бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьКурсовая: Методы проведения денежно-кредитной политики

устанавливает достаточно жесткие нормы для принятия векселей к переучету.

В современной практике Центральный банк, регулируя уровень ставок

рефинансирования, влияет на величину денежной базы. В случае повышенного

спроса на кредитные ресурсы и опасности "перегрева" экономики Центральный

банк проводит политику "дорогих денег", повышая ставку рефинансирования.

Увеличение учетной ставки понижает спрос коммерческих банков на кредитные

ресурсы, предоставляемые через "дисконтное окно" и уменьшает сумму на

резервных счетах коммерческих банков в Центральном банке (денежную базу).

Изменения денежной базы приводят к соответствующим изменениям денежного

предложения, усиленным с эффектом денежного мультипликатора. В связи с ростом

стоимости кредита сокращается спрос на инвестиции, замедляется рост

производства и инфляция, увеличивается безработица.

В случае спада экономической активности, стагнации производства Центральный

банк, напротив, проводит политику "дешевых денег", понижая ставку

рефинансирования, тем самым, расширяя объем кредитования, стимулируя

инвестиции и рост производства. При этом возрастает опасность роста цен.

Поскольку объем кредитов, получаемых через "дисконтное окно" в настоящее

время достаточно незначителен, ставка рефинансирования выполняет скорее роль

индикатора намерений Центрального банка относительно будущей денежно-

кредитной политики, косвенно воздействуя на уровень рыночных процентных

ставок ("эффект сигнала").

В современных условиях в большинстве развитых стран считается, что изменение

ставки рефинансирования - не очень эффективный инструмент денежно-кредитной

политики, т.к., во-первых, объемы рефинансирования не полностью

контролируются Центральным банком, во-вторых, механизм применения достаточно

громоздкий, последствия не всегда предсказуемы и труднообратимы.

2.3. Операции на открытом рынке

В развитых странах это наиболее распространенный инструмент денежно-кредитной

политики. Операции на открытом рынке - это операции Центрального банка по

покупке и продаже государственных ценных бумаг в банковской системе. Этот

инструмент направлен на изменение денежной базы и обладает следующими

преимуществами:

Операции осуществляются по инициативе Центрального банка, который может

контролировать их объем (в отличие от изменения ставки рефинансирования, при

котором объем кредитования не полностью контролируется Центральным банком).

Гибкость и точность инструмента позволяет добиться как существенного, так и

незначительного изменения денежной базы. Операции на открытом рынке быстро и

легко обратимы. Помимо всего прочего они не требуют длительных

административных согласований и оказывают быстрое корректирующее воздействие

на динамику денежной массы.

Операции покупки Центральным банком государственных ценных бумаг увеличивают

денежную базу (сумму резервов банковской системы), и тем самым денежное

предложение. Операции продажи, напротив, сокращают денежную базу и снижают

объем предложения денег.

При "перегреве" денежной конъюнктуры, расширении денежной массы и росте цен

Центральный банк продает государственные ценные бумаги. При этом уменьшаются

резервы банков, сокращаются возможности кредитования клиентов и количество

денег в обращении, удорожается кредит и снижаются цены. В то же время это

провоцирует стагнацию производства и рост безработицы. При "переохлаждении"

конъюнктуры, недостатке денег в обращении и росте безработицы Центральный

банк проводит политику кредитной экспансии - скупает государственные ценные

бумаги и , переводя средства на резервные счета коммерческих банков,

увеличивает возможности кредитования и денежную массу, стимулирует рост

экономической активности, но может провоцировать рост цен.

Операции на открытом рынке можно разделить на 2 типа:

· динамические - направлены на изменение объема резервов и денежной базы;

· защитные – направлены на ослабление влияния, оказываемого на денежную

базу другими факторами.

В последние годы вместо прямых операций покупки и продажи ценных бумаг все чаще

используются соглашения об обратном выкупе (REPO). При покупке ценных бумаг

Центральный банк оговаривает их обязательный выкуп продавцами через некоторое

время (обычно не больше недели) по фиксированному курсу. Аналогично при продаже

ценных бумаг используется "обратное репо". Преимущество таких временных

операций состоит в их гибкости и более мягком эффекте воздействия. Доля

обратных операций Центральных банков ведущих промышленно развитых стран на

открытом рынке составляет 82-99,6%[7].

В России операции Банка России на открытом рынке сводились к участию во

вторичных торгах ГКО-ОФЗ[8]. Несмотря на

попытки стабилизировать конъюнктуру процентных ставок, доходность этих бумаг

все больше зависела не от целевых ориентиров экономической политики, а от

необходимости привлечения средств в бюджет, поэтому в целом для рынка частных

инвестиций государственные ценные бумаги играли скорее дестабилизирующую роль.

2.4. Примеры административных методов регулирования денежно-кредитной сферы

Как уже упоминалось, наряду с экономическими методами, посредством которых

центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут

использоваться в этой области и административные методы воздействия.

К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное

ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов

регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия

на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что

предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся

выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило,

крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами

данной политики.

Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания

банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство

способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных

ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых

странах вообще отменён.

Также центральный банк может устанавливать различные нормативы

(коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на

необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала

коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального

размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы.

Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками.

Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые

оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать

на должном уровне.

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил

совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что

ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк

может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия,

вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны

центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить

систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных

мер.

3. Макроэкономические последствия монетарной политики

Кредитно-денежная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие

важнейшие макроэкономические показатели, как ВНП, занятость и уровень цен.

Рассмотрим общую схему такого воздействия.

Для стимулирования производства центральный банк с помощью известных

инструментов монетарной политики увеличивает денежное предложение. Ставка

процента уменьшается, что ведет к увеличению инвестиционного спроса. Рост

инвестиций, в свою очередь, увеличивает ВНП. На данном этапе монетарная

политика достигла своей цели: спад приостановился, безработица уменьшилась,

возрос доход общества. Но рост доходов в обществе приводит к увеличению

спроса на деньги. В следствие этого, величина процентной ставки

увеличивается, что приводит к сокращению инвестиционного спроса и инвестиций,

а это, в свою очередь, - к уменьшению ВНП.

В монетарной политике следует различать краткосрочные и долгосрочные

последствия для национальной экономики. Если в краткосрочном периоде

центральный банк, проводя политику расширения денежного предложения,

стимулировал рост ВНП, то в долгосрочной перспективе эффект вливаний в

национальную экономику заметно снижается.

4. Денежно-кредитная политика РФ на современном

этапе[9]

4.1. Сценарии макроэкономического развития в 2004 году

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской

Федерации (Банке России)» от 10.07.02 №86-ФЗ Банк России при выборе целей и

инструментов денежно-кредитной политики на 2004 год рассмотрел два основных

сценария экономического развития страны. Они различаются вариантами развития

мировой экономики, включая ее темпы роста, динамику мировых цен на нефть,

соотношение курсов и уровень процентных ставок по активам, номинированным в

основных мировых валютах, и предполагают инерционный характер развития

внутренних факторов экономического развития. Из всего многообразия возможных

вариантов развития мировой экономики в 2004 году для российской экономики

ключевое значение имеют наиболее чувствительные для состояния платежного

баланса показатели. К ним относятся цены на энергоносители, уровень

процентных ставок на международном рынке капитала, складывающиеся соотношения

курсов основных мировых валют. В связи с этим на стороне внешних факторов

рассмотрено два варианта сочетания упомянутых показателей.

Первый вариант (сценарий) исходит из предположения, что: (1) процентные

ставки по активам, номинированным в долларах, постепенно вырастут; (2) падение

доллара прекратится и взаимные курсы основных мировых валют стабилизируются;

(3) цена российской нефти сорта «Юралс» составит 18,5 доллара за баррель.

Приток мировых сбережений в США, который достигал 77% от всей суммы

глобальных сбережений, к 2003 году несколько сократился. Причиной этого

явилось относительное снижение процентных ставок по доллару США и падение

прибылей американских компаний. Однако под давлением обстоятельств ЕЦБ, Банк

Англии и Банк Японии также существенно снизили ставки, в результате чего

направленность глобальных мировых потоков инвестиций в 2003 году

стабилизировалась.

Стабилизация курса доллара по отношению к основным мировым валютам и рост

ставок будут способствовать росту привлекательности активов, номинированных в

долларах, что, в конечном счете, будет способствовать сокращению притока

капиталов на рынок активов, номинированных в рублях, и чистый приток

портфельных инвестиций в Россию сократится.

В рамках этого варианта прогноза развития российской экономики ожидается

замедление динамики выручки от экспорта российской продукции. Однако

инерционная динамика внутреннего потребительского и инвестиционного спроса

может обеспечить экономический рост на уровне 3,8-4,0%. При этом инвестиции в

основной капитал и реальные располагаемые доходы населения будут расти

медленнее, чем в 2003 году, — на уровне 6,5-7,5%.

Второй вариант (сценарий) предполагает что: (1) процентные ставки по

основным мировым валютам сохранятся на низком уровне; (2) доллар останется

слабым по отношению к ведущим мировым валютам; (3) цена российской нефти сорта

«Юралс» составит 22 доллара за баррель. Такая цена использована в расчетах

доходов федерального бюджета на 2004 год.

Для российской экономики это будет означать возможность сохранения доступа к

относительно дешевым заемным ресурсам на международном рынке капитала и

сохранение привлекательности активов, номинированных в рублях. Все это будет

способствовать интенсификации притока капиталов в Россию. Умеренно высокие

цены на нефть будут способствовать росту инвестиционной и потребительской

активности.

В рамках этого варианта ожидается более высокий экспорт, что поддержит

инвестиционную активность, динамичный потребительский спрос и темпы

экономического роста на уровне 5-5,5%. Соответственно, прогнозируются более

высокие темпы роста инвестиций — 7,5-8,5% и более высокий рост реальных

располагаемых доходов населения —7,5-8,5%.

В обоих рассматриваемых сценариях состояние платежного баланса остается

устойчивым.

Банком России был проведен анализ ситуации, которая может сложиться в

денежно-кредитной сфере в 2004 году при более резких изменениях внутренних и

внешних условий.

Во_первых, рассмотрена ситуация, когда внешнеэкономические условия для России

в 2004 году окажутся значительно хуже, чем это ожидается в рамках

консервативного (первого) варианта прогноза, и среднегодовая цена на нефть

будет соответствовать уровню 1994-1995 годов (15-16 долларов США за баррель).

В сочетании с высокими процентными ставками на мировых финансовых рынках

резкое сокращение выручки от экспорта существенно ухудшит перспективы

экономического роста. Сокращение доходов предприятий-экспортеров и удорожание

заимствований может привести к снижению инвестиционной активности и

замедлению темпов роста инвестиций в основной капитал. Кроме того, снижение

темпов роста доходов населения негативно скажется на динамике совокупного

спроса в экономике.

Доходы бюджета могут существенно уменьшиться относительно варианта, принятого

в расчетах к бюджету, за счет сокращения поступлений налога на добычу

полезных ископаемых, налога на прибыль и снижения поступлений от экспортных

пошлин. В этих условиях расходы бюджета могут значительно превысить его

доходы. Возникающие проблемы с исполнением федерального бюджета приведут к

увеличению внутренних заимствований и, соответственно, росту ставок на рынке

государственного долга, что снизит привлекательность инвестиций в сектор

нефинансовых предприятий.

Вследствие снижения поступления иностранной валюты как по счету текущих

операций, так и по счету операций с капиталом и финансовыми инструментами

усилится негативное давление на валютный курс, возрастут инфляционные

ожидания. Высокие процентные ставки на мировых финансовых рынках наряду с

ожиданиями обесценения рубля могут привести к усилению оттока капитала из

страны. Для сдерживания возможного резкого ослабления валютного курса,

которое негативно отражается на динамике потребибельских цен и формировании

инфляционных ожиданий, Банк России может продать часть официальных

золотовалютных резервов. В целом за год по этому сценарию возможно уменьшение

золотовалютных резервов примерно на 8 млрд. долларов США, что не является

критическим с точки зрения состояния платежного баланса.

Далее также рассмотрена ситуация, когда, напротив, мировые цены на нефть

сложатся на более высоком уровне, чем это ожидается в рамках оптимистического

варианта прогноза (свыше 26 долларов за баррель), а мировые процентные ставки

сохранятся на низкомуровне. Это будет способствовать более интенсивному росту

доходов секторов экономики и расширению внутренних и внешних источников

финансирования инвестиций, прежде всего за счет роста доходов предприятий

топливных отраслей и притока иностранного капитала. Рост доходов населения

будет способствовать росту инвестиционной активности в жилищном строительстве

и сфере рыночных услуг. В условиях увеличения доходов расширятся возможности

роста потребления. Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура позволит

сохранить значительное по величине положительное сальдо текущего счета

платежного баланса. Увеличение экспорта наряду с притоком иностранного

капитала будет оказывать давление в сторону более существенного укрепления

рубля.

4.2. Инструменты денежно-кредитной политики в 2004 году[10]

Для достижения конечной цели денежно-кредитной политики в 2004 году Банк

России должен располагать системой инструментов, позволяющих обеспечить

сбалансированное и относительно устойчивое состояние денежно-кредитной сферы

при различных сценариях экономического развития. Набор инструментов денежно-

кредитной политики и система их применения должны обеспечивать Банку России

возможность не только регулировать уровень свободных денежных средств

банковской системы (сглаживать краткосрочные конъюнктурные колебания

ликвидности), но и формировать совокупное предложение денег на долгосрочную

перспективу так, чтобы его динамика в наибольшей степени зависела от действий

Банка России, предпринимаемых для устранения ожидаемых диспропорций между

спросом и предложением денег. Поэтому Банк России должен располагать

инструментами как для абсорбирования избыточной ликвидности, так и для

предоставления денежных средств кредитным организациям.

Принципы формирования системы инструментов денежно-кредитной политики и ее

основы заложены в 2002-2003 годах. Опыт данного периода показывает, что

необходимо продолжить реализацию политики активного применения рыночных

инструментов денежно-кредитного регулирования в сочетании с инструментами

постоянного действия.

При этом будет продолжена работа, направленная на создание равных условий

доступа к инструментам денежно-кредитного регулирования для всех кредитных

организаций - участников рынка.

В 2004 году в целях связывания ликвидности Банк России намерен регулярно

проводить аукционы по продаже ОФЗ с обязательством обратного выкупа на срок

от 28 дней до шести месяцев, а также депозитные аукционы по привлечению

средств кредитных организаций на срок от двух недель до трех месяцев. В целях

относительно долгосрочного «связывания» свободных денежных средств и

расширения спектра финансовых инструментов планируется выпуск облигаций Банка

России на срок до одного года. Решению этой задачи будут служить и операции

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.