на территории Украины и была ликвидирована.

Российские БРК с ракетами этого типа планируется держать на боевом

дежурстве до конца 20 века.

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-36М.

Создать тяжелую ракету третьего поколения поручили Днепропетровскому

КБ, которое после смерти М.К Янгеля возглавил академик В.Ф. Уткин. Решено

было использовать все лучшее, что накопил коллектив при проектировании

предыдущей ракеты. 21 февраля 1973 года с полигона Байконур впервые

стартовала тяжелая МБР, получившая обозначение Р-36М. Ввиду сложности

решения возникших проблем испытания всего ракетного комплекса удалось

завершить только 1 октября 1975 года. Так как ракета прошла летные

испытания несколько раньше, то было принято решение о постановке МБР Р-36М

на дежурство в старых шахтах ракет Р-36. Первый ракетный полк развернули 24

декабря 1974 года в г. Домбаровском. Там же 30 ноября 1975 года был

поставлен на боевое дежурство первый новый БРК с этими ракетами.

Двухступенчатая ракета Р-36М была выполнена по схеме <тандем> с

последовательным разделением разгонных ступеней. Корпус первой ступени

состоит из переходного отсека, топливного отсека, боковой защиты

двигательной установки и поддон. Корпус второй ступени имеет в своем

составе переходный отсек, топливный отсек и теплозащитный экран. Баки

окислителя и горючего разделены промежуточным совмещенным днищем. Вдоль

корпуса ракеты проходят трубопроводы пневмогидравлической системы и

бортовая кабельная сеть, закрытые кожухом.

Двигательная установка первой ступени состоит из четырех автономных

однокамерных ЖРД, имеющих турбонасосную подачу топлива, выполненных по

замкнутой схеме и шарнирно закрепленных на раме в хвостовой части ступени.

Отклонение двигателей по командам системы управления обеспечивает

управление полетом ракеты.

Двигательная установка второй ступени состояла из однокамерного

маршевого и четырехкамерного рулевого жидкостных ракетных двигателей,

выполненных по закрытой и открытой конструктивных схемах соответственно.

Все жидкостные ракетные двигатели работали на самовоспламеняющихся при

взаимном контакте компонентах топлива.

В ракете практически реализован целый ряд оригинальных технических

решений и идей, например, так называемый химический (путем впрыска

окислителя в бак горючего и горючего - в бак окислителя) наддув баков,

торможение отделяемой ступени за счет истечения газов наддува и др.

На ракету была установлена инерциальная система управления, работу

которой обеспечивал бортовой цифровой вычислительный комплекс. Его

применение позволило добиться высокой точности стрельбы. МБР этого типа

несли особенно мощное боевое оснащение. Существовало два варианта головных

частей: моноблочная термоядерная с мощностью до 25 Мт и РГЧ с восемью

боевыми блоками индивидуального наведения мощностью по 500 кт каждый. Кроме

того имелся комплекс преодоления систем ПРО.

Ракета Р-36М, помещенная в транспортно-пусковой контейнер,

устанавливалась в шахтную пусковую установку повышенной защищенности. После

проведения заправочных операций она могла находиться в заправленном

состоянии длительное время. Подготовка к старту и пуск осуществлялись

автоматически после получения системой управления пусковой команды.

Наиболее важные параметры ракеты находились под постоянным контролем, что

повышало надежность выполнения боевой задачи. Ракета имеет <минометную>

схему старта.

На вооружении эта ракета простояла до середины 80-х годов, пока не

была заменена ракетой Р-36МУ, которая была ее модификацией. Своим

появлением она была обязана разработке американцами нейтронных боеприпасов,

новым достижениям в области электроники и машиностроения, возрастанием

требований к боевым и эксплуатационным характеристикам ракетных комплексов

стратегического назначения.

МБР Р-36МУ отличалась от своей предшественницы более совершенной

системой управления и доработанным агрегатно-приборным блоком. Число боевых

блоков возросло до 10. При этом они размещались в два яруса на специальной

раме и прикрывались обтекателем. Значительно улучшились эксплуатационные

характеристики всего БРК. Возросла защищенность пусковых установок и

пунктов управления.

Летно-конструкторские испытания этой ракеты начались 31 октября 1977

года на полигоне Байконур, а 18 сентября 1979 года три ракетных полка в г.

Жангизтобе, г. Домбаровском и г. Ужуре приступили к несению боевого

дежурства на новой ракетной технике. Всего было развернуто 308 пусковых

установок с ракетами Р-36М и Р-36МУ.

В 1983 году конструкторскому коллективу КБ <Южное> было поставлено

задание доработать ракету таким образом, чтобы она могла преодолевать

перспективную американскую систему противоракетной обороны. Также ставилась

задача повысить защищенность ракеты и всего комплекса к действию поражающих

факторов ядерного взрыва.

В период с марта 1986 года по июль 1988 года проводились летно-

конструкторские испытания модернизированной ракеты. 11 августа 1988 года

она была принята на вооружение РВСН. Конструкторам удалось внедрить ряд

новых конструктивных решений, что повысило характеристики МБР и упростило

эксплуатацию.

Ракеты этого типа являются самыми мощными из всех межконтинентальных

ракет и способны нанести сокрушительный ответный ядерный удар по агрессору.

На Западе им даже присвоили название <Сатана>. Именно по этому,

американские представители на переговорах по сокращению стратегических

наступательных вооружений добивались запрета на модернизацию <тяжелых>

ракет и их полного сокращения. В ходе подготовки Договора СНВ-1 Советский

Союз согласился на 50 % сократить число своих развернутых ракет <тяжелого>

класса.

Еще дальше пошло руководство России. В 1992 году, видимо стремясь

сделать приятное американскому президенту Дж. Бушу, в спешном порядке был

разработан и в начале января 1993 года подписан Договор СНВ-2 о дальнейшем

сокращении стратегических наступательных вооружений. В соответствии с его

положениями российские <тяжелые> ракеты должны быть полностью ликвидированы

к 2001 году.

Межконтинентальная баллистическая ракета РТ-2ПМ <Тополь>.

Еще в конце 70-х годов конструкторскому бюро А.Д. Надирадзе поручили

разработать на базе твердотопливной МБР РТ-2П межконтинентальную ракету,

пригодную для размещения на самоходном автомобильном шасси. Накопленный

коллективом богатый опыт по созданию мобильных ракетных комплексов позволил

успешно решить эту задачу. Условия модернизации были строго ограничены

положениями Договора ОСВ-2, что определило скромное улучшение основных

боевых характеристик ракеты. К концу осени 1983 года опытная серия ракет РТ-

2ПМ была построена. 23 декабря 1983 года на полигоне Плесецк начались летно-

конструкторские испытания. За все время их проведения неудачным был только

один пуск. В целом же ракета показала высокую надежность. Там же

проводились испытания и боевых агрегатов всего БРК. С целью накопления

опыта эксплуатации нового комплекса в войсковых частях в 1985 году решено

было развернуть первый ракетный полк в г. Йошкар-Оле, не ожидая полного

завершения программы совместных испытаний. 1 декабря 1988 году новый

ракетный комплекс был официально принят на вооружение РВСН. В том же году

началось полномасштабное развертывание ракетных полков с комплексом

<Тополь> и одновременное снятие с боевого дежурства устаревших МБР. К

середине 1991 года было развернуто 288 ракет этого типа.

Ракета РТ-2ПМ существенно доработана по сравнению со своей

предшественницей. За счет применения более энергоемкого топлива повысилась

дальность полета. Первая ступень ракеты состоит из маршевого РДТТ и

хвостового отсека, на наружной поверхности которого размещены

аэродинамические рули и стабилизаторы. Маршевый двигатель имеет одно

неподвижное сопло.

Вторая ступень конструктивно состоит из соединительного отсека и

маршевого РДТТ. Третья ступень имеет почти такую же конструкцию, но в ее

состав дополнительно входит переходной отсек, к которому крепится головная

часть.

Инерциальная система управления имеет свою БЦВМ, что позволило

добиться высокой точности стрельбы. Она обеспечивает управление полетом

ракеты, проведение регламентных работ на ракете и пусковой установке,

предстартовую подготовку и пуск ракеты. Так как эта МБР предназначена, в

основном, для нанесения ответного удара, то ставить на нее РГЧ сразу же

сочли нецелесообразным.

В процессе эксплуатации ракета находится в транспортно-пусковом

контейнере, установленного на мобильной пусковой установке. Она

смонтирована на базе семиосного шасси большегрузного автомобиля МАЗ. Пуск

возможен как из укрытия гаражного типа в месте постоянной дислокации, так и

с необорудованной позиции. Для этого пусковая установка вывешивается на

домкратах. Старт ракеты производится из вертикального положения с помощью

порохового аккумулятора давления, размещенного в транспортно-пусковом

контейнере.

После развала Советского Союза БРК <Тополь> оказался единственным из

всех ракетных комплексов, производство которого продолжилось в России, хотя

и в медленном темпе. Кроме того, конструкторское бюро, которое после смерти

А.Д. Надирадзе возглавил Б.Н. Лагутин, продолжило совершенствование ракеты.

В 1994 году начались испытания модифицированной ракеты <Тополь-М>, которая

должна будет стать основной в группировке РВСН в начале 21 века.

Планируется, что она будет пригодна для размещения как на самоходных

пусковых установках, так и в ШПУ. Следует отметить, что ракетный комплекс с

МБР РТ-2ПМ не имеет аналогов в мире.

Межконтинентальная баллистическая ракета РТ-23У.

В начале 80-х годов КБ <Южное> было поручено создать новую ракету в

противовес американской <МХ>. При этом ее основные массо-габаритные

характеристики не должны были выходить за ограничения, накладываемые

советско-американским Договором ОСВ-2. После оценки задания стало ясно, что

это должна была быть твердотопливная ракета, пригодная для размещения как в

ШПУ, так и на самоходном шасси. При этом, подвижную пусковую установку

целесообразно разместить на базе железнодорожного вагона. Этот способ

базирования, несмотря на сложности и недостатки, позволял обеспечить

высокую мобильность ракетному комплексу, что было крайне важно для оружия

ответного удара. Выследить боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК),

непрерывно курсирующий на маршрутах по разветвленным, масштабным по

размерам и забитым обычными составами железнодорожным магистралям страны,

весьма непросто, даже для системы спутниковой разведки. Еще сложнее нанести

по нему прицельный удар.

27 февраля 1985 года на полигоне Плесецк начались летно-

конструкторские испытания МБР для железнодорожного комплекса, получившей

обозначение РС-22В. Несмотря на некоторые трудности на первом этапе,

конструкторскому коллективу удалась довести свое детище до требуемых

кондиций, что позволило завершить испытания 22 декабря 1987 года. Осенью

этого же года на опытную эксплуатацию был поставлен первый ракетный полк в

г. Костроме. Позднее на трех ракетных базах было развернуто еще 30 МБР

этого типа.

Твердотопливная ракета РС-22В выполнена трехступенчатой по схеме

<тандем> с учетом новейших технологий (коконная конструкция корпусов) и по

конструктивно-компоновочной схеме подобна американской <МХ>. Первая ступень

включает хвостовой и соединительные отсеки цилиндрической формы и маршевый

РДТТ, снабженный одним неподвижным соплом.

Вторая ступень состоит из маршевого РДТТ и соединительного отсека.

Сопло двигателя снабжено выдвижным насадком, что позволяет увеличить

удельный импульс при работе двигателя на больших высотах при сохранении

исходных габаритов ступени. Третья ступень включает в себя маршевый РДТТ,

по своей конструкции аналогичному двигателю на второй ступени, и переходной

отсек.

Ракета несет разделяющуюся головную часть типа <MIRV> с 10

боеголовками мощностью по 500 кт. Ступень разведения выполнена по

стандартной схеме и включает двигательную установку и систему управления.

Головная часть прикрывается обтекателям изменяемой геометрии.

Инерциальная система управления обеспечивает проведение проверок и

непрерывный контроль технического состояния ракеты, предстартовую

подготовку и старт ракеты, управление полетом и разведение боевых блоков с

высокой точностью. КВО точек падения составляет не более 200 м при стрельбе

н дальность порядка 10000 км. Пуск можно проводить с любой пригодной для

этого точки маршрута боевого патрулирования.

В состав железнодорожного комплекса входят три пусковые установки с

ракетами, командный пункт и вагоны, в которых размещены технические и

технологические системы, обеспечивающие функционирование комплекса на всех

этапах боевого дежурства, а также жизнедеятельность личного состава. Вагон-

пусковая установка оборудован раздвижной крышей. Перед стартом контейнер с

ракетой переводится в вертикальное положение. Из ТПК ракета выбрасывается

за счет давления, образующегося при срабатывании ПАД.

До 1991 года БЖРК регулярно курсировали по железнодорожным магистралям

Советского Союза, пока осенью этого года Горбачев и Р. Рейган не

договорились поставить их на прикол в пунктах постоянной дислокации. Тогда

же в ответ на инициативу США (прекращение разработки МБР <МХ>

железнодорожного базирования, проходившей в то время полигонные испытания)

Горбачев поспешил объявить об отказе от дальнейшего развертывания и

модернизации МБР РС-22В. Этим он ограничил период пребывания ракет этого

типа на боевом дежурстве гарантийным сроком эксплуатации. Вскоре

предприятия производящие эту ракету оказались за пределами России, чем

окончательно подписали приговор РС-22 как железнодорожного, так и шахтного

базирования. Последняя имеет обозначение РС-22А.

РС-22А создавалась для замены жидкостной УР-100НУ. Планировалось, что

базироваться эта ракета будет в тех же ШПУ. От ракеты для БЖРК она

отличается конструкцией первой ступени и головного обтекателя. Первая

ступень несколько короче и легче. Ее РДТТ снабжен поворотным управляющим

соплом. Головной обтекатель имеет постоянную геометрию.

31 июля 1986 года на полигоне Плесецк начались ее летные испытания,

продлившиеся до 23 сентября 1987 года. 19 августа 1988 года был развернут

первый ракетный полк с ракетами РС-22А в г. Первомайске. Всего до июля 1991

года было поставлено на боевое дежурство 56 единиц. Причем, только 10 из

них - на территории России. Как потом выяснилось, этот факт сыграл в судьбе

этой ракеты печальную роль. После развала СССР правопреемницей его стала

Россия и все СНВ доставшиеся бывшим союзным республикам, а теперь

независимым государствам, должны быть ликвидированы.

Говоря о РС-22, хотелось бы сказать, что эта ракета является

воплощением самых последних достижений науки и техники. Она отличается от

всех остальных ракет высокой боевой готовностью, универсальностью,

мощностью, надежностью и относительной простотой эксплуатации. Потеря

основной группировки ракетных комплексов с этой ракетой, оказала

существенный подрыв боевой готовности РВСН. И что самое худшее, привело к

потере перспективного, нового, обеспечивавшего боевую устойчивость всей

группировки межконтинентальных ракет на период до 2005 года, ракетного

комплекса.

-----------------------

[pic]

[pic]

–??/???????†?????????????????–??/???????†?????????????????–??/???????†??????

???????????–??/???????†?????????????????–??/???????†?????????????????–??/???

????†?????????????????–??/???????†????????????[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.