бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьКурсовая: Денежно-кредитная политика и развитие реального сектора экономики в России

программами. Поэтому кредит выполняет перераспределительную функцию. Эта

функция носит общественный характер и активно используется государством в

регулировании производственных пропорций и управлении совокупным денежным

капиталом.

Кредит способен оказывать активное воздействие на объем и структуру денежной

массы, платежного оборота, скорость обращения денег. Благодаря кредиту

происходит более быстрый процесс капитализации прибыли, а следовательно,

концентрации производства.

Кредит стимулирует развитие производственных сил, ускоряет формирование

источников капитала для расширения воспроизводства на основе достижений

научно-технического прогресса. Регулируя доступ заемщиков на рынок ссудных

капиталов, предоставляя правительственные гарантии и льготы, государство

ориентирует банки на преимущественное кредитование тех предприятий и

отраслей, деятельность которых соответствует задачам осуществления

общенациональных программ социально экономического развития. Государство

может использовать кредит для стимулирования капитальных вложений, жилищного

строительства, экспорта товаров, освоения отсталых регионов.

Без кредитной поддержки невозможно обеспечить быстрое и цивилизованное

становление фермерских хозяйств, предприятий малого и среднего бизнеса,

внедрение других видов предпринимательской деятельности на внутри

государственном и внешнем экономическом пространстве.

3.Сущность денежно-кредитной политики государства.

Центральный банк - основной проводник денежного кредитного регулирования

экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства.

Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-

кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций

базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие

кредитные учреждения.

Механизм денежно-кредитного регулирования во многом зависит от форм

организации банковской деятельности в стране. Нерегулируемая деятельность

коммерческих банков может привести к циклическим колебаниям деловой

активности, т.е. в периоды инфляции им выгодно увеличивать денежное

предложение, а в период депрессии - уменьшать, усугубляя тем самым кризис.

Поэтому необходима взвешенная государственная политика регулирования

денежного обращения. Эту роль главного координирующего и регулирующего

органа всей денежной системы страны выполняет центральный (эмиссионный) банк.

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить

экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания

конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений

в различные отрасли экономики страны.

Государство может использовать как прямые (администра­тивные), так и

косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты,

устанавливаемые Центральным банком в отно­шении разнообразных параметров

деятельности банков по различным направлениям. При использовании

административных методов воз­действия наиболее широко используются следующие

виды ограниче­ний: квотирование отдельных видов операций, введение лимитов на

выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ре­сурсов,

ограничение на открытие филиалов и отделений, определение процентных ставок,

а также лицензирование отдельных направлений бан­ковской деятельности

(например, лицензирование операций с валю­той и драгоценными металлами).

Административные методы, как правило, используются в стра­нах с развитой

системой государственного планирования экономики.

К экономическим методам регулирования совокупного денежного оборота относятся

мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие

на решения, принимаемые хозяйс­твующими субъектами и не предполагает

установление прямых запретов или лимитов. Выделяют три основные группы

экономических методов управления денежным предложением: налоговые,

нормативные и корректирующие. В основном используются лишь - нормативные и

корректирующие методы.

К нормативным методам относятся все виды отчислений и коэф­фициентов,

обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива. Основным

нор­мативным инструментом является изменение нормы обязательных ре­зервов,

которая во многом определяет размер денежного мультипли­катора.

Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных операций

Центральным банком (когда Центробанк выступа­ет в качестве кредитора в

последней инстанции) и операций с цен­ными бумагами, которые могут

проводиться по усмотрению Централь­ного банка в необходимых масштабах и с

нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро. Эта

форма воздействия отличается гибкостью и оперативностью, возможностью

оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие на кредитно-

депо­зитную эмиссию в зависимости от ситуации.

В большинстве стран в целях управления и регулирования государство

ориентируется в основном на использование экономических методов, работая,

впрочем, и с адми­нистративными инструментами. Согласно установкам

официальной де­нежно-кредитной политики разрабатываются основные мероприятия

по денежно-кредитному регулированию в каждый конкретный период, оп­ределяются

наиболее эффективные в данный момент методы управле­ния и инструменты

воздействия на деятельность банков. В зависимости от состояния хозяйственной

конъюнктуры Цент­ральный банк делает выбор между двумя основными типами

монетар­ной политики, для каждого из которых характерен свой набор

инс­трументов и определенное сочетание экономических и администра­тивных

методов регулирования.

Рестрикционная (рестриктивная) денежно-кредитная политика (так называемая

политика "дорогих денег") направлена на ужесто­чение условий и ограничение

объема кредитных операций коммерчес­ких банков и повышение уровня процентных

ставок. Ее проведение обычно также предполагает и сопровождается увеличением

налогов, сокращением государственных расходов, а также другими

мероприя­тиями, направленными на преодоление инфляции. Рестрикционная

де­нежно-кредитная политика может быть использована не только в це­лях борьбы

с инфляцией, но и для сглаживания циклических колеба­ний деловой активности.

Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается расширением

масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в

обращении, понижением уровня про­цента. Иначе эту систему методов называют

еще политикой дешевых денег.

Денежно-кредитная политика как экспансионистского, так и рестрикционного типа

может иметь тотальный либо селективный ха­рактер. При тотальной монетарной

политике мероприятия Централь­ного банка распространяются на все учреждения

банковской систе­мы, при селективной - на отдельные кредитные институты либо

их группы или же на определенные виды банковской деятельности. Се­лективная

денежно-кредитная политика позволяет Центральному бан­ку оказывать выборочное

воздействие в определенном направлении. При ее проведении практикуется

использование следующих инстру­ментов или их разнообразных сочетаний:

лимитирование отдельных видов операций банков (или их групп, например по

регионам), ус­тановление размеров вознаграждения коммерческих банков при

про­ведении различных финансово-кредитных операций, регламентация условий

выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщи­ков, установление

кредитных потолков.

Формирование в нашей стране рыночных отношений объективно

предопределяет овладение всем спектром механизмов экономического

регулирования. Бытующие порой представления о стихийности экономических

процессов в рыночной экономике не имеют под собой почвы. Регулируются, и

довольно жестко, практически все основные отношения, определяющие

эффективность и жизнеспособность экономики в целом. Среди них своей

значимостью выделяются и денежно-кредитные инструменты.

4. Инструменты денежно-кредитной политики.

Выбор типа проводимой монетарной политики, а соответственно и набора

инструментов регулирования деятельности коммерческих банков осуществляется

Центральным банком в каждом конкретном случае исходя из состояния

хозяйственной конъюнктуры. Разрабо­танные на основе такого выбора основные

направления денежно-кре­дитной политики утверждаются законодательным органом.

Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть

успешным лишь в том случае, если государство через Центральный банк способно

воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. Основными

инструментами денежно-кредитной политики - средс­твами, при помощи которых

государство планирует достичь поставленных целей являются:

- процентные ставки по операциям Банка России;

- нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные

требования);

- операции на открытом рынке (операции по купле-продаже векселей,

государственных облигаций и других ценных бумаг.);

- рефинансирование банков;

- валютное регулирование;

- установление ориентиров роста денежной массы;

- прямые количественные ограничения.

- выпуск от своего имени облигаций.

Инструменты денежно-кредитной политики соответствуют международной практике.

Вместе с тем возможности их применения в полной мере будут зависеть от

устранения оставшихся законодательных ограничений по выпуску облигаций Банка

России и повышения степени ликвидности государственных ценных бумаг в

портфеле Банка России.

4.1. Процентные ставки.

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по

различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации

процентной ставки. Процентные ставки Банка России представляют собой

минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Банк

России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные

ставки в целях укрепления рубля.

Повышая или понижая процентные ставки, Центральный банк оказывает воздействие

на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в

свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного

процента, отражается на состояние платежного баланса и валютного курса.

Так, повышение учетной ставки способствует привлечению в страну иностранного

краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс,

увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс

иностранной и повышается курс национальной валюты.

Снижение ставки приводит к противоположным результатам.

4.2. Резервные требования.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой хранение части

резервов коммерческих банков в центральном банке. Сумма хранения средств на

специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от

величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент

и норму обязательных резервов в зависимости от складывающийся ситуации и

проводимой им политики. Повышение нормы означает замораживание большей чем

раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних,

снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов

оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет

кредитые возможности банков и увеличивает денежную массу.

В отличии от операций на открытом рынке и учетной политики механизм денежно-

кредитного регулирования затрагивает банковской системы и способен оказывать

сильное воздействие на финансово-экономическую систему в целом. Увеличение

резервной нормы приводит к росту необходимых ре­зервов, которые должны

держать депозитные институты в качестве покрытия. При этом возможны два

варианта: либо банки второго уровня понизят избыточные резервы (когда

резервная норма увели­чивается незначительно), либо им придется прибегать к

чрезвычай­ным мерам (если резервные требования увеличиваются намного). Во

втором случае банкам придется сокращать объем своих че­ковых депозитов и

одновременно увеличивать резервы, Для сокращения своих текущих счетов банки

примут решение прибли­зить сроки погашения уже выданных ссуд (если, конечно,

такая возможность предусмотрена условиями договора), а также будут продавать

ценные бумаги на открытом рынке. Покупатели используют трансакционные

депозиты, чтобы расплатиться с коммерческими бан­ками. В результате всех

этих действий сократится денежная масса в экономике. Очевидно, что уменьшение

резервных требований приведет к росту способности системы коммерческих банков

к кредитованию, что в конечном счете приведет к увеличению денежного

агрегата. Хотя изменение резервных требований - чрезвычайно мощный инструмент

воздействия на денежно-кредитную систему, в мировой практике он применяется

нечасто. Дело в том, что даже незначи­тельное изменение резервной нормы

приводит к колоссальному изме­нению объема денежной массы. Резервы для банков

представляют собой активы, не приносящие процента. Пересмотр резервных

требований существенно влияет на рентабельность банков второго уровня,

при­быльность банковского дела. Нормативы резервных требований

устанавливаются дифференци­ровано в зависимости от видов депозитов. Помимо

этого, Централь­ные банки могут устанавливать различные резервные нормы в

зави­симости от срока деятельности банка, величины его активов, реги­она, где

банк осуществляет основную массу своих операций и обла­дает развитой

филиальной сетью. В некоторых странах для банков, нарушающих обязательные

требования, устанавливаются повышенные штрафные резервные нормы.

Резервированию подлежат различные ком­поненты денежной массы, что позволяет

Центральному банку не только влиять на ее объем, но и определять ее

структуру.

Существенное воздействие на кредитные ресурсы банков, на их возможности

предоставлять ссуды оказывает изменение нормы обязательных резервов.

Повышение ее означает, что большая часть банковских средств "заморожена" на

счетах Центрального банка и не может использоваться банками. В результате

сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются

проценты по ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению

банковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента.

Резервные требования представляют собой механизм регулирования общей

ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов

посредством снижения денежного мультипликатора.

4.3. Операции на открытом рынке.

Одним из самых важных средств регулирования денежного обра­щения являются

операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже или покупке

центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг,

банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее

объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит

соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их

резервных счетах, предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяя их

возможности по выдаче ссуд. При продаже центральный банк списывает суммы с

этих счетов, соответственно их возможность предоставлять ссуды уменьшается.

Таким образом указанные операции способствуют регулированию банковских

ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа

Центральным банком РФ государственных ценных бумаг, которые обладают высокой

степенью ликвидности доходности. Коммерческие же банки являются основными

инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ

РФ на их кредитные возможности.

В настоящее время в мировой экономической практике именно операции на

открытом рынке являются основным средством регулиро­вания денежного

предложения. Это вызвано, прежде всего, необык­новенно высокой гибкостью

данного инструмента, позволяющего вли­ять на денежную конъюнктуру на

краткосрочных временных отрезках, сглаживать нежелательные колебания денежной

массы.

В России рынок государственных облигаций высоко развит. Их роль в денежно-

кредитной политике несколько отличается от той, которую они играют в западных

странах. Безусловно, в любом слу­чае (и в России, и на Западе) главной

является фискальная цель - финансирование бюджетного дефицита.

Казначейские обязательства, например, являются беспреце­дентным инструментом

в мировой практике. Что же касается государственных краткосрочных

обязательств (ГКО), то в денежно-кредитной политике (в отличие от фискальной)

они играли совсем иную роль, нежели казначейские векселя, ис­пользуемые

Федеральной Резервной Системой. Главным результатом их использования при

реализации мероприятий монетарной политики являлось регулирование курса

американского доллара по отношению к российскому рублю, а отнюдь не изменение

совокупных резервов банковской системы.

В 2001 году в целях обеспечения соответствия между спросом на деньги и

денежным предложением Банк России использовал имеющиеся в его распоряжении

инструменты денежно-кредитной политики для воздействия на ликвидность

банковской системы.

Возобновлению операций Банка России на открытом рынке с собственными

облигациями в первом полугодии 2001 года препятствовали законодательные

ограничения, а проведению операций с государственными облигациями -

отсутствие в портфеле Банка России государственных ценных бумаг, которые

обращаются на рынке. Поэтому операции Банка России на открытом рынке

ограничивались валютными интервенциями.

B III квартале 2001 года после вступления в силу соответствующих изменений в

законодательстве выпуск облигаций Банка России (ОБР) был возобновлен. Банк

России 6 сентября 2001 года провел аукционы с банками по размещению двух

выпусков ОБР сроком на 14 дней и 21 день. Общий объем размещения облигаций

Банка России на аукционах составил 0,85 млрд. рублей, средневзвешенная

доходность - 9,7 и 10,3% годовых соответственно.

Операции на открытом рынке с облигациями Банка России, а также с

государственными ценными бумагами (в случае принятия Правительством

Российской Федерации решения о переоформлении достаточной части их портфеля у

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.