бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьРеферат: Анализ состояния нефтяной промышленности России

составляет 0.13-0.15 т усл. топлива/т нефти, что почти вдвое выше, чем на новых

НПЗ и 2.5-3 раза выше показателей зарубежных заводов. Недостаточна

утилизация побочных продуктов переработки.

Прямым следствием неудовлетворительного состояния основных фондов

нефтеперерабатывающей промышленности является высокая себестоимость и низкое

качество товарных нефтепродуктов. Так, не подвергающийся

гидрообессе-риванию мазут имеет низкий спрос на мировом рынке и используется

лишь в качестве сырья для производства светлых нефтепродуктов.

Ужесточение в 80-х годах в большинстве промышленно развитых стран

правительственного контроля за состоянием окружающей среды привело к

значительному изменению технико-технологической структуры зарубежных НПЗ. Новые

стандарты качества моторных топлив (так называемых

"ре-формулированных" моторных топлив) предусматривают:

— для бензинов — значительное снижение содержания ароматических (бензола до 1%)

и олефиновых углеводородов, сернистых соединений,

показателя летучести, обязательное добавление кислородсодержащих соединений (до

20%);

— для дизельных топлив — снижение содержания ароматических углеводородов до

20-10% и сернистых соединений до 0,1-0,02%.

В 1992 г. доля неэтилированных бензинов в общем производстве бензинов в США

превысила 90%, в Германии — 70%. Япония производила только неэтилированные

бензины .

На отечественных НПЗ продолжается производство этилированного бензина. Доля

неэтилированных бензинов в общем объеме производства автобензинов в 1991 г.

составила 27.8%. Удельный вес их производства практически не увеличивался в

течение последних лет и составил в настоящее время около 45%. Основная причина

заключается в отсутствии финансовых средств на модернизацию и строительство

установок, производящих высокооктановые компоненты, а также мо

щностей по производству катализаторов. На предприятиях России в основном

вырабатывали автобензин А-76, не отвечающий современным требованиям развития

двигателестрое-ния. Несколько лучше состояние производства дизельного

топлива как экспортноспособного продукта. Доля

малосернистого топлива с содержанием серы до 0.2% в 1991 г. составила 63.8%, в

1995г. - до 76% .

В 1990-1994 гг. быстрыми темпами сокращались производство и ассортимент

смазочных масел. Если в 1991 г. общий объем производства масел составил 4684.7

тыс. т, то в 1994 г. 2127.6 тыс. т. Наибольшее

сокращение производства масел имело место на грозненских (в настоящее время

производство закрыто), Ярославском, Новокуйбышевском,

Орском, Пермском и Омском НПЗ.

Особая роль в развитии нефтегазового комплекса принадлежит системе

нефтепродуктообеспечения. Значимость трубопроводного транспорта для

функционирования нефтяного комплекса определена Указом Президента РФ от 7

октября 1992 г., в соответствии с которым государство сохранило за собой

контроль над акционерной компанией "Транснефть". На территории Российской

Федерации эксплуатируются 49.6 тыс. км магистральных нефтепроводов, 13264

тыс.куб.м ре-зервуарных емкостей, 404

нефтеперекачивающие станции. В настоящее время острой проблемой является

поддержание действующей системы магистральных нефтепроводов в работоспособном

состоянии.

Нефтепроводная система формировалась в основном в

1960-1970 гг. в соответствии с ростом объемов добычи нефти. Сроки эксплуатации

их довольно значительны — 45% нефтепроводов имеют возраст до 20 лет, 29

%—от 20 до 30 лет. Свыше 30 лет эксплуатируется 25.3% нефтепроводов.

Дальнейшая их эксплуатация в условиях повышенного износа требует значительных

усилий по поддержанию их в работоспособном состоянии. Ввиду резкого сокращения

спроса на российском рынке и рынках стран СНГ потребности в транспортировке

нефти и нефтепродуктов в пределах территории России и ближнего зарубежья за

период 1991-1994 гг. резко снизились, вследствие чего загрузка отдельных

трубопроводов уменьшилась в 1.12-2.8 раза. В результате значительная часть

нефтепроводов, в том числе нефтепровод "Дружба", работают не в полном режиме,

что вызывает повышенную коррозию внутренней поверхности, снижение

К.ПД и надежной работы насосных агрегатов. В то же время заметно увеличилась

нагрузка (на 15-28%) на транспортные артерии, по которым осуществляются

поставки нефти и нефтепродуктов в дальнее зарубежье.

Сокращение платежеспособного спроса потребителей

также приводит к затовариванию нефтью всей системы магистральных нефтепроводов

и резервуаров, что ставит под угрозу ее управляемость. По оценкам специалистов,

при накоплении в системе более 5.8 млн т нефти, как это было в первой половине

1994 г., рациональное регулирование потоков становится невозможным.

Одним из основных лимитирующих факторов, негативно влияющих на развитие экспорта

российской нефти морским транспортом, является пропускная способность

экспортных трубопроводов и явно недостаточная мощность морских нефтяных

терминалов. Оставшиеся у России после распада СССР четыре порта с терминалами —

Новороссийск, Туапсе, Находка и Владивосток способны отгрузить не более 40 млн

т нефти в год. Еще около 20 млн т российской нефти экспортируется через

украинский порт Одесса и латвийский Венте-пил

е.

Другой проблемой является транспортировка высоко-сернистой нефти. В бывшем СССР

эта нефть перерабатывалась в основном на Кременчугском

НПЗ.

Сдерживает развитие нефтяного рынка отсутствие до настоящего времени единой

системы взаимных расчетов за изменение качества нефти в процессе

транспортировки. Это связано с тем, что основные нефтепроводы имели большие

диаметры и предназначались для транспортировки значительных объемов нефти на

дальние расстояния, что заведомо предопределяло перекачки нефтей в смеси. По

некоторым оценкам, ежегодные, только по ОАО

"ЛУКОИЛ", потери от ухудшения потребительских свойств нефти и

неэквивалентного перераспределения стоимости нефти между производителями

достигают минимум 60-80 млрд руб.

К началу 90-х годов система нефтепродуктообеспече-ния

(НПрО) включала в себя 1224 нефтебазы, 496 филиалов нефтебаз, 9893

стационарных и передвижных автозаправочных станций, систему резервуаров

суммарной емкостью порядка 28 миллионов кубометров. Потребительский

товарооборот отрасли составлял около 320 млн т нефтепродуктов. Система

нефтепродуктообеспечения входила в

Госкомнеф-тепродукт и состояла из 52 территориальных управлений. Из общего

количества нефтебаз 5.7% составляли перевалочные, 76.4% — железнодорожные,

14.2% — водные и 3.9% — глубинные распределительные нефтебазы. К числу наиболее

крупных нефтебаз системы НПрО относятся Астраханская нефтебаза ¹ 3,

Архангельская, Туапсинская, Находкинская,

Волгоградская, Узбекская, Махачкалинская,

Усть-Кутская, Ярославская. Суммарная емкость

резервуарного парка каждой из этих нефтебаз превышает 100000 кубометров.

Этот же период характеризовался интенсивным ростом трубопроводного транспорта

нефтепродуктов, протяженность которого в однониточном исчислении к началу

девяностых годов составляла 15472.9 км

магистральных трубопроводов, и с отводами от них к нефтебазам обшей

протяженностью 5051.9 км. Крупнейшими инженерными сооружениями системы НПрО

являются магистральные трубопроводные коммуникации Юго-Западного и Уральского

направлений, суммарный объем перекачки по которым составлял более 80% объема

перекачки по трубопроводам.

НПрО страны включает в себя и

нефтепродуктообеспечи-вающие структуры целого ряда отраслей, к числу которых

относятся прежде всего транспортные системы: железнодорожного и автомобильного

транспорта, сельского хозяйства.

— К концу 80-х годов предприятия авиации обеспечивались

нефтепродуктами специальным структурным подразделением — службами

ГСМ. Служба между федеральными и региональными органами исполнительной

власти в части развития конкурентоспособности предприятий и организаций ТЭК.

гражданской авиации интегрировала деятельность складов ГСМ на 220

предприятиях гражданской авиации, из которых 77 крупных предприятий имели по

два и более склада ГСМ. Доставка топлива на эти склады производилась всеми

видами транспорта (большая часть железнодорожным — до 70%, а также

автомобильным, водным, трубопроводным). Автомобильный транспорт в основном

использовался для внутренних перевозок.

В структуру службы ГСМ входили АЗС, находящиеся на

территории склада ГСМ, которые характеризовались годовым объемом расхода

топлива от 5 до 20 тыс. т в год.

Топливное хозяйство МПС состояло из 950 складов

(220 складов для дизельного топлива, остальные, главным образом, для твердого

топлива). Количество резервуаров для жидкого топлива составляло 6.5 тыс. шт.

суммарной емкостью более 5 млн кубометров.

Основными объектами нефтепродуктораспределе-ния на

автомобильном транспорте являются АЗС (стационарные и передвижные) и

раздаточные комплексы маслохозяйства

автотранспортных предприятий.

Начиная с 1990 г. быстрыми темпами происходит трансформация системы НПрО. В этот

период единая система Гос-комнефтепродукта РСФСР

была реорганизована сначала в концерн

"Роснефтепродукт", структурные элементы которого, в свою очередь,

преобразованы в подразделения государственного предприятия

"Роснефть" (Главнефтепродукт), акционерных

компаний "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС",

"Сургутнефте-газ", "СИДАНКО", "Транснефть" и

"Транснефтепродукт" (всего 77 нефтесбытовых

предприятий). Главнефтепродукт интегрирует деятельность остатков структуры

концерна "Рос-нефтепродукт", из которой исключены

все магистральные нефтепродуктопроводы, количество

нефтебаз снижено до 864, а емкость резервуарного парка — на величину около 4.25

млн куб.м. Таким образом, роль централизованного

снабжения нефтепродуктами неуклонно снижалась. В 1994 г. по сравнению с 1993 г.

объемы поставок автомобильного бензина через централизованную систему

сократились с 75 до 66%, дизельного топлива с 60 до 45%, мазута с 40 до 14%.

Складывающаяся система НПрО практически в полном объеме удовлетворяет

платежеспособный спрос. Периодически возникающие сбои в поставках отдельных

видов топлива вызваны такими причинами, как стремлением местных властей

сдерживать рост цен, не считаясь с реальным положением на рынке

нефтепродуктов, повышением заводских цен и др.

Все большее влияние на формирование рынка нефтепродуктов оказывают транспортные

издержки. Повышение железнодорожных тарифов на перевозку наливных грузов по

железной дороге на расстояние свыше 3 тыс. км сделало нерентабельной

транспортировку нефтепродуктов даже при самых выгодных условиях их приобретения

на НПЗ.

Управление нефтяной и газовой промышленностью в СССР осуществлялось через

систему группы министерств — Министерства геологии СССР, Министерства

нефтяной промышленности, Министерства газовой промышленности, Министерства

нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, а также Главного

управления по транспорту, хранению и распределению нефти и нефтепродуктов

при Совете Министров РСФСР (Главнефтеснаб РСФСР) и

Главнефтеснабов союзных республик. Большую роль в обеспечении развития

отраслей играло Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой

промышленности.

Руководство нефтедобывающей промышленностью осуществляло общесоюзное

Министерство нефтяной промышленности. Оно объединяло геологоразведочные,

буровые, нефтегазодобывающие предприятия,

предприятия по переработке попутного газа, организации по транспорту нефти по

магистральным нефтепроводам, научно-исследовательские и проектные институты и

располагало механоремонтны-ми заводами,

транспортными предприятиями и другими подсобно-вспомогательными предприятиями и

организациями.

В ведении Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности

СССР (Миннефтехимп-ром СССР) находились

предприятия по переработке нефти и производству нефтепродуктов, продуктов

основного органического синтеза (синтетические спирты, фенол, ацетон, моющие

средства и др.), синтетического каучука, предприятия технического углерода и

резиноасбестовых изделий, научно-исследовательские и проектные институты и

вспомогательные предприятия и организации.

Министерство газовой промышленности (Мингазпром, с

1989 г. государственный концерн "Газпром")

объединяло предприятия по добыче газа и газового конденсата, переработке газа,

поискам газовых месторождений, бурению газовых скважин, по производству газовой

аппаратуры, научно-исследовательские и проектные институты, вспомогательные

предприятия и организации.

Главнефтеснаб РСФСР и

Главнефтеснабы союзных республик осуществляли планирование, оперативное

руководство и развитие объектов системы нефтеснабжения

(снабжение нефтепродуктами, экспортные поставки и т.п.).

Нефтяная и газовая промышленность сосредоточены в ряде экономических районов

страны. Важнейшие предприятия этих отраслей действуют в Западной Сибири,

Урало-По-волжье, на Северном Кавказе и

Тимано-Печоре, а также в тех республиках бывшего союзного государства,

которые в настоящее время стали суверенными — Украине, Закавказье, Казахстане и

Средней Азии. Руководство предприятиями нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей,

нефтехимической и газовой промышленности в этих районах осуществлялось

преимущественно производственно-территориальными объединениями.

Основными звеньями в нефтяной и газовой промышленности являлись

геологопоисковая контора, нефтегазодо-бывающее

управление, управление буровых работ, нефтеперерабатывающий завод и т.п.

Огромное значение для реализации хозяйственной самостоятельности предприятий

имел Закон СССР о государственном предприятии (объединении), который был

введен в действие с 1 января 1988 г., по которому они становились во многом

самостоятельными и ответственными субъектами экономики.

В конце 80-х годов возникла ситуация, когда односторонняя зависимость отрасли от

предприятий машиностроительного комплекса усиливалась, и решать проблемы

технического перевооружения и материально-технического снаб

жения нефтяной промышленности без развития собственной базы машиностроения

стало невозможно. В 1999 г. нефтегазовой отрасли были переданы 1 1

машиностроительных заводов Минтяжмаша СССР. На

базе 23 машиностроительных предприятий отрасли и 9 заводов бывшего

Минхиммаша СССР был создан машиностроительный концерн

"Нефтегазмаш" с объемом выпуска продукции свыше 600 млн руб. в год. Главной

задачей концерна являлось обеспечение

нефтегазодобы-вающих и буровых предприятий запасными частями, инструментом и

важнейшими видами нефтепромыслового и бурового оборудования. Однако потребности

отрасли в продукции машиностроения за счет собственного производства

удовлетворялись только на 25%.

Кроме концерна "Нефтегазмаш", в

1989 г. была создана ассоциация

"Нефтегазгеофизика", призванная поднять эффективность геофизических работ.

К концу 80-х годов вся практика хозяйствования подводила к тому, что

необходима радикальная перестройка добывающего комплекса, превращение

монопродуктовой отрасли в конкурентоспособную отрасль по всему спектру

продукции — от сырья до продуктов глубокой переработки и сбыта продукции.

2 Особенности и основные тенденции деятельности нефтяной промышленности.

Нефтяная промышленность России в настоящее время представляет собой

противоречивое сочетание созданных огромных мощностей по добыче и

несоответствующих им низких уровней отборов нефти. По общему объему

производства отдельных видов топлива страна занимает первое или лидирующее

место в мире. Однако реальность работы отраслей ТЭК

России заключается в снижении добычи топливно-энергетических ресурсов

(ТЭР). Такая тенденция наблюдается с 1988 г. В

1995 г. темпы снижения объемов добычи несколько уменьшились, что может явиться

началом этапа последующей стабилизации .

Производственный потенциал нефтяной промышленности в начале восьмидесятых годов

был значительно подорван установкой на ускоренную разработку нефтяных

месторождений и увеличение экспортных поставок .

Экспорт нефти в то время в существенной мере предопределял возможности

привлечения внешнеэкономических источников для поддержания инвестиционной

активности, наращивания товарооборота и финансирования государственных

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.