бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьCовременная налоговая политика россии и направления её развития

Cовременная налоговая политика россии и направления её развития

ВВЕДЕНИЕ
 
Налоги, уплачиваемые в той или иной форме,  как главный  источник формирования  и пополнения  финансовых ресурсов государства, изымаемые и поступающие  в виде обязательных платежей, известны с древнейших времен.  Институт  налогообложения, как неотъемлемая составляющая   общественного воспроизводства, в части распределения и перераспределения стоимости, формирования доходов субъектов экономики, потребителей и государства, появился одновременно со становлением товарного производства, последующим разделением общества на классы, появлением государства и его наличие присуще всем государственным образованиям, как  с рыночной, так и с нерыночной системой хозяйственной деятельности.  Внедрение системы налогообложения, обусловлено обеспечением  необходимой  материальной и финансовой базы для выполнения государственных задач. В Российской Федерации  обязанность  платить законно установленные налоги и сборы закреплена Статьей 57 Конституции.[1]
Поступательное и стабильное развитие  экономики возможно только  при эффективной и стабильной  системе органов государственной власти, деятельность которых финансируется посредством функционирования надежной налоговой системы. Поэтому, проведение рыночных преобразований в экономике невозможно без внедрения эффективных  и оптимальных налоговых систем. Система налогов и налоговых сборов, платежей - основной инструмент реализации  государственных интересов при формировании доходов бюджетов  и регулировании экономики. Система налогообложения включает в себя налоговое законодательство и право, налоговая политика, налоговое планирование, регулирование надзор и контроль.
Настоящая работа посвящена налоговой политике Российской  Федерации. Налоговуюполитику уверенно можно расценивать  как важнейший инструментарий государственного регулирования,                непосредственным образом от разумности и эффективности которой, зависимы почти  все социально-экономические сферы жизни общества. Постоянными изменениями и дополнениями налоговой политики, государство получает возможность стимулирования, сдерживания    экономического роста, посредством дифференцирования  пропорций на макро – и микроэкономическом уровнях. Цель работы - изучение теоретических  и базовых  аспектов налоговой политики, анализ влияния на формирование бюджета страны, а также  определение направления и механизма её реализации, как на ближайшие годы, так и на более долгосрочные периоды.
Основы налоговой   системы Российской Федерации, были заложены в начале девяностых годов прошлого столетия, но  до сих пор вызывают споры и неоднозначные толкования. Необдуманное удовлетворение текущих бюджетных потребностей, которое осуществляется без учета экономических последствий, несовершенство механизма сбора налогов, отсутствие действенной законодательной базы для борьбы с «теневой» экономикой и уклонениями от налогового бремени, неуверенность иностранных инвесторов в стабильности режима налогообложения, приводят к прямым финансовым потерям. Необходимость выявления, оценки и минимизации указанных потерь, ставит вопрос о переводе деятельности по совершенствованию налоговой системы, а следовательно, и налоговой политики из теоретической, в практическую плоскость. Настоящая работа актуальна по причине необходимости решения  указанных выше  насущных жизненных проблем. Объектом исследования настоящей  курсовой работы считаются  общественные отношения, возникающие в ходе реализации основных направлений налоговой политики  страны. Предмет исследования –  налоговая политика,   её   влияние на порядок формирование бюджета, и
дальнейшие перспективы её совершенствования. Задачи, решаемые при написании курсовой работы:
- вкратце ознакомиться с  основными теоретическими основами налоговой
политики и эволюцией научной мысли по данному вопросу, раскрыть основные типы налоговой политики, принципы её формирования;
- рассмотреть инструменты методы и формы осуществления  налоговой политики;
- на примере анализа оценить степень  влияния налогов на доходную часть  бюджета;
- проследить основные направления налоговой политики в 2010-2014 годы
- выделить  направления вопросы стратегического планирования налоговой политики.
В первой главе работы рассмотрены основные вопросы    регулирующей роли  государства в развитии экономической  системы и место  налоговой политики при  проведении данных мероприятий. Проведен краткий обзор эволюции научной мысли и теории налоговых отношений государства и налогоплательщиков. Раскрыты понятия  типов налоговой политики, принципы её формирования,  инструменты, методы и формы  её реализации.
Во второй главе,для наглядности  результатов влияния налоговой политики на доходы бюджетной системы,представлен краткий анализ, ориентированный на данные о размерах ВВП (внутреннего валового продукта) за 2000-2007 гг. Анализ проведен на основании данных Министерства Финансов Российской Федерации. В третьей главе обозначены основные направления налоговой политики и формирования доходов бюджетной системы, базовые тезисы краткосрочных и долгосрочных стратегий. Для написания работы использовались нормативные акты Российской Федерации, статистические данные органов государственной власти, специальная литература, периодическая литература.
 
1.Теоретические основы формирования налоговой политики
Экономическая система -  это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и  нематериальных благ и услуг.[2]
Американский экономист, лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен в книге «Капитализм и свобода»[3] представляет два способа координации экономической деятельности. Первым считается  централизованное руководство, основанное на принуждении, или иерархической основе. Вторым способом  считается  добровольное сотрудничество субъектов или сформировано  спонтанно, в стихийном порядке. Экономическая система может быть охарактеризована и как совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации управленческих решений, относительно процесса производства,   получения доходов и потребления  в границах отдельно взятой географической территории.
При создании основ механизма рыночных отношений происходит усиление регулирующей роли  государства в развитии экономической  системы. Государство должно обеспечить необходимые условия для  функционирования рыночных механизмов и с их непосредственной помощью регулировать ход экономических процессов, в частности,  используя налоговую политику. Современная  экономическая теория представлена различными мнениями насчет  трактовки понятия  «налоговая политика».
Наиболее универсальным можно считать определение, трактующим налоговую политику как совокупность экономических, финансовых и правовых мер,  проводимых государством по созданию налоговой системы, с
целью использования функций  налогов при  достижения задач, которые призвана решить экономик  в определенный  момент или период.   Выражаясь иначе, налоговая политика представляет собой  структурированный набор  мер воздействия на налоговую систему,  которые реализуется посредством  налогового права, то есть на законном основании. В указанных отношениях субъектом управления является  осударство, а налоговой системе отведена роль объекта управления.
Результативность  осуществляемой налоговой политики  значительно   зависит от тех корректировок, которое государство вносит  в  экономическую политику в целом.   Но значение налоговой политики  все-таки относительно самостоятельное, и по этой причине  её построение производится  на основе научной теории налогов. Без научного подхода  развитие проходит неконтролируемо, с ошибками и недочетами, порой имеющими тяжелые последствия.
Формирование основных налоговых теорий в качестве научных
Концепций налоговых отношений началось XVII веке. Одной из первых возникает теория налогов как разновидность  теории обмена -  так называемая атомистическая теория, в которой налог рассматривался как договор обменам между гражданами и государством.[4] Согласно этой теории гражданин отдает государству плату за охрану жизни и собственности, защиту и другие услуги.
В середине XIX века появились такие теории налогов, как теория наслаждения (Ж. Симонд де Сисмонди), теория налога как страховой премии (Тьер и Дж.  Мак-Куллох), согласно которым государство обязано осуществлять защиту налогоплательщиков от рисков угрожающих жизни, имуществу. Последующий период в эволюции налоговой теории связан с классической теорией налогов,  который объясняется более высоким уровнем теоретического, научного осмысления характера  налогов и
налогообложения. Адам Смит    первый  дал определение понятия «налоговая  система»,  сформулировал обязательные условия для ее формирования, и по праву считается основоположником научной теории. Им были  выдвинуты четыре основных принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобство уплаты и  дешевизна налогового администрирования. Указанное теоретическое обоснование роли и места налогов  постепенно стало меняться по причине  усложнения экономических отношений и  необходимостью, вызванными данными усложнениями,  усиления  роли государства как регулятора отношений. Среди новых теорий, лидирующие положения , по причине значительного  влияния на формировании налоговой политики стран с развитой рыночной экономикой заняли два  направления экономической мысли: кейнсианское и неоклассическое.
Концепция Дж.М.  Кейнса основывается на основании тезиса  о том, что темпы роста экономики должны базироваться на расширении емкости рынка и связанном с ним увеличении массового потребления.[5] Исходя из этого тезиса,  вмешательство государства осуществляется по линии достижения эффективного спроса. В отличие от своих предшественников,  считавших только бережливость основой национального богатства ,  Дж. М. Кейнс предоставил  главную  роль в достижении этой цели еще и предпринимательской инициативе населения. По его мнению,    экономический рост зависит от наличия сбережений капитала только в условиях полной занятости трудоспособного населения. В иных условиях, даже наличие достаточного размера сбережений не обеспечивает гарантий роста производства, по причине их пассивности и не используются в качестве инвестиционного источника. Серьезная роль,   в регулировании этих процессов отведена налогам. Посредством изъятия  с помощью налогов и использования через бюджетную систему в качестве  ресурса  для инвестиций, сбережениям придается статус генератора экономического роста.  Основоположник кейнсианства обосновал необходимость достаточно высоких и прогрессивных ставок налогообложения, которые должны стимулировать производителя для принятия рисковых решений в области инвестиций.
В противоположность кейнсианской теории,   неоклассическая модель  иначе  оценивает  роль государства в регулировании экономики в условиях рынка. Неоклассическая теория базируется на утверждении , что государство должно обеспечивать беспрепятственную работу законов  свободной  рыночной конкуренции, поскольку рынок может и должен саморегулироваться без вмешательства извне и достигать экономического равновесия. Данная  теория, в противовес  кейнсианской,  отводит государству   пассивную роль в регулировании экономических процессов. Заметный вклад в развитие неоклассической теории налогов был внесен профессором А. Лаффером, выявившем  количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета, построив параболическую кривую,  названную  в честь автора «кривая Лаффера».
В настоящее время,  наиболее приближена к требованиям современной налоговой политики  теория переложения налогов, основы которой были выдвинуты еще в XVII веке. Несмотря на актуальность, указанная теоретическая концепция  менее всего изучена. Суть этой теории заключается в  положении о том,  что распределение налогового бремени может быть достигнуто только в процессе обмена и формирования цены.               Используя обменные и распределительные процессы, налогоплательщик может переложить налоговое бремя на другое лицо- носителя налога, на которого и возлагаются обязательства. В конце XIX  века американский экономист Э.  Селигмен изложил свою точку зрения  на основные положения теории  переложения налогов и указал на их две разновидности:
- переложение налогов с продавца на покупателя  (косвенное  налогообложение)
-переложение с покупателя на продавца (ситуация при которой цена на товары очень велика из-за высоких ставок, например, акциз).[6]
Налоговая политика воздействует  на все социальные и  экономические сферы системы, и неотделимо скреплена со многими элементами государственного управления: кредитно-денежная и торгово- промышленная политики,   ценообразование, структурная реформа экономики и другими. Используя  налоговую политику, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает темпы его роста. Однако, главной миссией налоговой политики  является обеспечение условий для контролируемого экономического роста, поскольку    экономический  рост является следствием      развития  производства, степени  его  эффективности. Вкратце можно сказать: «эффективной можно считать налоговую политику,     стимулирующую накопление и инвестиции, способствующую экономическому росту.[7]
Поскольку, любой налог, является по сути доходом  государства,   можно сделать вывод о тождестве налоговой  политики  политике  государственных доходов, которые  неотделимо связаны с политикой расходов. Комплекс мероприятий (управленческих решений)  по осуществлению   налоговой политики и политики государственных расходов в теории  принято называть фискальной политикой.  Управленческие решения напрямую зависят от целей налоговой политики и могут иметь характер   широкого диапазона действия: от   корректировочных (имеющих характер незначительных изменений) и  текущих, до реформаторских (с существенными изменениями основ налоговой системы, а  порой  шоковыми и даже катастрофическими социально- экономическими последствиями). Как и в любом управленческом процессе, при проведении фискальной политики  обязательно присутствие контрольных процедур соотнесения целей и результатов с целью, своевременного выявления нежелательных расхождений и внесения корректировок. Однако вывод о сущности  налоговой политики, дееспособность которой заключается  в единстве целей, мер и результатов относителен. Характер политики  представляет собой сложную  причинно-следственную структуру, так как порой, ожидаемый результат на одном этапе представляемый как цель, на следующем этапе   выступает как  средство.  В виде примера можно привести ситуацию, когда   понижение ставки налога (налогового обременения),  являясь  промежуточной целью реформаторских послаблений, может быть средством (стимулирующим действием) для развития производственных сил, что можно расценивать как цель более высокого  уровня.
Государство использует методы  прямого (властно-распорядительные взаимотношения) и косвенного регулирования экономикой: создание условий  экономической мотивации или стимуляции в экономических действиях. Методы заинтересованности или стимуляции  предпочтительны  для экономики рыночных отношений, по причине их эффективности, при сравнении с прямыми методами.  Налоговая политика относится ко второму типу методов регулирования. Формы и методы налоговой политики определяются законами экономики, присущими экономической системе страны, то есть зависят от политической системы, национальных приоритетов и целей, административно-территориального деления, сложившегося характера взаимодействия отличных друг от друга  форм собственности, других факторов и условий функционирования экономики государства. Фискальная политика, как и любая другая политика осуществляемая государством, наполнена содержанием, наполненным последовательными действиями  по выработке   концепции развития налоговой системы обоснованной теоретическим научным опытом, установлению и провозглашению основных направлений использования налогового механизма, а также внедрению в реальные условия и контролю над ее эффективностью.
Являясь составной частью экономической политики и политики в области финансов,  фискальная  политика напрямую  зависит и от форм и методов, применяемых государством в данных направлениях.  Разнообразие форм можно представить следующим образом:
- политика максимальной налоговой нагрузки. Государством утверждены высокие налоговые ставки,  сокращен перечень налоговых льгот, введены дополнительные  виды, с целью изъятия от граждан и субъектов предпринимательства  максимального размера   финансовых ресурсов.             В данном случае указанные фискальные меры  не содействуют  экономическому развитию, и проводится в критические времена.
- политика, направленная на экономическое развитие. Государство в максимально  возможных объемах налоговой нагрузки  учитывает  не  только фискальные интересы, но интересы налогоплательщиков. При ослаблении давления налогового пресса, целью является создание условий для расширения капитала, стимулирования деятельности инвесторов в атмосфере  благоприятного налогового климата.
- политика оптимального налогообложения. Государство устанавливает высокий уровень налогообложения, при  проведении мероприятий по социальной  защищенности граждан, посредством государственных целевых программ.
В зависимости от длительности проведения и масштабов  целей, налоговая политика имеет стратегический или тактический характер.  Налоговая стратегия призвана решать  крупномасштабные задачи,  связанные с разработкой концепции и тенденции развития налоговой системы страны в целом. Налоговая стратегия тесно увязана со стратегиями в  экономической, финансовой и социальной сферах государства, рассчитана  на долгосрочную перспективу. Коренное отличие налоговой тактики от стратегической заключается в ориентации на достижение целей на конкретном этапе развития экономики, и придании ей вспомогательной  роли,  посредством   своевременного изменения или дополнения элементов системы налогообложения. Однако, несмотря на отличия в сроках и масштабах проведения мероприятий, указанные политики неразрывно связаны.
При проведении анализа  теоретических основ налоговой политики следует разделить такие понятия, как  субъекты, принципы формирования,        инструменты, цели и методы  налоговой политики.
Субъектами налоговой политики, в зависимости от государственного устройства, являются  федерация, субъекты  федерации  (земли,  республики, области) и муниципалитеты (города, районы, городские округа,    поселения). Каждый субъект обладает налоговой самостоятельностью в пределах   полномочий, предоставленными федеральным законодательством. Субъектам     и муниципалитетам предоставляется  право введения и отмены налогов и сборов в пределах утвержденного федеральным   налоговым законодательством перечня региональных  и местных налогов. Субъектам  предоставляются   полномочия по установлению налоговых ставок, льгот и других послаблений, а также в определении элементов налоговой базы.  Реализуя налоговую политику, субъекты могут влиять на экономические интересы и приоритеты налогоплательщиков, создавая  выгодные условия,   как для деятельности субъектов предпринимательства, так и для экономики региона.
Результативность налоговой политики в существенной мере зависит от принципов заложенных государством в ее идеологию. Таковыми    принципами построения налоговой системы  являются:
-соотношение прямого и косвенного налогообложения;
-наличие прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;
-непрерывность налогообложения;
-диапазон применения налоговых льгот, их характер и цели;
-использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность при распределении.
К принципам налоговой политики  можно отнести и   соотношения федеральных, региональных и местных налогов.
Посредством применения вышеприведенных  принципов, государство в условиях стабильно    развивающейся экономики  стимулирует увеличение объемов и ассортимента  товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, повышает качественный рост экономики. В периоды кризисов и застоя   налоговая политика посредством применения данных принципов содействует решению задач, направленных на  преодоление  экономикой деструктивных явлений.
Методы реализации  налоговой политики зависят от тех целей, к достижению которых направлены усилия государства. Мировой опыт к настоящему моменту позволяет  активно использовать  такие методы,         как изменение налоговой нагрузки на  налогоплательщика,  посредством замены одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы предпринимательства при  распространении тех или иных налогов или же  всей системы налогообложения,  введение или отмена налоговых льгот, введение дифференцированной системы налоговых ставок.
Цели налоговой политики постоянно меняются. Они формируются  или дополняются под воздействием целого ряда факторов и причин, основными из которых являются экономическая и социальная ситуации в экономике,  расстановка социально-политических, а порой и националистических  сил в обществе.  На цели налоговой политики в значительной мере могут повлиять стратегические задачи развития экономики страны, необходимость рассчитаться с международными финансовыми обязательствами государства,  в связи с чем, при разработке налоговой политики государство уделяет внимание решению следующих задач:
-экономические. Направлены на повышение уровня развития экономики, оживление  предпринимательской  активности, ликвидация диспропорций.
-фискальные. Направлены на  обеспечение потребностей в финансовых ресурсах всех уровней власти,  необходимых  для проведения экономической и социальной политики, а также для исполнения органами власти и управления возложенных функций.
-социальные. Направлены на обеспечение государственной      политики регулирования доходов, справедливое  перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп, нивелирования или искоренения  неравенства.
-международные. Направлены на  исполнение  финансовых обязательств государства перед другими странами, укрепление и углубление экономических связей с другими  государствами.
Внедрение и реализация  налоговой политики осуществляется посредством налогового механизма, который считается общепризнанным основным регулятором экономики и представляет собой совокупность организационных, правовых  норм и методов управления налоговой системой. Налоговое законодательство, определяющее совокупность      налоговых инструментов является формой реализации и регулирования        налогового механизма.
В настоящее время вопросы формирования налоговой политики, не потеряли свою актуальность,  и её разработка связана с решением сложных задач экономического развития, требованием разработки новых теоретических подходов к решению проблем, возникающих с изменением ситуации в глобальном масштабе, к примеру,  всеобъемлющей интеграцией национальных экономик и конкуренцией  за инвестиции.
 
2.Анализ влияния налоговой политики на доходы бюджетной системы
 Наглядность влияния налоговой политики на доходную часть бюджета предпочтительно проводить на основании статистических данных как можно за более долгий период, и желательно за те года, в течение которых проводилось  изменение:
- порядка налогообложения в зависимости от отраслевой принадлежности плательщиков;
- ставок, налогооблагаемой базы;
-порядка льготирования и т.д.
       Наибольший интерес представляют результаты сравнительного анализа налоговой нагрузки  РФ с аналогичным показателями других стран.
       Вариантность возможных способов анализа многообразна: начиная от принятия во внимание базовых значений (ВВП, федеральных бюджет, бюджеты субъектов) вплоть до анализа поступления в бюджет отдельных налогов, сборов, платежей.
Проведем краткий анализ влияния налоговой политики на доходы бюджетной системы, ориентируясь на данные о размерах ВВП (внутреннего валового продукта) за 2000-2007 гг. Анализ проведен на основании данных Министерства Финансов Российской Федерации.[8] Доходы бюджетной системы за указный период составляют  в пределах от 36,4 до 40,2 процентов (ВВП). Это близко к среднему уровню по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), где он составляет  39% ВВП, и уступает средним по ЕС показателям, составляющим 47% ВВП.
В условиях 2007 года 57% всех доходов поступало в федеральный бюджет, 30% в региональные бюджеты и 13% - во внебюджетные фонды (пенсионный, медицинского и социального страхования). Однако следует отметить, что это распределение существенно зависит от внешней конъюнктуры, поскольку в федеральном бюджете аккумулируются нефтегазовые доходы, существенно зависящие от мировых цен на нефть и газ.
Начиная с 2000 года в России было проведено существенное реформирование налоговой системы. Реформа затронула как институциональные аспекты отношений между налогоплательщиками и государством, так и принципы уплаты и ставки отдельных налогов. Радикальным изменениям подверглись все основные виды налогов. Из основных изменений в налоговом законодательстве необходимо выделить следующие:
-вместо отдельных взносов во внебюджетные фонды с 2001 года был введён Единый социальный налог (ЕСН), призванный упростить администрирование. Ставка первого диапазона налога изначально была установлена на уровне 35,6%, а с 2005 года снижена до 26%;
-унифицирована ставка налога на доходы физических лиц - 13%;
-в 2002 году вместо трех налоговых платежей (плата за пользование недрами при добыче полезных ископаемых; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат) был введён налог на добычу полезных ископаемых;
-с 2004 года снижена ставка НДС с 20% до 18%.
Снижение ставок ключевых налогов не привело к сокращению бюджетных доходов благодаря тому, что одновременно было повышено налогообложение нефтегазового сектора. Реформирование экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых в этом секторе позволило увеличить изъятие природной ренты, образующейся в результате роста мировых цен на энергоносители. Перенос налоговой нагрузки с обрабатывающего на сырьевой сектор позволил ослабить негативное влияние удорожания сырья на мировых рынках на конкурентоспособность российских товаропроизводителей.
В целом уровень налоговой нагрузки в российской экономике, определяемый как отношение уплаченных налогов к ВВП, остается на уровне 35-37%. Однако необходимо отметить, что такая нагрузка сформировалась в условиях постоянно растущих цен на нефть. Если рассчитать налоговую нагрузку при неизменных ценах на нефть, то она имеет явную тенденцию к снижению. К аналогичному выводу приводит анализ динамики налоговой нагрузки на секторы экономики не относящиеся к нефтегазовому. Она снизилась с 32-33% добавленной стоимости в начале налоговой реформы до 28-29% в последние годы.
Динамика налоговой нагрузки на экономику в целом и на  секторы экономики, не относящиеся к нефтегазовому (в процентах от ВВП) представлена на рис.2.1.
Рис.2.1.Налоговая нагрузка на экономику в целом и на  секторы экономики не относящиеся к нефтегазовому (в процентах от ВВП).
При сравнении налоговой нагрузки в России и других странах необходимо учитывать, что среди наиболее развитых стран можно выделить две группы: «социально-ориентированные» западноевропейские государства, где типичная налоговая нагрузка составляет 35-45% ВВП (в Швеции и Дании она достигает 50% ВВП) и государства, в меньшей степени возлагающие на себя социальные обязательства по бесплатному социальному и медицинскому обеспечению (такие, как США и Япония), где нагрузка лежит в диапазоне 25-30% ВВП. Средняя по ОЭСР налоговая нагрузка составляет 36% ВВП.
Среди стран категории «развивающиеся рынки» также четко выделяются две группы: бывшие социалистические страны Восточной Европы, как правило, имеющие налоговую нагрузку 30-40% ВВП и остальные, для которых типична нагрузка 20-30% ВВП. Таким образом, по уровню налогов в отраслях, не относящихся к нефтегазовому сектору наша страну можно отнести к категории стран с невысокой нагрузкой (хотя в этой группе есть страны, где нагрузка еще ниже).
Анализ структуры налоговой нагрузки с другими странами показывает, что для развитых стран Западной Европы характерен высокий уровень налогов на потребление и социальных платежей (в сумме они составляют от 18% до 28% ВВП), а также подоходного налога (8-10% ВВП). В переходных экономиках Центральной и Восточной Европы уровень налогов этой группы еще выше (23-28% ВВП), однако подоходный налог не столь велик (3-7% ВВП). Среди государств с относительно легким налоговым бременем США отличаются высоким налогообложением физических лиц (9% ВВП), тогда как другие страны с относительно низкой налоговой нагрузкой (Мексика, Ю.Корея, Япония) имеют умеренные налоги как на потребление и социальные нужды (до 15% ВВП), так и на доходы граждан (3-5% ВВП).
В России налоги на потребление и социальные отчисления составляют в сумме 12,5% ВВП, а налог на доходы физических лиц – менее 4% ВВП. Это позволяет отнести ее к группе стран с невысокой нагрузкой в части налогообложения потребления и социальных отчислений, хотя общий уровень налоговой нагрузки составляет 35-37% ВВП. Это видимое противоречие объясняется значительной ролью, которую играют в российском бюджете налоги на международную торговлю - прежде всего экспортные пошлины - и ресурсные налоги, тогда как в большинстве других странах они полностью отсутствуют либо занимают незначительный удельный вес. В России на эти налоги приходится почти треть всех налоговых поступлений. Более 10,5% ВВП составляют таможенные пошлины и ресурсные налоги, фактически служащие средством изъятия природной ренты, т.е. доходов от использования природных ресурсов, находящихся в государственной собственности. Сведения о налоговой нагрузке в целом по стране, в зависимости от вида налогов  представлены в таблице 2.1.
                                                               Таблица 2.1.
Налоговые доходы бюджетной системы.
(% в ВВП).

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.