бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьКурсовая: Кредитно-денежная политика ЦБ

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций,

организует систему рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета

и отчетности для банковской системы;

6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и

отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их

аудитом;

7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии

с федеральными законами;

Степанов Ю. Опыт организации работы центральных банков в зарубежных странах//

Вопросы экономики-1995-№10-С.20-28.

9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды

банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;

10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и

продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с

иностранными государствами;

11)организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и

через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ;

12)принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует

составление платежного баланса РФ;

13)в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование

состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных,

валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и

статистические данные;

14)осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами»(1).(ст. 4)

После такого сравнения можно сделать вывод, что функции, возложенные на

центральные банки в разных странах, почти не отличаются, за исключением

некоторых аспектов.

Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»// Экономика и жизнь- 1995-

19 мая.

Типы денежно-кредитной политики

В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры Центральный банк делает

выбор между двумя основными типами монетарной политики, для каждого из

которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание

экономических и административных методов регулирования.

Рестрикционная (рестриктивная) денежно-кредитная политика (так называемая

политика "дорогих денег") направлена на ужесточение условий и ограничение

объема кредитных операций коммерческих банков и повышение уровня процентных

ставок. Ее проведение обычно также предполагает и сопровождается

увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими

мероприятиями, направленными на преодоление инфляции. Рестрикционная денежно-

кредитная политика может быть использована не только в целях борьбы с

инфляцией, но и для сглаживания циклических колебаний деловой активности.

Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается расширением

масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества

денег в обращении, понижением уровня процента. Иначе эту систему методов

называют еще политикой дешевых денег.

Денежно-кредитная политика как экспансионистского, так и рестрикционного

типа может иметь тотальный либо селективный характер. При тотальной

монетарной политике мероприятия Центрального банка распространяются на все

учреждения банковской системы, при селективной - на отдельные кредитные

институты либо их группы или же на определенные виды банковской

деятельности. Селективная денежно-кредитная политика позволяет Центральному

банку оказывать выборочное воздействие в определенном направлении. При ее

проведении практикуется использование следующих инструментов или их

разнообразных сочетаний: лимитирование отдельных видов операций банков (или

их групп, например по регионам), установление размеров вознаграждения

коммерческих банков при проведении различных финансово-кредитных операций,

регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям

заемщиков, установление кредитных потолков.

Выбор типа проводимой монетарной политики, а соответственно и набора

инструментов регулирования деятельности коммерческих банков

осуществляется Центральным банком в каждом конкретном случае исходя из

состояния хозяйственной конъюнктуры. Разработанные на основе такого выбора

основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным

органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением

того или иного мероприятия монетарного регулирования и проявлением эффекта от

его реализации.

Инструментарий денежно-кредитной политики.

Механизм регулирования банковских операций зависит от форм организации

банковской деятельности в стране, места, роли и функций центрального банка,

степени его независимости от правительства и других факторов. Он включает как

методы и инструменты регулирования наличных и безналичных банковских

операций, так и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы,

банковских процентных ставок и банковской ликвидностью на макро- и

микроэкономическом уровне.

Достижение поставленных задач по управлению платежным оборотом в едином

экономическом пространстве достигается центральным банком путем разработки и

реализации комплекса мер на макроэкономическом уровне, а также посредством

регулирования операций отдельных банковских учреждений или их групп. При этом

могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные

(экономические) методы воздействия на деятельность банков. Реакция рынка

банковских услуг на прямые на прямые административные методы вмешательства в

деятельность банков более ощутима во времени и пространстве. Использование же

косвенных экономических методов предполагает высокую степень развития

процессов саморегулирования на микроэкономическом уровне, а эффект применения

замедлен и неоднозначен.

«К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или

запреты, устанавливаемые центральным банком в отношении количественных и

качественных параметров деятельности банков. При использовании

административных методов воздействия наиболее широко применяются такие

инструменты как квотирование отдельных видов пассивных и активных операций;

введение потолков (лимитов) на выдачу различных категорий ссуд и на

привлечение кредитных ресурсов; ограничение на открытие филиалов и отделений

и т.д.; лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за

оказание различных видов услуг, процентных ставок; определение номенклатуры

операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным

видам операций (контингентирование)»(1).

Административные методы, как правило, используются в странах с развитой

системой государственного планирования экономики. Правда, довольно часто

административное регулирование преимущественно применялось в странах с

рыночной организацией хозяйственной жизни, но лишь на период глобального

кризиса. Так, в США такие денежно-кредитные инструменты ФРС применяла в

эпоху Великой Депрессии, а также во время корейской войны.

Банковское дело :Справ. пособие /М.Ю. Бабичев, Ю.А. Бабичева и др.; Под

редакцией Ю.А. Бабичевой. - М.: Экономика, 1994.-397 с.

Банк России чаще использует такие административные меры как регулирование

общего объема, выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами

единой государственной денежно-кредитной политики.

В прямые количественные ограничения включают установление лимитов на

рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных

банковских операций. Банк России в праве применять прямые количественные

ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой

государственной денежно- кредитной политики после консультаций с

Правительством РФ.

«Банк России устанавливает роста одного или нескольких показателей денежной

массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной

политики. Центральный банк РФ ежегодно не позднее 1 декабря представляет в

Государственную Думу основные направления денежно-кредитной политики на

предстоящий год. Предварительно проект этой политики представляется

Президенту РФ и Правительству РФ. Основные направления денежно-кредитной

политики на предстоящий год включают следующие положения: анализ состояния и

прогноз развития экономики РФ; основные ориентиры, параметры и инструменты

денежно-кредитной политики»(1).

К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и

регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование

которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает

установление прямых запретов или лимитов. Выделяются три основные группы

экономических методов управления: налоговые, нормативные (размер вводимых

ограничений или льгот увязываются с масштабом операций) и корректирующие.

Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в

то время как нормативных и корректирующих - центрального банка.

К нормативным методам воздействия относится использование таких инструментов

воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов,

коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные

виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых

в виде норматива; к корректирующим - учетная политика и операции на открытом

рынке.

Нормативные методы применяются путем установления и периодического пересмотра

в сторону увеличения или уменьшения контрольных цифр в виде соотношения

двух величин, скорость их воздействия невелика, и эффект от вводимых

нормативов проявляется

Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»// Экономика и жизнь- 1995-

19 мая.

через относительно длительный промежуток времени. Основным нормативным

инструментом является изменение нормы обязательных резервов, которая во

многом определяет размер денежного мультипликатора.

Банк России по вопросам, отнесенным также к его компетенции, издает

нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной

власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех

юридических и физических лиц. При этом по закону нормативные акты Центробанка

не могут противоречить федеральным законам. Они вступают в силу со дня их

официального опубликования в официальном издании Банка России («Вестнике

Банка России»), за исключением случаев, установленных Советом директоров и

эти документы не имеют обратной силы. Нормативные акты Банка России

обязательно регистрируются в Министерстве юстиции РФ и в полном объеме

отправляются во все зарегистрированные кредитные организации.(ст. 6)

Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных

операций Центральным банком (когда Центробанк выступает в качестве кредитора

в последней инстанции) и операций с ценными бумагами, которые могут

проводиться по усмотрению Центрального банка в необходимых масштабах и с

нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро. Эта

форма воздействия отличается гибкостью и оперативностью, возможностью

оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие на кредитно-

депозитную эмиссию в зависимости от ситуации.

«Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики, которые

использует Банк России являются:

1)процентные ставки по операциям Банка России;

2)нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные

требования);

3)операции на открытом рынке;

4)рефинансирование банков;

5)валютное регулирование;

6)установление ориентиров роста денежной массы;

7)прямые количественные ограничения»(1).

Можно увидеть, методы денежно-кредитной политики Центробанка РФ уже не

ограничиваются преимущественно административными мерами. Такой инструментарий

оглашен в законе о Банке России.

Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»// Экономика и жизнь- 1995-

19 мая.

Экономические методы в наибольшей степени присущи экономике рыночного типа с

сильными традициями высококонкурентных рынков. В частности, Федеральная

Резервная Система, осуществляя контроль за финансовыми посредниками, в

настоящее время меньше использует административных методов.

В большинстве стран в целях управления и регулирования банковских операций

Центральный банк ориентируется в основном на использование экономических

методов, работая, впрочем, и с административными инструментами. Согласно

установкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются основные

мероприятия по денежно-кредитному регулированию в каждый конкретный период,

определяются наиболее эффективные в данный момент методы управления и

инструменты воздействия на деятельность банков. Тактические действия на

краткосрочных временных отрезках во многом определяются долгосрочными

стратегическими планами, не нарушая сложившейся системы приоритетов.

В действующем банковском законодательстве нашей страны юридически

закрепляется переход от чисто административных к использованию экономических

методов регулирования денежного обращения и кредитной эмиссии, уровня

банковских процентных ставок.

Принципы взаимоотношений Центрального банка с коммерческими банками построены

так, чтобы минимизировать вмешательство государства в действия субъектов

рыночной экономики: Центральный банк не имеет права вмешиваться в текущую

деятельность коммерческих банков; его регулирующие и контрольные функции

ограничиваются пределами действия соответствующих законов и направлены на

поддержание стабильности денежно-кредитной системы, но не тотальный

контроль за банками второго уровня.

В сегодняшних условиях инструментами реализации установок денежно-кредитной

политики, проводимой Центральным банком, должны стать минимальные

резервных требования, определение размеров рефинансирования коммерческих

банков и установление учетной ставки, а также операции на открытом рынке. В

этой главе мы рассмотрим более подробно использование этих методов

регулирования.

Контроль над банковской системой.

В начале века необходимость наделения центрального банка контрольными

полномочиями над коммерческими банками недооценивалась. Первый центральный

банк получил такие полномочия в 1913 году, хотя многие годы их практически не

использовал. Другие центральные банки стали осуществлять надзор за банками в

30-х годах прямо или косвенно через институт так называемых «банковских

инспекторов». Банк Англии официально принял на себя ответственность за

банковский надзор только к концу 70-х годов, а в ряде стран, например в

Германии, центральный банк формально не имел контролирующих прав, хотя

постоянно способствовал укреплению положения частных банков. Эти

обстоятельства важно учитывать при оценке специфики национальной финансовой

структуры и реально существующей ситуации.

Дебаты об эффективности контроля банковской системы со стороны центрального

банка возобновились в последнее время во Франции, Великобритании и США.

Конечно, технически можно лишить центральный банк ответственности за

банковский контроль, так же, как теоретически возможно разделить функции

денег - меры стоимости и средства платежа. Однако выдвигаемые при этом

аргументы, по оценкам экспертов БИ, не имеют достаточно глубокого

обоснования. Более тщательный анализ показывает, что в этом случае возникает

острое противоречие между ценовой и банковской стабильностью. Опыт стран

Запада свидетельствует о том, что управление денежной политикой через единый

центр значительно легче и эффективнее, чем координация деятельности различных

финансовых институтов. Потери от подобной децентрализации становятся еще

более очевидными при рассмотрении конкретных направлений финансовой политики.

В то же время четкое представление о текущем положении банков необходимо для

центрального банка, даже если он и не наделен контролирующими полномочиями.

Эффективность этих полномочий может быть гораздо выше, если они переданы

центральному банку, финансовому институту, который непосредственно знает, как

функционируют коммерческие банки, денежный рынок и система платежей.

«В эволюции финансовой структуры за последние двадцать лет выделяются три

главных направления:

1)диспропорционально быстрое развитие финансовых рынков и сделок по отношению

к реальным экономическим процессам;

2)расплывчатость границ финансовой специализации;

3)интернационализация финансовой сферы»(1).

Характерной чертой для многих финансовых систем является то, что их развитие

сопровождалось значительной эрозией одной из опор

Силаев В.П. Эволюция центральных банков: функции, организация, технология.//

Банковское дело - 1995 - №8 - С.24-28

традиционной модели: прочной связи между центральным банком и всей банковской

системой. Со стиранием операционных границ между различными видами

финансового посредничества все три основные функции, выполняемые центральным

банком, были задеты. Денежная политика, как приводной механизм, перестала

вращать механизм банковской системы. Контроль, направленный на обеспечение

стабильности, становится все менее эффективным, если он не охватывает

внебанковские финансовые институты. Это связано с тем, что растущие

возможности рынка ценных бумаг означают, что у внебанковских посредников есть

способности и желание предлагать свои услуги в области платежей.

«В странах с развитой рыночной экономикой административные меры чаще

применяют в условиях кризисов. Так, например, по причине сильной инфляции и

неэффективного воздействия центральным банком на процесс кредитования к

началу 1958г. во Франции возникла необходимость дополнить регулирование

банковской ликвидности прямым вмешательством в распределение кредитов. В

феврале каждому банку было предложено при предоставлении кредитов не

превышать, за незначительными исключениями, максимальную сумм, равную средней

арифметической сумме кредитов, выданных 30 сентября и 31 декабря 1957г. Этот

порядок был отменен в феврале 1959г., как только условия позволили это

сделать. Позже, с февраля 1963г. по июнь 1965г., а затем с октября 1968г. по

октябрь 1970г., французские финансовые органы снова прибегли к этому

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.