бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьАдминистративные барьеры развития предприятия

Административные барьеры развития предприятия

Дипломная работа

Административные барьеры развития предприятия

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Переход к рыночному способу организации хозяйственной деятельности представляет собой длительный и сложный процесс, который включает не только собственно рыночные изменения, но и глубокие административные изменения, коренное преобразование системы государственного управления экономикой. Осуществление современных радикальных социально-экономических преобразований в России сопровождалось беспрецедентным экономическим кризисом, обусловленным многими факторами и, в частности, дезинтеграцией региональных хозяйственных процессов. Причинами такой дезинтеграции послужили асимметричные процессы разрушения хозяйственных связей, наработанных за годы планового ведения хозяйства, и формирование новых рынков как основных механизмов координации деятельности экономических субъектов в переходной экономике.

Становление элементов рыночной организации хозяйственной деятельности осуществляется через трансформацию не только базовых экономических отношений, но и институтов государственного регулирования, определяющих ограничения и матрицы поведения экономических субъектов. Главным элементом рыночного механизма является конкуренция. Переход от государственного монополизма во всех сферах экономической жизни к характеризующемся той или иной степенью конкуренции рынкам наталкивается на значительные административные барьеры. Например, малые и средние предприятия в г. Ростове-на-Дону обычно сталкиваются с проверками 30-40 инстанций и ведомств.

В силу этого центральным направлением научных исследований, в условиях осуществляющегося дерегулирования экономики выступает выявление генетической природы административных барьеров, их эволюции за годы радикальных экономических трансформаций, а также комплексный анализ последствий ограничения конкуренции на товарных рынках. Это требует особого внимания к исследованию характеристик конкуренции и экономического поведения рыночных агентов в специфических условиях переходной экономики и определения новых методических подходов к совершенствованию механизмов государственного регулирования конкуренции.

Выход российской экономики из затяжного системного экономического кризиса на траекторию роста предопределяет также потребность разработки новых экономических и административных механизмов государственного регулирования, а также направлений дерегулирования большинства отраслей народного хозяйства.

Проблема административных ограничений конкуренции традиционно рассматривается в рамках административной экономики и экономики отраслевых рынков. В направлении формирования административных и отраслевых структур, их взаимодействия работали такие видные ученые, как Дж. Бейн, Р. Коуз, Дж. Стиглер, Ж. Тироль, О. Уильямсон и Р. Шмалензи. Среди российских ученых исследованием этой проблемы занимаются СБ. Авдашева, А.А. Аузан, Н.М. Розанова и др.

Механизмы функционирования административных рынков в условиях плановой экономики, особенности бюрократической организации, а также закономерности трансформации экономических порядков исследуются в работах Я. Корнай, Л. Мизеса, А. Ноува, Стиглица, Ф. Хайека, Дж. Среди отечественных ученых значительный вклад в разработку этих вопросов внесли Белокрылова О.С. ,С. Кордонский, В. Найшуль, Рязанов В.Т. и др.

Влияние теневых отношений на административную организацию рыночной и эксполярной экономик исследуется в работах Э. де Сото, Т. Шанина. В отечественной научной литературе всесторонний анализ особенностей организации теневой экономики содержится в работах И.М. Клямкина, Л.Я. Косалса, Ю.В. Латова,Л.М. , В.В. Радаева, Тимофеева и др.

Методология административного анализа и административных изменений разработана Нельсоном Р., Уинтером С, Уильямсоном О., Дж. Ходжсоном. Анализ роли групп при формировании и функционировании административной структуры экономики проведен в работах Олсона М.

Роль институтов в российской экономике проанализирована Нуреевым Р.М, Олейником А.Н., Полтеровичем В.В., Тамбовцевым В.Л., Шаститко А.Е. Вопросам исследования механизмов снижения административных барьеров в переходной экономике посвящены работы А. Аузана, Ю. Кузнецова, В. Мау, В. Тамбовцева и др.

Однако изученность проблемы остается недостаточной для разработки целостной концепции, объясняющей формирование и функционирование административных барьеров, имеющих как формально-административную природу, так и неформальную теневую, которая может послужить теоретической основой формирования системы действенных мер государственной политики. Острая полемичность проблемы снижения негативного эффекта административных барьеров на товарных рынках в переходной экономике, ее политическая и социальная значимость, рост теневых доходов вследствие нерешенности проблемы роли и границ вмешательства государства в этой сфере предопределили выбор предмета настоящего исследования, обусловили его цель и задачи.

Цель и задачи исследования. Цель работы состоит в том, чтобы, опираясь на результаты эволюционного и теоретического исследования особенностей ограничений конкуренции на товарных рынках, выявить генетические характеристики экономических отношений, детерминирующих эволюцию институтов, норм и механизмов, затрудняющих доступ на рынки и повышающих трансакционные издержки, и определить роль и основные меры по преодолению административных барьеров со стороны государства и других заинтересованных групп через призму качественного анализа.

Цель исследования обусловила постановку и решение следующих этапных задач, отражающих логическую структуру и последовательность предпринятого исследования:

выявить на основе историко-генетического анализа административные особенности функционирования административных рынков, как способа бюрократической координации в условиях плановой экономики;

проанализировать влияние институтов и групп специальных интересов на формирование конкурентного процесса на товарных рынках, барьеров, а также динамику трансакционных издержек;

провести системный анализ экономических отношений в эксполярной (теневой) экономике и их воздействие на формирование конкурентной среды в условиях жестких административных ограничений конкуренции;

охарактеризовать основные виды административных барьеров в переходной экономике;

с позиций административного подхода выявить специфику формальных и неформальных ограничений;

исследовать особенности формирования и функционирования административных барьеров в процессе закупок продукции для государственных нужд;

определить основные направления снижения административных барьеров -с помощью формальных административных механизмов;

исследовать феномен рентоориентированного поведения групп со специальными интересами и их влияние на проведения ограничительных мер государственной политики.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются товарные рынки и их административная организация. Предметом исследования выступает совокупность отношений между хозяйствующими субъектами, государством и группами специальных интересов, определяющих направления возникновения и функционирования административных ограничений.

Теоретико-методологическую основу настоящего исследования составляют фундаментальные концепции, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых, реализующих политико-экономический и административный подходы к анализу административных ограничений конкуренции на товарных рынках. Концепция исходит из объективной зависимости степени ограничения конкуренции на товарных рынках от развитости рыночных институтов и качества мер государственной экономической политики, что позволяет выработать направления дерегулирования рыночных структур и снижения влияния групп специальных интересов, теневых отношений как альтернативных способов хозяйственной координации. В ходе разработки концепции были использованы положения общей теории рынка, теория переходной экономики, теории неоадминистративной экономики, теория групп специальных интересов, нормативно-правовые акты и прогнозные разработки федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

Инструментарно-методический аппарат работы. В основу исследования поставленной проблемы положены общенаучные методы историко-генетического, административно-эволюционного, системно-функционального, сравнительного анализа, теории игр, а также методы собственно экономического исследования - экономическое моделирование, субъектно-объектный, категориальный анализ, социологический опрос.

Информационно-эмпирическую базу исследования составляют официальные статистические данные Федерального Государственного статистического комитета Ростовской области, материалы Министерства труда и социальной политики РФ, департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Ростовской области, первичные материалы бухгалтерской отчетности ряда ростовских предпринимательских структур. В работе проанализированы также фактические данные, содержащиеся в монографиях, статьях отечественных и зарубежных экономистов, периодических изданиях, монографических обследованиях, а также результаты проведенных автором социологического опроса и интервьюирования предпринимателей г. Ростова-на-Дону.

Структура работы. Выполненная работа состоит из трех глав, включает четыре параграфа, заключение, список использованных источников и три приложения.

В первой главе речь идет о формальных ограничениях конкуренции и государственной экономической политике, административные ограничения неформального характера, также подробно рассмотрены особенности административных барьеров при осуществлении закупок для государственных нужд

Во второй главе рассматривается понятие и роль снижения административных барьеров в посткризисной экономике, который включают институционально-правовых методов снижения административных барьеров и дерегулирование как квазиконкурсный процесс.

В третьей главе анализируется состояние и дается прогноз развития малого предпринимательства в Ростовской области на 2003-2005 годы.

1. ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ И ДИНАМИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В ТРАНЗИТИВНОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.1 Формальные ограничения конкуренции и государственная экономическая политика

Очевидно, что формирование эффективной конкурентной среды способствует экономическому росту, но тем не менее на различных уровнях административного, государственного управления генерируются нормы, правила и другие внерыночные меры, ограничивающие конкуренцию как на общенациональном, так и на локальных рынках. Возникает парадоксальная ситуация в связи с тем, что государство в лице различных его органов, в частности Министерства по антимонопольной политике, осуществляет мониторинг нарушений закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ведущих к монополизации и ущемлению прав хозяйствующих субъектов. В результате государство в лице одних своих органов создает институциональные барьеры на пути конкуренции, а в лице других - борется с ними.

В связи с этим для всестороннего анализа мер государственного регулирования конкуренции необходимо выявить экономическую природу институциональных барьеров, создаваемых государством.

Традиционно к институциональным барьерам относят:

- систему лицецзирования деятельности фирм;

- систему государственного контроля над ценами, над уровнем доходности, который может приводить к появлению неявных затрат, выраженных в потере части потенциальной прибыли;

- затраты собственников фирмы, связанные с процедурой прекращения ее деятельности и банкротства;

- сложность выхода предприятий из отрасли и связанные с ним высокие явные и неявные затраты, которая является одним из важнейших факторов, препятствующих эффективной конкуренции: высокий риск, сопряженный со сложностью выхода с рынка, дестимулирует вход в отрасль потенциальных конкурентов Авдашева СБ., Розанова Н.М. Теория организации от-раслевых рынков. М., 1998. С. 55..

Структурная трактовка институциональных барьеров характеризует ограничения конкуренции в основном со стороны формальных институтов. Однако в современных экономических условиях большое значение приобретают также неформальные хозяйственные институты, которые затрудняют доступ на рынки, влияют на ценообразование и в конечном итоге приводят к значительным потерям в эффективности рыночного механизма. В силу этого более адекватной современной экономической действительности представляется классификация институциональных барьеров в экономике на формальные, или административные, и неформальные барьеры.

Существование формальных институциональных барьеров есть прямое следствие интервенционистской государственной экономической политики. Такие барьеры создаются государственными министерствами и ведомствами на различных уровнях властной вертикали.

При этом необходимо различать двойственность функциональной роли государства, с одной стороны, как участника рынка или организации, преследующей свои цели, в том числе получение прибыли от экономической деятельности, а с другой стороны, как института, основная задача которого заключается в установлении правил и норм поведения субъектов рынка и контроле за их выполнением. Государство как институт - это огромный комплекс различного рода ограничений и правил, обеспечивающих процесс государственного регулирования и представляющих собой результат законотворчества исполнительной и законодательной властей различного уровня.

Целью введения таких ограничений или институтов является стремление государства к усилению контроля за уплатой налогов, оборотом товаров и услуг, проникновением на рынок некачественной или фальсифицированной продукции и т. д. Таким образом, побудительные стимулы для создания различного рода правил на рынке оказываются положительными и несут созидательный, а не разрушительный импульс. Но на пути своего воплощения они обрастают различными противодействиями и в результате превращаются зачастую в правила с двусмысленной трактовкой, что для экономики даже более неблагоприятно, чем полное отсутствие правил. В итоге формируются институты, которые не только не способствуют развитию экономики, но создают базу для всевозможных злоупотреблений со стороны аппарата чиновников.

Если же законы органов власти не допускают послаблений и двоякого толкования, то чаще всего они усложняют порядок регистрации, лицензирования и плодотворной деятельности предприятий, что также пагубно сказывается на динамике экономики в целом.

Одним из таких барьеров является институт лицензирования предпринимательской деятельности. В августе 2001 г. Государственной Думой России был принят закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». До принятия этого закона на территории России осуществление более тысячи видов предпринимательской деятельности требовало лицензирования на федеральном уровне или уровне субъектов федерации. Новым законом число лицензируемых видов деятельности значительно снижено, более чем на 140.

Некоторые из подлежащих лицензированию видов деятельности плохо специфицированы (эксплуатация взрывоопасных производственных объектов; эксплуатация пожароопасных производственных объектов; эксплуатация химически опасных производственных объектов), что позволяет через подзаконные акты распространять лицензирование на десятки и сотни новых и новых видов деятельности Мау ВЛ., Жаворонков С.Г., Шадрин А.Е., Яновский К.Э.Дерегулирование российской экономики: механизм вос-производства избыточного регулирования и институцио-нальная поддержка конкуренции на товарных рынках.М.: ИЭПП, 2002. С. 26.

Другим формальным институциональным барьером государственного регулирования является институт государственного воздействия на ценообразование в отраслях. Существование данного института объясняется желанием государства оказывать воздействие на многообразные процессы в экономике посредством регулирования цен на различные виды продукции. Этот институт включает правила и ограничения, которые заставляют рыночные структуры поддерживать цены на свою продукцию на определенном уровне: антимонопольное государственное регулирование, акцизы и сборы, установление квот и тарифов.

Воздействие института государственного ценового регулирования чаще всего направлено на монопольные структуры и, по нашему мнению, в свои задачи должно включать:

- обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и включенных в сферу госрегулирования производителей (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и инвесторов);

- определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;

-стимулирование предприятий естественных монополий к сокращению издержек и из лишней занятости, повышению качества предоставляемых услуг, росту эффективности инвестиций и т.д.;

-использование возможностей ценовых механизмов регулирования при проведении стабилизационной макроэкономической политики;

- преодоление региональной асимметрии экономического развития.

Административные барьеры на пути развития предпринимательства - это акты и действия органов власти различного уровня и конкретных их представителей, существенно затрудняющие создание и развитие предпринимательских структур. К ним относятся барьеры, связанные с лицензированием, сертификацией, регистрацией, разрешительной практикой, дублированием функций контролирующих органов, снижением «доступа к государственным и муниципальным помещениям и т. д.

Кроме законодательно установленных, существуют барьеры, которые создаются искусственно, вследствие дискреционного регулирования на уровне подзаконных актов министерств и ведомств, а также оппортунистического поведения отдельных чиновников Аузан А., Крючкова П. Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования // Вопросы экономики. 2001. № 5.. Так, для выхода хозяйствующего субъекта на рынок различными ведомствами завышаются требования, за нарушения которых устанавливаются штрафные санкции, часто направленные на содержание контролирующих органов. Даже общественные организации, в частности организации по защите прав потребителей, сегодня ставят вопрос о законодательном закреплении за ними являющихся прерогативой государства функций контроля и наказания.

Негативно сказываются на формировании конкурентной среды также особенности перехода от тотальной государственной собственности плановой экономики к многообразию форм частной собственности. В условиях совершенно конкурентного товарного рынка в качестве конкурентов выступают, с одной стороны, государственные и муниципальные, а с другой - частные предприятия. Но в переходной экономике государственные и муниципальные предприятия имеют существенные конкурентные преимущества в виде льгот по арендной плате, налогообложению, выделению земельных ресурсов, предоставлению заказов и т. п. и одновременно надежную защиту в лице своего учредителя от различного рода контролеров. В результате декларирование намерений региональных и муниципальных властей по поддержанию предпринимательства приходит в противоречие с их интересами как собственника (учредителя).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.