бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьВзаимодействие человека и окружающей среды. Проблемы экологизации

Взаимодействие человека и окружающей среды. Проблемы экологизации

2

Содержание

  • 1. Путь цивилизации
    • 2. Влияние человека на окружаюшую среду
    • 3. Влияние окружающей среды на человека
    • 4. Взаимоотношения цивилизации и природы
    • 5. Становление науки экологии
    • 6. Экологизация
    • 6.1 Экологизация экономики
    • 6.1.1 Экологическая ситуация в России
    • 6.1.2 Пути экологизации экономического развития
    • 6.1.3 Ограничение техногенного воздействия
    • 6.2 Экологизация философии
    • 6.2.1 Коэволюция
    • 6.2.2 Ноосфера
    • 6.2.3 Экологический и нравственный императивы
    • 6.3 Экологизация международного экологического права
    • 6.3.1 Процессы глобализации и результаты
    • 6.3.2 Глобальные проблемы современности
    • 6.3.3 Национальная ответственность перед мировым сообществом
    • 6.4 Экологизация геополитики
    • 6.4.1 Катализаторы развития общества
    • 6.4.2 Функция экотона
    • 6.4.3 Роль коммуникаций
    • 6.4.4 Роль информации
    • Заключение
    • Использованные источники
1. Путь цивилизации

Современное состояние проблем - всего лишь следствие процессов, начало которых лежит в прошлом.

Пытаться бороться с последствиями, игнорируя первопричины - дело напрасное.

История освоения викингами Гренландии началась в IХ веке и продолжалась 500 лет. Гренландская история дает пример модели взаимоотношения цивилизации и окружающей среды, повторяя в миниатюре путь который человечество проходило не раз на протяжении своей истории в разных частях света:

возникновение цивилизации на основе богатых природных ресурсов,

рост численности населения, расширение хозяйственной деятельности, интенсивная эксплуатация природных ресурсов,

истощение природных ресурсов и необратимые изменения окружающей среды,

голод, болезни, исчезновение цивилизации.

Первым поселенцам Гренландия предоставила неограниченные возможности. Название острова отражает его первоначальное состояние: Гренландия - зеленая земля, заселенная несметным количеством морских птиц, морских животных. Люди получили возможность без оглядки эксплуатировать богатую ресурсами природу этого острова. Свыше 65% рациона первых переселенцев составляли птицы, которые в изобилии гнездились по всему острову и представляли легкую добычу. Земли было достаточно, луга, покрытые сочной травой, казались бескрайними. Колония переселенцев быстро росла. Благодаря прилежанию и упорному труду переселенцы добились процветания, экономика острова получила мощный толчок. Гренландцы держали скот, добывали пушнину, моржовый клык, кость, тюлений жир, которые прибыльно экспортировались на континент.

Первые признаки проблем появились довольно быстро. Фатальной ошибкой людей стало бездумное уничтожение защитной поросли деревьев ради расширения пастбищ, вырубка леса на дрова, окончательное уничтожение которых происходило в результате частых лесных пожаров. Вскоре леса полностью исчезли, скот не давал растениям восстановиться, почва оголялась, а арктические ветры завершали разрушение, начатое человеком. Эрозия почвы привела некогда богатые пастбища к полному исчезновению. На жителей острова, потомков гордых викингов, обрушились болезни и голод. Колония переселенцев постепенно выродилась естественным образом. Возможно, в более умеренных широтах на континенте природа отреагировала бы не столь быстро и необратимо на ошибки человека, но в Гренландии ресурсы почвы были слишком ограничены, климат суров, а вегетационный период для флоры оказался слишком короток, чтобы успевать залечивать раны, наносимые человеком.

Примечателен факт, что в северной части Гренландии до викингов, одновременно с ними и после них проживали эскимосы. Викинги и эскимосы избегали общения друг с другом и за всю историю совместного существования их культуры не оказали никакого влияния друг на друга.

Двадцать поколений потомков викингов в условиях практической изоляции вели борьбу за существование на острове. Они не предприняли никаких попыток ассимиляции, никаких попыток перенять опыт аборигенов в охоте, в одежде, в строительстве жилья и т.д. для того, чтобы приспособиться к суровым внешним условиям, проявив фатальное отсутствие гибкости и способности адаптироваться к условиям. В крайне неблагоприятных климатических условиях они продолжали упорствовать и стремились изменить внешнюю среду, вместо того, чтобы самим измениться и приспособиться к внешней среде, что и привело их к неминуемому исчезновению. В то время как поселение потомков викингов вырождалось, охотники-эскимосы в этих же условиях проживали вполне благополучно, размножались и вели свою хозяйственную деятельность в полной гармонии с суровой окружающей средой.

Интенсивное воздействие хозяйственной деятельности человека на окружающую среду порождает конфликт между человеком и природой с неизбежным концом - гибелью цивилизации, представители которой по незнанию разрушили среду своего обитания. В подобном конфликте, в конечном итоге, проигравшей стороной всегда является сам человек.

2. Влияние человека на окружаюшую среду

В глубинах тысячелетий эволюция сформировала гармоничное единство человека и среды его обитания. Это единство постепенно все более и более разрывалось цивилизацией.

Первые качественные изменения окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека стали происходить, когда человек стал переходить от охоты и собирательства даров природы к земледелию, перестраивая систему своих взаимоотношений с природой таким образом, чтобы извлекать из нее максимальную пользу, не трогаясь с места. Границы передвижения человека значительно сузились: для поддержания существования 25 человек за счет охоты и собирательства требовался участок площадью около 650 кв.км, а для проживания этих же 25 человек за счет земледелия уже было достаточно только 2.5 кв.км.

Определяющими инструментами для качественного изменения человеком среды своего обитания стали огонь и орудия труда.

Начиная с самых ранних эпох в каждом орудии, изготовленном человеком, заключалась определенная идея, которая в своем материальном воплощении оказывалась посредником между человеком и природой. Поступательное движение всего человечества отмечается шагами, связанными с созданием нового орудия или усовершенствованием старого.

Процесс "освобождения идей" практически закончился 80-60 тысяч лет назад, когда в руках кроманьонца появились орудия, которые уже не изменялись принципиально в более поздние эпохи. Они лишь отличались от кроманьонских техникой исполнения, материалом, совершенствованием форм, но не заключенной в них идеей.

Среди многочисленных орудий труда, служивших помощниками человеку при переходе к оседлому образу жизни, главным орудием, несомненно, стал топор.

Именно топор позволял в максимальной степени изменять окружающую среду, определяя победу человека над пространством, временем и климатом.

Каменным топором неандертальца можно было срубить дерево диаметром 10 см за 10 минут. Шлифованным нефритовым топором эта же работа может быть выполнена за 1 минуту, т.е. в 10 раз быстрее. Медный и бронзовый топоры повысили эту производительность еще в три раза. Железный топор увеличил эту производительность еще в три раза. Наряду с ростом эффективности рабочих качеств топора в еще большей степени возросла долговечность самого орудия.

Именно топор определил доминирующее положение человека по отношению к окружающей среде, став показателем его вооруженности в борьбе с природой на протяжении дальнейшей истории человеческого общества.

Развитие первоначальной идеи того или иного орудия на протяжении более поздней истории человечества шло по двум направлениям, которые одновременно оказывались главными направлениями прогресса цивилизации:

в сторону все более узкой специализации орудий,

в сторону поиска для орудий нового, более совершенного материала.

Первое направление всегда опережало второе. Потребность в новом орудии всегда оказывалась силой, которая двигала технический прогресс. Успехи в изготовлении наиболее специализированных орудий труда всегда определяли "энергетический потенциал той или иной цивилизации".

Новые материалы, использованные для производства орудий, открывали человеку не только новые горизонты производительности труда, но и резервы высвободившегося времени. Возрастающая производительность труда позволяла человеку, с одной стороны, ставить перед собой более грандиозные задачи, а с другой стороны, делала такой труд непосильным для индивидуума, заставляя людей объединять усилия и стремиться к коллективной жизни. В общественной жизни для людей обозначились как свои преимущества, так и недостатки. Увеличение масштабов человеческого сообщества всегда многократно усиливало воздействие человека на окружающую среду, что стало порождать новые, ранее неведомые человеку проблемы. Эти преимущества и недостатки стали неразделимы для человеческого сообщества для любой цивилизации, на протяжении всей истории человечества.

Таблица 1. Преимущества и недостатки, возникшие в результате перехода человека от охоты и собирательства к оседлой сельскохозяйственной деятельности

Преимущества

Недостатки

В ходе земледелия сократилось количество несчастных случаев, которые имели место на охоте. Численность населения начала увеличиваться.

Рост численности населения вызывал нехватку продуктов питания, что заставляло увеличивать территории, занятые под сельскохозяйственную деятельность, сводить леса, расширять ирригационные системы, увеличивать стада домашних животных.

Появилась большая защищенность людей от хищных животных и враждебных племен.

Возросшие общественные богатства становились основанием для грабительских набегов.

Появилась возможность для увеличения семьи т.к маленькие дети не так обременяли взрослых, занимавшихся земледелием, чем занимавшихся охотой.

Ограниченное количество разводимых сельскохозяйственных культур, постепенное истощение почв и ограничение использования в рационе даров природы стало причиной нехватки в организме необходимых микроэлементов, например йода, кальция, железа, микроэлементов, солей. Ослабленный организм человека не мог активно противостоять болезням, оказывалось постепенное влияние на наследственность, менялся генетический код человека.

Старики, увечные и больные члены сообщества, которые ранее были обузой, теперь могли занять свое место в жизни сообщества, передавая молодежи опыт, знания, выполняя посильную работу.

Скученность проживания в поселениях и скопление отходов вызывало рост популяций грызунов и насекомых, которые переносили инфекционные заболевания, ранее неизвестные охотникам: туберкулез, дизентерия, брюшной тиф, корь, оспа, чума.

Появления излишков продуктов освободило время для развития ремесел и искусств.

Изменение окружающей среды в результате деятельности человека приводило к тому, что некогда плодородные районы становились бесплодными пустынями. Голод заставлял людей покидать поселения и отправляться на поиски новых мест.

3. Влияние окружающей среды на человека

Изменение образа жизни, пищи, а вместе с нею и биохимии организма, приводило к изменению наследственности и генетического кода человека.

Каждый живой организм, в том числе и человек, в известном смысле несет в себе полный набор элементов периодической таблицы Менделеева, которые обеспечивают его здоровье, жизнедеятельность, нормальный обмен веществ. Выпадение из такого "набора" одного-двух элементов чревато самыми серьезными последствиями. Микроэлементы, легко попадающие в организм человека и также легко выводящиеся из него, оказываются жизненно необходимыми. Обращение микроэлементов в природе является долгим и сложным. Из почвы они вымываются водой, собираются растениями, с которыми они перерабатываются травоядными животными, оседая в их мышечных тканях и, уже оттуда, поступают в организм человека с животной пищей. Так через пищу человек "напрямую" связан с почвой, на которой живет, с подстилающими ее горными породами и образующими минералами. Почва - не что иное, как сложная система взаимодействия лежащих под ней пород, укоренившихся на них растительных сообществ, микроорганизмов и простейших животных.

Растительность, несомненно, является началом и главным основным элементом органического мира, поскольку только растения обладают способностью превращать неорганические вещества в органические, вырабатывать живые ткани из таких неживых материалов как солнечный свет, углекислота, вода и минеральные соли. Поэтому, чем бы человек не занимался, охотой, земледелием или животноводством, он прямо или косвенно зависит от растений, все равно, питается ли он их плодами или получает их в уже переработанном виде с мясом травоядных животных.

Жизнь человека находится в самой тесной связи с геохимией и биохимией окружающей среды. Отсутствие в пище того или иного микроэлемента приводит к нарушению нормального обмена веществ, а в случае затянувшегося процесса - к развитию тяжелых наследственных заболеваний.

Возникновение ряда эпидемических заболеваний происходит как результат обеднения почвы, истощенной непрерывной пахотой, и исчезновения в ней микроэлементов, жизненно необходимых для человеческого организма.

Поэтому, чем интенсивнее земледельческая активность оседлого населения, тем сильнее изменяется окружение, характерная для каждой зоны совокупность растительных и животных сообществ.

Комплекс происходящих изменений заставляет меняться самого человека, его орудия труда и охоты, образ жизни.

4. Взаимоотношения цивилизации и природы

Вся история человеческого общества - это история его борьбы за выживание, история взаимодействия с окружающей средой.

Ограниченному уровню развития производства в условиях первобытного общества соответствовал ограниченный радиус его воздействия на природу, главным образом охоты и собирательства. Природа полностью господствовала над человеком.

С возникновением земледелия и животноводства произошел коренной перелом в отношении человека к окружающей природе. Человек перешел от полной зависимости от природы к ее использованию.

Создание цивилизации, "второй природы" все более отдаляло человека от "первой" дикой природы, укрепляло его защищенность от природных явлений, делало его относительно независимым от климата, размеров территории, наличия естественных биоресурсов. Одновременно, отторжение человека от природы ослабляло человека как биологический вид. Борьба за существование из плана физического оказывалась перенесенной в область знания, область мысли. Если прежде выживал более сильный и выносливый, то теперь человек уже не мог полагаться только на физическую силу. Его жизнь определялась тем, с какой из социальных групп он был связан. Важнее физического состояния стало состояние социальное, место, которое человек занимал в иерархическом сообществе.

Человек, воздействуя на окружающую природу и изменяя ее, в результате, должен был изменяться сам. Если человек не мог приспособиться к изменившимся условиям, он погибал или оказывался в своеобразном эволюционном тупике, где с трудом поддерживал уровень жизни, некогда достигнутый.

Интенсивность воздействия человека на окружающую природу осуществлялась по схеме, суть которой может выражаться почти математическим уравнением -

Отношение человека (субъекта) к природе (объекту) определяется двумя независимыми величинами:

Наличием необходимых природных ресурсов

Уровнем вооруженности субъекта.

Под субъектом может подразумеваться человек, производственный коллектив или сообщество в целом. Результат в любом случае будет зависеть от качественных характеристик указанных величин, находящихся в зависимости от географических условий и от уровня развития материальной и духовной культуры общества.

Практически, начало всех изменений окружающей среды в результате деятельности человека заключается в самом человеке.

5. Становление науки экологии

На протяжении всей истории человек активно перестраивал окружающий мир, нарушая сложившийся естественный круговорот элементов в природе. В плотно населенных частях планеты на каждом квадратном метре происходило столкновение сил природы с противодействующими им силами цивилизации. Вмешательство человека в природу оказывалось почти всегда необратимым и, в конечном итоге, неблагоприятным для самого человека. Это не могло не заставлять мыслящих представителей человечества во все времена задаваться вопросами о месте человека в природе.

Историю развития научных взглядов о взаимоотношении человека и природы можно разделить на несколько периодов:

Накопление эмпирических познаний о природе в эпоху древних цивилизаций. Для этого периода характерно описательное направление в науке. Человек выделен из природы и поставлен в центр мироздания. Обожествление природы сменилось антропоцентризмом. Вклад в развитие внесли труды Гиппократа, Платона, Аристотеля, Авиценны.

Изучение влияния природных условий на живые организмы в эпоху Возрождения. Катализатором развития науки в этот период стали географические открытия, колонизация новых земель, описание и изучение ранее неизвестных представителей растительного и животного мира, научные заключения. В сознании европейцев происходили революционные изменения. Вклад внесли взгляды мыслителей: Дж. Бруно, Леонардо да Винчи, Г. Галилей, Ф. Бэкон, К. Линней, Ж.Л. де Бюффон, И. Кант, М.В. Ломоносов, Ж.Б. Ламарк, А. Гумбольдт и др.

Появление во второй половине ХIХ в. эволюционного учения Ч. Дарвина и науки экологии. Взгляды Дарвина послужили научным фундаментом, на котором стали базироваться научные труды сторонников теории естественного отбора в результате борьбы за существование. Э. Реклю ввел понятие "биосфера" для обозначения "живой" оболочки Земли, слоя животных и растений. Э. Геккель ввел термин "экология", который выделил в самостоятельную науку и назвал этим словом раздел биологии, изучающий совокупность взаимосвязей между живыми и неживыми компонентами природной среды. Зародилось и стало развиваться научное направление экологии. Экология - наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и их физическим окружением.

Формирование в экологии системной концепции. Работа В.И. Вернадского "Биосфера" привлекла внимание научного мира к проблеме взаимодействия живых организмов с неживой природой. Биосфера была представлена как глобальная система. Учение В.И. Вернадского о биосфере подготовило основу для целостного восприятия природных процессов как системы. В.И. Вернадский разработал фундаментальную концепцию биосферы и ввел понятие "ноосфера", как сфера разума, преобразующая планету. А. Тэнсли ввел понятие "экосистема". Экосистема - единое природное сообщество, образованное взаимодействующими организмами и окружающей средой, в которой живые и неживые компоненты связаны между собой обменом веществ и энергии. Экосистемами являются, например, океан, тундра, лес, степь, пустыня. Существуют также пограничные формы экосистем, называемые экотонами: лесотундра, лесостепь, полупустыня. Появляется много исследований отдельных экосистем. С развитием компьютерной техники стали развиваться методы моделирования динамических экосистем - экологический системный анализ.

Современный период в экологии. Изменился взгляд на экологию как биологическую науку. Помимо антропоцентрического направления, которое рассматривало человеческое сообщество как возвышающееся над сообществами минералов, растений и животных, появилось биоцентрическое направление. Представители этого направления считают человека продуктом эволюции биосферы. Люди, как и другие млекопитающие, подчиняются единым законам природы, а их развитие идет параллельно с развитием всех других организмов. Поэтому, в современной экологии человек со всей своей многообразной деятельностью включен в сферу интересов науки экологии. Цивилизация, какой бы развитой она не была, не может быть свободной от природы.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.