бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьАнализ деловой среды в Республике Беларусь

Анализ деловой среды в Республике Беларусь

27

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедра менеджмента

РЕФЕРАТ

на тему:

«АНАЛИЗ ДЕЛОВОЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

МИНСК, 2009

Институциональные условия функционирования малого бизнеса

на современном этапе

Законодательство, регулирующее создание и осуществление малого бизнеса, является одним из главных факторов, определяющих его развитие в той или иной стране. Конечно, уровень развития страны, макроэкономическая стабильность, платежеспособность населения, налоговая нагрузка играют тоже важную роль. Однако сами процедуры создания частного бизнеса и их стоимость, получение различных разрешений (лицензий, сертификатов и пр.), регулирование цен на готовую продукцию и ставок аренды и т.д. - все это во многом предопределяет динамику и интенсивность ведения бизнеса в стране.

Одна из белорусских особенностей в этой сфере - противоречивость и нестабильность нормативных актов, регламентирующих осуществление предпринимательской деятельности, принятие их «задним числом», дороговизна исполнения всех необходимых процедур, сложности законодательства при одновременном присутствии множества государственных проверяющих организаций и высокие штрафы.

В последнее время органы государственного управления периодически декларируют усиление деятельности, направленной на стимулирование развития предпринимательства в Беларуси. С этой целью в 2007 - первой половине 2008 гг. принято множество документов, регламентирующих создание и ведение бизнеса в стране. Эти нормативные акты содержат как положительные, так и негативные моменты. Ниже предлагается анализ основных изменений, касающихся процедур регистрации, лицензирования, маркировки, налогообложения и ценообразования.

Регистрация

В течение 2007 - первой половины 2008 гг. принято около 30 актов законодательства, которые в большей или меньшей степени дополняли или, как принято говорить, «совершенствовали» процесс регистрации предприятий. Даже в основной документ [5], который утвердил Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, изменения и дополнения вносились 4 раза.

Прежде всего, они касались отдельных видов субъектов осуществления предпринимательской деятельности: рекламной деятельности, деятельности модельных агентств, подготовки моделей (демонстраторов одежды), а также организаций, которые относятся к субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. Это фонды и общественные объединения, процедура регистрации и функционирования которых поменялась в связи с принятием новых законов [9, 35], регламентирующих их деятельность.

В результате изменения законодательства почти на 2 месяца был приостановлен прием документов на регистрацию фондов. Все фонды, созданные до вступления в силу настоящего указа, обязаны были до 1 февраля 2008 г. привести уставы в соответствие с этим указом и представить документы для государственной регистрации изменений и/или дополнений, вносимых в уставы, в местные исполнительные и распорядительные органы. Общественным объединениям, союзам (ассоциациям) общественных объединений необходимо было в течение одного года обеспечить приведение учредительных документов в соответствие с действующим законодательством. Такие решения потянули за собой целый шлейф административно-хозяйственных расходов, связанных с подготовкой документов, нотариальными расходами, регистрационными взносами и т.п. Приведение в соответствие уставных документов, в среднем, повлекло за собой расходы на сумму, эквивалентную как минимум USD 1000 на каждый фонд или общественное объединение.

Не остались в стороне от изменения регистрационных процедур и организации, которые имели в наименовании слова «национальный» и «белорусский». Исполняя требования законодательства [32], целый ряд коммерческих и некоммерческих организаций, а также негосударственные средства массовой информации были обязаны в трехмесячный срок пройти процедуру перерегистрации. При этом не взималась лишь плата за перерегистрацию (регистрационный сбор). Все остальные расходы (нотариальные, изготовление печати, открытие и закрытие банковских счетов, переоформление договоров аренды помещений, постановка на учет в госорганах и т.п.), а также изготовление новых рекламных буклетов, доведение новой информации до сведения партнеров и т.д. производились за счет самих организаций. Сумма таких расходов оказалась еще на порядок выше, чем у фондов и общественных объединений.

В то же время можно отметить и некоторые положительные изменения в законодательстве, касающемся регистрации. Декрет №6 [6] ввел «одно окно» для пострегистрационных процедур и сократил сроки и стоимость регистрации.

По расчетам экспертов Международной финансовой корпорации, введение обновленного порядка регистрации субъектов хозяйствования позволит сократить затраты субъектов хозяйствования на регистрацию на 21% (прежде всего за счет сокращения объема нотариального свидетельствования документов). Так, до введения декрета в действие регистрация МСБ в среднем занимала 25 дней, с 1 июня 2008 г. эта процедура занимает в среднем 20 дней. Постановка на учет в различные госорганы требовала 16 дней, теперь - 10 дней. Объем выручки субъектов малого и среднего бизнеса может увеличиться примерно на USD 3 млн. в год за счет того, что они начнут деятельность раньше в среднем на 11 дней [1, 2]. Тем не менее, этого, конечно же, недостаточно для значительного облегчения и ускорения вхождения в бизнес.

Таким образом, в Беларуси пока применяется тактика «половинчатых решений», которые вроде бы и должны стимулировать, но очень часто сдерживают развитие предпринимательства. Признавая достоинства обновленного декрета, нельзя не отметить также и то, что он оставляет нерешенным целый ряд проблем, основными из которых являются:

- разрешительный порядок регистрации, хотя уже не первый год на самом высоком уровне делались заявления не только о заявительном, но даже об уведомительном порядке;

- обширный перечень документов, представляемых для регистрации;

- нотариальное удостоверение учредительных документов, что значительно повышает затраты на регистрацию;

- неоправданно большое количество оснований для отказа в регистрации;

- принятие решений о регистрации коллективными органами - исполкомами, в связи с чем возникает проблема исполнения сроков;

- значительный перечень оснований для ликвидации.

Кроме того, декрет ввел дискриминацию по формам собственности. В частности, предусматривается возможность регистрации даже в случае наличия двух оснований для отказа в регистрации в тех случаях, когда учредителями выступают государственные организации либо организации с преобладанием государственной доли (п. 40.8 Положения).

Для регистрации коммерческой организации или индивидуального предпринимателя необходимо посетить минимум 10 государственных учреждений и собрать 13 пакетов документов. Чтобы реализовать свое конституционное право на труд гражданин только на этапе регистрации должен заплатить в среднем 746 у.е. (юр. лицо) или 102 у.е. для индивидуального предпринимателя.

Главной статьей расходов при регистрации является оплата услуг нотариусов. На нее приходится 4/5 всех затрат. Данные услуги, несмотря на жесткое ценовое регулирование со стороны государства, очень дорогие, экономически не обоснованные.

Сохранение разрешительного характера процедуры регистрации приводит к «омертвлению» человеческого и ресурсного капитала. Люди и коммерческие организации не могут использовать те ресурсы и активы, которые у них есть.

У людей возникают проблемы, связанные с наличием многочисленных отсылочных норм, отсутствием единой методики регистрирующих органов на местах. Даже привлечение юристов далеко не всегда помогает сократить сроки прохождения процедуры регистрации. Принцип «одного окна», который декларируется сегодня многими госорганами, является примером подмены понятий. Вместо реального упрощения процедуры, снижения затрат произошло географическое перемещение отдельных государственных структур.

Постановка на учет в различные госорганы после регистрации превратилась в аналогичный по сложности процесс. За нарушение сроков можно получить штраф на сумму от 35 до 1700 у.е.. Во многих налоговых инспекциях простая техническая процедура превратилась в сложный ритуал, который проходит на заседании комиссии по регистрации.

Не оправданно сложной, чрезмерно длительной и дорогостоящей является процедура ликвидации или закрытия бизнеса.

В Беларуси она длится в среднем 5,8 лет. Она обходится в 22% от суммы активов. После ликвидации собственники с одного у.е возвращают себе только 0,22 у.е. Это один из самых плохих показателей в мире. Наличие такой процедуры ликвидации блокирует творческую инициативу и развитие полноценного рынка труда.

Хочется надеяться, что процедура регистрации будет совершенствоваться и дальше. Однако к уведомительному принципу страна, вероятно, придет еще не скоро. Но даже в рамках разрешительного принципа регистрации можно решить перечисленные выше проблемы. Среди таких необходимых и несложных в исполнении мер можно отметить:

- отмена нотариального заверения документов или значительное уменьшение его стоимости или введение добровольного заверения;

- четкая регламентация процедуры ликвидации;

- ликвидация в самом упрощенном порядке всего накопившегося балласта зарегистрированных, но не работающих предприятий МСБ, которые не имеют долгов перед государством.

Это даст возможность многим лицам, которые числятся в учредителях «замороженных» в стадии ликвидации фирм, легально открыть/зарегистрировать новый бизнес.

Лицензирование

Процесс совершенствования законодательства в сфере лицензирования, которое, прежде всего, заключается в сокращении лицензируемых видов деятельности, активизировался в середине 2005 г.

В это время А. Лукашенко издал декрет №17, который:

- значительно сократил количество лицензируемых видов деятельности;

- утвердил Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии);

- определил уполномоченных на выдачу лицензий государственных органов и государственных организаций [8].

Итого осталось 49 видов лицензируемой деятельности (а было свыше 1000). В ближайшей перспективе количество лицензируемых видов деятельности в Беларуси предполагалось сократить до 10-12, а затем поэтапно перевести лицензирование в режим сертификации, аккредитации, аттестации или заменить иной формой государственного регулирования.

Однако, несмотря на разговоры об этом, больших подвижек в сторону сокращения лицензируемых видов деятельности пока не наблюдается. Так, несмотря на то что за последние полтора года разработано и принято 29 актов законодательства в сфере лицензирования, они все направлены на усиление порядка лицензирования и/или дополнение Перечня новыми видами (подвидами) деятельности. Например, в соответствии с изменениями и дополнениями указанный Перечень дополнен тремя видами/подвидами. Девять видов претерпели изменения в сторону расширения составляющих работ и услуг. И только один пункт 41: «Промысловый лов рыбы и добыча водных беспозвоночных» полностью исключен из перечня лицензируемых видов деятельности.

Одними из первых от изменения процедуры лицензирования пострадали риэлторы. Согласно указу президента и постановлению пра6вительства [25] все агентства недвижимости обязаны в течение трех месяцев подготовиться к получению новых лицензий на оказание услуг и переаттестовать почти всех штатных сотрудников. Не смогли участвовать в аттестации, а значит, потеряли рабочие места те работники риэлторских агентств, которые на момент аттестации не имели высшего юридического, экономического или технического образования.

Основное официальное объяснение принятия решения об аттестации и перелицензировании состояло в том, что риэлтерская услуга - это составляющая часть юридической деятельности. Хотя, на самом деле, суть работы риэлторов на 90% времени состоит из работы с информацией, рекламой, подбором возможных вариантов, а на 10% связана с документами и их оформлением. Вторая версия заключалась в том, что риэлторский рынок страны очень сильно криминализирован. Однако, опираясь на статистику Белорусской Ассоциации «Недвижимость» (БелАН), можно утверждать обратное. Так, ежегодно в стране регистрируется около 60 тыс. сделок с недвижимостью, при этом только 0.25% признаются судами недействительными. Если говорить о квартирном рынке, то ежегодно судами Беларуси рассматривается примерно 20 000 дел, из которых около 10% - по жилью. Количество исков о признании сделок с жилыми помещениями недействительными составляет ежегодно 200-300, то есть всего 1% от общего количества гражданских дел. Таким образом, приведенные цифры скорее говорят об обратном, т.е. о соответствующем профессиональном уровне риэлторов в Беларуси и несостоятельности этой версии.

Данное постановление правительства также лишило возможности индивидуальных предпринимателей вернуться к лицензированию риэлтерской деятельности, а ведь именно они, как правило, обслуживали население малых городов. В результате часть предпринимателей из небольших городов потеряла свой бизнес, а наемные работники - рабочие места.

Кроме того, до принятия данного постановления риэлтерские услуги также подвергались определенному государственному контролю через процедуру сертификации. Сертификация риэлтерских услуг (включая аттестацию риэлторов) осуществлялась Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете министров Республики Беларусь. Решить вопрос усиления контроля качества над риэлтерскими услугами можно было посредством увеличения числа органов по сертификации. Однако, несмотря на возражения самих риэлторов и бизнес-союзов защищающих их интересы, последовало другое решение, которое пока только сократило количество субъектов хозяйствования, занимающихся риэлтерской деятельностью.

Еще один вид предпринимательской деятельности, пострадавший от изменения законодательства в области лицензирования, - фирмы по трудоустройству, брачные и модельные агентства. Декрет №3 «О некоторых мерах противодействия торговле людьми» А. Лукашенко ужесточил контроль за выездом граждан Беларуси за границу. Главное новшество этого документа заключалось в том, что к 1 июля 2007 г. все субъекты хозяйствования, предоставляющие работу за границей (примерно 40), должны пройти перелицензирование в МВД. К их числу обязаны присоединиться брачные агентства и организации, занимающиеся подготовкой моделей (демонстраторов одежды), получив лицензию в Министерстве образования. К сожалению, лишь 10 фирм из 40 смогли получить соответствующую лицензию к указанному сроку.

Декрет также установил, что «распространяемая на территории Республики Беларусь реклама продукции, товаров (работ, услуг), производимых на этой территории, изготавливается только с привлечением организаций и граждан республики». А право проведения кастингов предоставлено только территориальным органам государственной службы занятости, а также модельным агентствам и иным субъектам хозяйствования, имеющим соответствующую лицензию. Кроме того, декрет №3 установил ряд обязательств и добавил работы другим предприятиям. Так, юридические лица и индивидуальные предприниматели, направившие граждан за границу на работу или учебу (за исключением направления своих работников в служебные заграничные командировки), для участия в спортивных, культурных и иных массовых мероприятиях обязаны представлять информацию о них в структурные подразделения по гражданству и миграции МВД по месту жительства. Кроме того, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие туристическую деятельность, обязаны представлять в названные выше органы информацию о гражданах, которые осуществляли поездку за границу в составе организованной группы и не возвратились в Беларусь в течение пяти рабочих дней со дня возвращения этой группы.

Осенью 2007 г. издан еще один декрет [7] А. Лукашенко, который внес коррективы в упомянутый выше декрет. Данный декрет, прежде всего, коснулся молодых людей, которые выезжают за границу для участия в спортивных, культурных и иных массовых мероприятиях в течение учебного года. В центре внимания также оказалась деятельность электронных брачных агентств. Новым документом предусматривается обязательное лицензирование деятельности, связанной со сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах с целью знакомства (деятельность брачных агентств).

Положительным моментом является тот факт, что данный декрет расширил перечень лиц, которые могут заниматься кастингом без лицензии. Кроме того, предоставлено право СМИ и государственным учреждениям культуры проводить конкурсные отборы (кастинги) без специального разрешения (лицензии) для осуществления деятельности, связанной с трудоустройством граждан за границей. Модельным агентствам, помимо названных целей, разрешили без лицензии организовывать кастинги и для трудоустройства граждан в Беларуси.

Декреты президента №11 и №18 внесли значительные изменения в лицензирование и ведение предпринимательской деятельности в сфере производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта.

Во-первых, в Беларуси право на осуществление предпринимательской деятельности по производству, экспорту, импорту, хранению алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, оптовой и/или розничной торговли ими (за исключением розничной торговли алкогольными напитками в объектах общественного питания) имеют только юридические лица. Этот же вид деятельности внесен в Перечень лицензируемых видов предпринимательской деятельности.

Во-вторых, индивидуальным предпринимателям запрещено заниматься вышеперечисленными видами предпринимательской деятельности.

В-третьих, после определенного всплеска предпринимательского протеста разрешено, но только до 1 января 2009 г., ИП и юридическим лицам, основной вид деятельности которых розничная торговля и общественное питание, осуществлять розничную торговлю непищевой спиртосодержащей продукцией, парфюмерно-косметическими средствами, алкогольными и табачными изделиями на основании специальных разрешений (лицензий). Им же разрешено заниматься импортом этой продукции без лицензий. После наступления указанного срока получить лицензии смогут только юридические лица в соответствии с предъявляемыми требованиями.

В-четвертых, за различные нарушения данного законодательного акта установлена ответственность в виде штрафов от 80 до 5 000 базовых величин (1 БВ на 01.06.2009 составляет 31 000 р., или 15 у.е.).

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.