бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьКурсовая: Методы проведения денежно-кредитной политики

Курсовая: Методы проведения денежно-кредитной политики

Министерство образования Российской Федерации

Курсовая работа на тему:

«Методы проведения денежно-кредитной политики»

Выполнил:

Проверил:

Санкт-Петербург

2004

Оглавление

1. Цели и задачи денежно-кредитной политики. 3

2. Инструментарий денежно-кредитной политики. 6

2.2. Установление норм обязательного резервирования. 6

2.2. Учетная (дисконтная) политика. 7

2.3. Операции на открытом рынке. 10

2.4. Примеры административных методов регулирования денежно-кредитной сферы 11

3. Макроэкономические последствия монетарной политики. 13

4. Денежно-кредитная политика РФ на современном этапе. 14

4.1. Сценарии макроэкономического развития в 2004 году. 14

4.2. Инструменты денежно-кредитной политики в 2004 году. 16

Список литературы.. 19

Приложение. 20

Меры монетарной политики. 20

План важнейших мероприятий Банка России на 2004 год по

совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора,

финансовых рынков и платежной системы.. 27

1. Цели и задачи денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика, проводимая Центральным банком, как правило, имеет

6 основных целей:

· высокий уровень занятости;

· экономический рост;

· стабильность цен;

· стабильность ставки процента;

· стабильность на финансовых рынках;

· стабильность валютного рынка.

Начиная с начала девяностых годов[1], Банк

России считал главным целевым ориентиром в денежно-кредитной политике снижение

инфляции. Однако финансовый кризис 1998 г. показал, что чрезмерный уровень

государственного долга подрывает доверие к политике Центрального банка и к

банковской системе в целом даже при достижении минимального темпа инфляции. К

тому же жесткая антиинфляционная политика провоцирует углубление экономического

спада. Поэтому в 1999 г. цели денежно-кредитной политики были скорректированы:

“При проведении политики, направленной на снижение инфляции, Банку России

следует учитывать тенденции динамики ВВП, уровня безработицы и состояния

платежного баланса[2]”.

Так, объявляя цели денежной политики на текущий 2004 год, Банк России указывает

в качестве своей главной задачи “устойчивое снижение инфляции и поддержание ее

на низком уровне[3]” при сохранении и

возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для

снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения. В связи с этим

Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на

2004 год предусматривается ограничение прироста потребительских цен в пределах

8-10% в расчете декабрь 2004 года к декабрю 2003 года. На формирование общего

уровня инфляции окажет влияние динамика тарифов на услуги населению, включая

услуги жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи, параметры

регулирования по которым устанавливаются на федеральном и региональном уровнях.

В краткосрочном периоде часто возникает конфликт целей - например, высокий

уровень занятости и стабильная ставка процента могут противоречить

поддержанию стабильных цен.

Борьба с инфляцией требует проведения рестрикционной монетарной политики,

направленной на повышение процентных ставок и ограничение объема кредитных

операций коммерческих банков. При спаде экономической активности, напротив,

Центральный банк должен проводить стимулирующую кредитно-денежную политику,

означающую расширение масштабов кредитования, ослабление контроля за

увеличением денежного предложения и понижение процентных ставок. Теоретически

передаточный механизм денежно-кредитной политики действует следующим образом

- при увеличении (уменьшении) денежного предложения в условиях постоянного

спроса на деньги уменьшается (увеличивается) рыночная ставка процента. В

результате возрастают (сокращаются) инвестиционные расходы, т.е. существенный

компонент совокупного спроса. В конечном итоге изменяется уровень

производства и занятости в экономике.

В реальности, однако, данный механизм не всегда работает адекватно. Помимо

необходимости сопоставления чувствительности спроса на деньги и

чувствительности инвестиционных расходов к ставке процента для оценки

эффективности денежно-кредитной политики, надо учитывать такие ограничения,

как уровень государственного долга, степень доверия экономических агентов к

банковской системе, наличие долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономике,

возможности альтернативных инвестиций в финансовом секторе и, наконец,

кредитоспособность предприятий реального сектора.

Центральный банк не может напрямую воздействовать на параметры конечных

целей. Поэтому он определяет промежуточные и операционные цели.

Промежуточными целями денежно-кредитной политики являются:

· денежные агрегаты (М1, М2 или М3);

· ставка процента (краткосрочная или долгосрочная).

В качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики Банком России на

2004 год определен прирост денежной базы, который может составить 18-23% за

год.

Надо отметить, что цели поддержания стабильности и денежных агрегатов и

процентной ставки одновременно несовместимы. Поэтому приходится выбирать одну

из промежуточных целей в соответствии с критериями измеримости, управляемости и

предсказуемости влияния на конечные цели. В различных странах в разные периоды

времени выбирался тот или иной целевой параметр. Так, в 80-х гг. Федеральная

Резервная Система (ФРС) США пришла к выводу, что произошел разрыв устойчивой

связи между колебаниями М1 и уровня экономической активности. В результате ФРС

стала ориентироваться не на денежные агрегаты, а на сглаживание колебаний

процентной ставки. В Великобритании промежуточным целевым параметром является

значение денежной базы М0, в Германии - денежный агрегат М3, в Японии (М2+объем

депозитных сертификатов). Несмотря на отсутствие явных преимуществ и того, и

другого целевого параметра, в периоды высокой инфляции (1979-1982) почти все

страны стремились стабилизировать значения одного из денежных агрегатов, т.к.

поддержание стабильной ставки процента приводит к проциклическому изменению

денежного предложения, а кредитно-денежная политика должна, напротив, играть

стабилизирующую роль[4].

Операционными (непосредственно достижимыми) целями денежно-кредитной политики

являются уровень резервов или ставки процента (межбанковские или по

краткосрочным государственным ценным бумагам).

Так, Банк России при изложении целей денежно-кредитной политики на 2004 год

отмечает, что решения в области денежно-кредитной политики в ежедневном

режиме не могут приниматься на основе динамики денежной массы, поэтому в

качестве операционной цели сохранено изменение параметров денежной базы. Как

и в предыдущие годы, операционная процедура денежно-кредитной политики Банка

России будет основываться на контроле за объемами чистых международных

резервов и чистых внутренних активов органов денежно-кредитного

регулирования.

2. Инструментарий денежно-кредитной политики

В принципе возможны как прямые (административные), так и косвенные

(экономические) методы воздействия на деятельность банков, регулирующие

денежное предложение[5]. Реакция

финансовых рынков на административные методы проявляется более быстро и

ощутимо, в то время как использование косвенных методов предполагает высокую

степень развития процессов саморегулирования в банковской системе, а эффект

применения замедлен и неоднозначен. В то же время, меры, идущие вразрез с

рыночными условиями, могут дать лишь кратковременный положительный эффект, до

тех пор пока экономические субъекты не найдут способа их избежать, а в

дальнейшем только увеличат транзакционные издержки.

При использовании административных методов широко применяются следующие

инструменты:

  • квотирование отдельных видов пассивных и активных операций;
  • введение лимитов на выдачу определенных категорий ссуд и на привлечение

    кредитных ресурсов;

  • определение перечня банков,

    допущенных к отдельным видам операций;

  • лимитирование

    процентных ставок и тарифов комиссионного вознаграждения (например,

    правило Q, действовавшее в США до 1986 г., устанавливало для банков

    максимальную процентную ставку по сберегательным счетам, что привело к

    массовому оттоку капитала на рынок акций и в оффшорные зоны).

К экономическим методам управления денежным предложением относятся:

  • установление норм обязательного резервирования;
  • определение ставки рефинансирования коммерческих банков;

  • операции на открытом рынке.

Каждый из этих инструментов воздействует либо на денежную базу, либо на

денежный мультипликатор.

2.2. Установление норм обязательного резервирования

В современной двухуровневой банковской системе для коммерческих банков

устанавливаются нормативы минимальных обязательных покрытий.

В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы,

которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме

наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или

в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив

резервных требований представляет собой установленное в законодательном

порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным

(объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов)

либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может

иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и

селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют две основные функции.

Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств

коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы

обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности

коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от

экономической ситуации.

Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым

центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране.

Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует

масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых

ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной

эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их

обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив.

Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую

потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем

увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в

центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных

операций".

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных

учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы

“недополучение” прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов,

данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в

основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты,

оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими

банками, располагающими большими ресурсами.

В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного

метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что

повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных

резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

2.2. Учетная (дисконтная) политика

Помимо денежно-кредитного регулирования, рефинансирование банков играет

важную стабилизирующую роль в поддержании ликвидности банковской системы.

Термин "учетная политика" возник в банковском деле тогда, когда основной формой

кредитования банков был переучет их векселей по ставке процента, получившей

название "учетной". Эта практика была наиболее распространена с конца XIX в. до

I Мировой войны[6]. Так, ФРС создавалась в

1913 г. как структура, аккумулирующая резервы коммерческих банков и

предоставляющая им кредиты в случае осложнения финансового состояния в рамках

процедуры рефинансирования с целью предотвращения массовых банковских

банкротств. В тот период изменение учетной ставки служило основным инструментом

денежно-кредитной политики. Главным был следующий принцип: до тех пор, пока

кредиты берутся для производственных целей, т.е. для поддержки производства

товаров и услуг, предоставление дополнительных резервов банковской системе для

выдачи подобных кредитов не приведет к инфляции (так называемая доктрина

целевых кредитов). Банки кредитовали фирмы, учитывая их векселя, а ФРС затем

переучитывала эти же векселя у банков. Однако к концу Первой Мировой войны

политика ФРС по переучету векселей и поддержанию низких процентных ставок,

призванная помочь Казначейству в финансировании военных расходов, привела к

повышению темпов инфляции (в 1919 и 1920 гг. - до 14%, что считалось

существенным). Поэтому с 20-х гг. ФРС отказалась от доктрины целевых кредитов и

впервые повысила учетную ставку с 4 до 7%. Результатом стало резкое уменьшение

денежного предложения и кратковременная рецессия 1920-21 гг., затем сменившаяся

бурным экономическим развитием.

В современной практике ФРС предоставляет банкам 3 типа кредитов по учетной

ставке:

  • корректирующий кредит - для решения проблем ликвидности в

    краткосрочном периоде. Обычно выдается на несколько дней;

  • сезонный кредит - предоставляется по определенной схеме ограниченному числу

    банков, работающих в сельскохозяйственных районах;

  • расширенный

    кредит - выдается банкам, испытывающим серьезные трудности с ликвидностью

    из-за нехватки депозитов на достаточно длительный срок. Пример - кредит

    ФРС банку Continental Illinois на сумму в 5 млрд. долларов в 1984 г.

При предоставлении своих кредитов ФРС исходит из правила: использование

дисконтного окна - это привилегия, а не право.

В российской практике роль переучетных операций также была существенной. Так,

основанный в 1860 г. Государственный банк ставил на первое место среди

активных операций именно учетно-ссудные операции. Однако в период с 1860-1895

гг. деятельность Государственного банка носила в основном коммерческий

характер (учет краткосрочных торговых векселей). Прямое государственное

вмешательство приводило к оттоку капиталов от производственных целей на

субсидирование ипотечного кредита и накопление золотого запаса. С 1895 г. в

ходе денежной реформы С.Витте были расширены операции банка. В соответствии с

новым уставом целью Государственного банка являлось "облегчение денежных

оборотов, содействие, с помощью краткосрочного кредита, отечественной

торговле, промышленности и сельскому хозяйству", а также укрепление денежной

системы. К учету стали приниматься как "векселя, основанные на торговых

сделках, так и выданные для торгово-промышленных целей". При этом также

считалось, что промышленные ссуды являются самообеспеченными, т.е. не

учитывалось влияние коммерческого риска. Учетный срок векселей устанавливался

в 6 месяцев с возможностью продления в исключительных случаях до 12 мес.

Кредитоспособность заемщика определял Учетно-ссудный комитет, действовавший в

каждом отделении Государственного банка. Став в 1897 г. центральным

эмиссионным банком страны, Государственный банк, в отличие от зарубежных

центральных банков, сохранил и положение главного коммерческого банка. К 1900

г. Государственный банк учел векселей на 233 млн. руб., выдал ссуд: под залог

ценных бумаг - на 72 млн. руб., под товары - на 26 млн., промышленным

предприятиям - на 23 млн., землевладельцам - на 8 млн. руб. В начале XX в.

Государственный банк отказывается от приоритета прямого кредитования

промышленности и торговли и переходит к усиленному кредитованию акционерных

коммерческих банков, выполняя традиционную для центрального банка функцию

"банка банков". Так, накануне I мировой войны Банк выдал акционерным

коммерческим банкам кредитов на сумму 338 млн. руб.

В СССР Госбанк фактически не имел возможности проводить самостоятельную

политику, находясь в жесткой зависимости от административно-командной

системы. Его главной задачей стало льготное кредитование и финансирование

государственных предприятий, денежное предложение формировалось исходя из

плановых потребностей экономики. В 1988 г. началось восстановление банковской

системы, в 1990 г. был принят закон "О Центральном банке РСФСР (Банке

России)".

Основной формой кредитования коммерческих банков в 90-е гг. являлся

ломбардный кредит под залог государственных ценных бумаг, а также

стабилизационные кредиты в период банковского кризиса 1998 г. Положение ЦБР №

65-П от 30.12.98г. "О проведении Банком России переучетных операций"

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.