бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьКурсовая: РОЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ в развитии денежного рынка России

влияют прежде всего на величину денежной базы. Покупая иностранную валюту,

центральный банк увеличивает свои валютные резервы и денежную базу. Продажа

иностранной валюты, наоборот, ведет к уменьшению денежной базы и предложения

денег.[12]

Наряду с косвенными инструментами денежно - кредитного регулирования существуют

и прямые методы контроля. В основном это лимиты, устанавливаемые на процентные

ставки, и прямое лимитирование кредитов. Административный контроль над

процентной ставкой может осуществляться путем определения величины ссудного

процента или его предельного значения, процентной ставки по депозитам и

сберегательным вкладам.[13] Прямое

лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной

эмиссии (кредитного потолка). Общие (совокупные) кредитные потолки

устанавливаются в отношении общей суммы кредитов, предоставляемых банковским

сектором. Для всех коммерческих банков устанавливаются одинаковые ограничения

для темпов или объемов роста кредита. В некоторых случаях ограничивается кредит

только для определенных секторов экономики. Выборочный кредитный контроль еще

называют селективным. К селективным методам денежно - кредитного регулирования

можно отнести также установление предельных лимитов по учету векселей для

отдельных банков, ограничение потребительского кредита, контроль за ипотечным

кредитом.

Как известно, основными промежуточными целями денежно-кредитной политики

являются процентная ставка и денежная масса. Проблема в том, что центральный

банк должен выбрать одну из них. Он не в состоянии одновременно достичь двух

автономно определенных целей, ибо, как следует из анализа равновесия денежного

рынка, каждой ставке процента соответствует определенная денежная масса и

наоборот. Поэтому центральный банк должен определить, что он будет

контролировать: ставку процента или объем денежной массы.

[14]

Различают виды денежно-кредитной политики в зависимости от ее конечных целей.

В условиях инфляции проводится политика “дорогих денег” (политика кредитной

рестрикции). Она направлена на сокращение предложения денег путем ужесточения

условий и ограничения объема кредитных операций коммерческих банков. Политика

“дорогих денег” является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится

политика “дешевых денег” (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она

заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля за

приростом денежной массы, увеличении предложения денег.

Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики исходя из

состояния экономики страны. При разработке политики необходимо учитывать, что,

во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от

его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное

регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.

[15]

2. Место коммерческих банков в операциях денежного

рынка

2.1 Специфика банка как предприятия

В основе деятельности любого банка лежит идея его функционирования как

специфического предприятия. Банки могут быть при этом самыми разнообразными.

Типы банков[16]. По

характеру выполняемых операций банки могут быть эмиссионными и коммерческими. В

первом случае это означает, что продуктом банка является эмиссионное

регулирование; подобная операция, как правило, возложена на центральные банки.

Ими могут быть государственные (национальные, народные) банки, а также другие

крупные банки, выполняющие по распоряжению законодательной власти операции по

выпуску и изъятию денег из обращения. Главной задачей таких банков является

укрепление позиций денежной единицы как внутри страны, так и за рубежом. Обычно

эмиссионные банки не занимаются кредитованием народного хозяйства и населения;

эта операция входит в компетенцию коммерческих банков, которые предоставляют

самые разнообразные ссуды, как предприятиям, так и отдельным гражданам.

По срокам выдаваемых кредитов могут быть банки, предоставляющие

преимущественно долгосрочные или краткосрочные ссуды. Задача таких банков —

обеспечить на возвратной основе потребности заемщиков в дополнительных

ресурсах, в которых они нуждаются в ходе своей коммерческой деятельности.

Банки можно классифицировать и по хозяйственному признаку — промышленные,

торговые, сельскохозяйственные (с самой разнообразной комбинацией отраслей),

внешнеторговые. В мировой практике выделяются также сберегательные,

депозитные, инвестиционные, ипотечные банки, в основные задачи которых входит

аккумуляция свободных денежных средств, привлечение депозитов (вкладов) и их

использование преимущественно для кредитования других кредитных учреждений. В

банковской системе отдельно могут быть представлены кредитные учреждения,

выполняющие специальные задачи — различного рода инновационные банки, фонды

специального назначения, общества взаимного кредита, ломбарды, кассы

взаимопомощи.

По территориальному признаку банки делятся на местные (региональные) и

обслуживающие потребности ряда регионов, страны в целом, международные.

Разумеется, на практике трудно встретить тот или иной банк в чистом виде. Вряд

ли найдется, к примеру, крупное кредитное учреждение, которое выдает только

краткосрочные кредиты, только кредиты промышленным предприятиям, только

клиентам отдельно взятого региона. В современном денежном хозяйстве скорее

можно найти комбинацию выполняемых банком операций при сохранении, однако,

главного направления их деятельности, что, собственно, и позволяет нам выделять

отдельные их типы[17].

Среди критериев классификации кредитных учреждений следует особо выделить

признак собственности. По характеру собственности банки могут быть

государственные, акционерные, кооперативные, частные, муниципальные, смешанные.

В банках государственного типа признак государственности с позиции

собственности на банковский капитал является основополагающим. Исходным в

деятельности таких банков является ее подчиненность государственным

национальным интересам (например, поддержание стабильности денежного обращения

через систему эмиссионных банков, финансирование программ развития тех или иных

отраслей или регионов через государственную систему коммерческих банков). На

базе государственной собственности в стране созданы различные отраслевые банки,

учредителями которых стали отраслевые министерства и ведомства. Особенность

данных банков состоит в том, что их стартовый капитал не единственный капитал,

скорее он является акционерным, поскольку может включать в себя другие части,

относящиеся к другим формам собственности. Это, однако, не мешает данным банкам

оставаться государственными по характеру своей деятельности, поскольку они

призваны, прежде всего, содействовать развитию предприятий соответствующей

отрасли народного хозяйства.[18]

Наиболее распространенная форма собственности в современном банковском деле —

акционерная. Акционерами могут выступать самые разнообразные юридические и

физические лица. Даже государственный банк, где преобладание государственной

формы собственности является естественным, может включать в качестве своих

учредителей другие юридические лица, например другие банки. Капитал такого

государственного банка становится акционерным, однако, это не мешает ему

обеспечивать реализацию национальных интересов.

Учредителем кооперативного банка является соответствующий союз кооперативов,

пайщиками такого банка выступают кооперативы. Обычно это более мелкие банки,

как по уставному капиталу, так и по масштабам деятельности. Совладельцами

кооперативного банка могут быть не только кооперативы (как пайщики, так они в

нем преобладают), но и другие лица, в том числе государственные предприятия.

В настоящее время разрешены частные, муниципальные и смешанные (с участием

иностранного капитала) кредитные учреждения. Важно при этом, чтобы

законодательство обеспечивало не только разнообразие типов банков, но и их

равноправие. В любом случае необходимо, чтобы банк был автономным

предприятием.

2.2 Роль банков в привлечении инвестиций

Ситуация в экономике, сложившаяся к настоящему времени делает особенно

актуальным вопрос об инвестициях. Признаки экономической стабилизации налицо.

Падение ВВП и промышленного производства в целом существенно замедлилось.

Сохраняются низкие темпы инфляции, укрепляются позиции национальной валюты.

Однако продолжает оставаться неблагоприятной ситуация в инвестиционной сфере.

Следует подчеркнуть, что это сокращение произошло на фоне низкой инфляции,

существенного снижение доходности государственных ценных бумаг. Сохранение

тенденций инвестиционного спада не позволяет пока говорить о достаточности

предпосылок перехода к устойчивому экономическому росту. Необходимо отметить,

что в ряде отраслей наблюдающийся рост и оживление основанный на использовании

имеющихся производственных мощностей, бывших хронически незагруженными на

протяжении последних нескольких лет. Устойчивый же и долговременный рост может

быть обеспечен только за счет введения новых мощностей и применения новых

технологий, а это, в свою очередь, обязательно предполагает рост инвестиций в

реальный сектор экономики.[19]

Важную роль в повышении инвестиционной активности и обеспечении экономического

роста призваны сыграть банки. Однако в настоящее время банки еще не стали

аккумулятором заметных инвестиционных ресурсов, ни их эффективным оператором.

Причины такого положения многообразны. Но, если говорить кратко, то

неустойчивость общеэкономической ситуации в полной мере проявляется и в

банковском секторе. Более того, ряд факторов, в целом благоприятных с точки

зрения макроэкономики, оказывает на развитие кредитных организаций довольно

противоречивое влияние. Так, существенное замедление темпов инфляции, падение

доходности государственных ценных бумаг, порой отрицательная доходность

валютного и фондового рынков приводят к ухудшению финансового положения

кредитных организаций. Распространенная логика, что в таких условиях свободные

финансовые ресурсы, а за ними и все банки устремятся в реальный сектор

экономики, на практике дает сбой. Инвестиций по-прежнему нет. И пока нет

оснований считать, что в ближайшее время они будут.

[20]

Во-первых, остаются запредельно высокими риски вложений в промышленность.

Особенно это касается капиталоемких инвестиционных проектов. В настоящее

время кредитование промышленных предприятий, которое призвано, как правило,

возместить временную нехватку оборотных средств, носит краткосрочный характер

и осуществляются или под контрольные экспортные поставки, или под готовую

ликвидную продукцию. Степень риска долгосрочных капитальных вложений остается

несовместимой с потенциально возможной нормой прибыли от этих вложений.

Во-вторых, падение доходности на финансовых рынках уменьшает инвестиционные

возможности банков, делает неустойчивым их финансовое положение. Банки,

озабоченные состоянием текущей ликвидности, вряд ли склонны к инвестиционным

проектам. Следует также отметить, что и при условии относительно

благополучной экономической конъюнктуры совокупные финансовые ресурсы

значительной части российских кредитных организаций недостаточны для

обеспечения серьезных капитальных вложений в промышленность, транспорт и

связь.

В-третьих, уход государства из инвестиционной сферы в целом, негативно

сказывается на инвестиционном климате. Это влияние проявляется как в подрыве

доверия к инвестиционному процессу со стороны частных инвесторов, так и в

разрушении механизма ’’запуска’’ инвестиций. Идея правительства и Минэкономики

о том, что каждый рубль государственных инвестиций способен привлечь 4 рубля

негосударственных средств, срабатывает, но с обратным знаком.

[21] Каждый рубль недофинансирования со стороны государства приводит к

бегству из инвестиционной сферы нескольких рублей средств потенциальных

негосударственных инвесторов. Если государство не хочет брать на себя

инвестиционные риски и не находит для этого средств, то почему сектор должен

брать на себя такую инициативу и какие-либо обязательства.

В-четвертых, большинство предприятий не готовы к приему инвестиций. Имеется в

виду привлечение инвестиций на принятых во всем мире условиях, когда инвестор

требует эффективного освоения средств, финансовой ’’прозрачности’’

предприятия, передачи прав по распоряжению имуществом в рамках, адекватных

объему выделенных средств, и т.д. Немалая часть руководителей предприятий по-

прежнему желает привлечь финансовые ресурсы со стороны и не нести за это

экономической ответственности.

С учетом сказанного очевидно, что причины недостаточности участия банков в

инвестиционной деятельности - отнюдь не просто в нежелании банков смещать

акценты в своей работе. Если будут созданы возможности для нормального

извлечения прибыли в реальном секторе экономики, деньги действительно туда

пойдут и банки не будут препятствовать этому процессу. Конечно, одномоментно

устранить все перечисленные причины невозможно. Но принятие сбалансированного

комплекса первоочередных мер было бы достаточно для запуска механизма

инвестиций.

Реализация таких мер должна вестись по трем направлениям.[22]

Первым направлением должна стать активизация роли государства в обеспечении

инвестиционного процесса. Это не означает примитивного увеличения доли

государственных расходов на инвестиции, хотя объемы таких расходов надо

увеличивать. Прежде всего, имеется в виду развитие механизма государственных

гарантий, а также повышение координирующей доли государства в создании

организационных и институциональных предпосылок инвестиционной деятельности.

Вторым направлением деятельности должно стать непосредственно создание этих

организационных и институциональных предпосылок в сферах банковской и

инвестиционной деятельности.

Третье направление заключается в адекватном законодательном закреплении

условий, благоприятствующих инвестициям

В развитии перечисленных направлений необходимо:

Задействовать инвестиционные ресурсы государственного сектора экономики и

естественных монополий, обратив их на нужды федеральной инвестиционной

программы.

Осуществить переориентацию кредитной политики Сбербанка с преимущественного

вложения своих активов в государственные ценные бумаги на кредитование

инвестиционной сферы. Вероятно, целесообразно рассмотреть вопрос о выдаче

Сбербанком межбанковских кредитов специально отобранными государством банкам,

связанных с кредитованием эффективных инвестиционных проектов.

Перейти к практике долгосрочных целевых инвестиционных вкладов под гарантии

государства с возможным выпуском валютного займа для реконструкции народного

хозяйства.

Осуществить страховой заем, ориентированный на страхование и перестрахование

инвестиционных и предпринимательских проектов.

Пересмотреть нормы обязательного резервирования по вкладам населения с

относительно длинным сроком хранения в увязке с объемом выданных

инвестиционных кредитов, что позволит сделать инвестиционные кредиты более

дешевыми для предприятий.

Развивать институты коллективного финансирования (для населения) и проектного

финансирования (для юридических лиц), позволяющие аккумулировать ресурсы и

снижать инвестиционные риски.

Установить повышенные нормативы привлечения сбережений населения для банков,

участвующих в финансировании федеральных программ под частичные гарантии

правительства.

Предусмотреть в Налоговом кодексе освобождение банков и других кредитных

организаций от уплаты налогов на прибыль, получаемую от предоставления

долгосрочных кредитов (на 3 года и более ) для реализации операций

финансового лизинга.

Сохранить в Налоговом кодексе норму, предусматривающую включение в затраты

предприятий расходов, связанных со страхованием ОПФ, что будет способствовать

снижению инвестиционных рисков.

Упорядочить процесс слияний, поглощений и банкротств кредитных организаций

,направив его на формирование такой структуры банковской системы, которая бы

отвечала требованиям оживления инвестиций и экономического роста.

Законодательно установить и отработать процедуру отбора банков, призванных

осуществить крупные инвестиционные проекты с участием государства. Возможно,

следует вернуться к вопросу о придании им специального статуса

(инвестиционные банки, банки развития).

Банки должны найти свое место в инвестиционном процессе, что будет залогом

экономического роста в стране. Основой взаимодействия промышленных предприятий

и банков должна служить реализация законченного инвестиционного цикла; их

взаимодействие позволяет увеличить эффективность и масштабность инвестиционных

процессов, расширить направления инвестиционных процессов.

[23]

2.3 Взаимодействие государства и коммерческих банков

Переход к новым формам хозяйствования не означает полного отказа государства от

управления экономикой. Наоборот, именно в переходный период как никогда важной

становится возможность контроля за ходом реформ, и в этом большую роль играют

коммерческие банки. Стабилизация экономики невозможна без эффективно

действующей, разветвленной сети надежных банков, деятельность которых не идет в

разрез с интересами государства. Только, в отличие от командной экономики

управление банками осуществляется не директивно, а посредством законодательства

о банковской деятельности.[24]

На сегодняшний момент основными задачами ЦБ являются регулирование денежного

обращения, обеспечение устойчивости рубля, единая денежно-кредитная политика,

организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков,

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.