бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьКурсовая: Денежно-кредитная политика и развитие реального сектора экономики в России

Банка России в облигации с рыночными характеристиками) позволят расширить

круг рыночных инструментов денежно-кредитной политики как для стерилизации,

так и для временного пополнения ликвидности.

Проведение Банком России операций на открытом рынке в 2002 году направлено на

регулирование ликвидности банковской системы для достижения целей денежно-

кредитной политики.

С этой целью планируется продолжить осуществление эмиссии облигаций Банка

России, а также проводить операции с этими облигациями на вторичном рынке,

что обеспечит предоставление банкам надежного краткосрочного инструмента,

который они могут использовать для управления собственной ликвидностью.

4.4. Рефинансирование банков.

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными

учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты

коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их

портфелях (как правило векселя).

Кредиты Банка России предоставляются в соответствии с Федеральным законом "О

Центральном банке Российской Федерации" банкам - резидентам Российской

Федерации в валюте Российской Федерации в целях поддержания и регулирования

ликвидности банковской системы. Кредиты Банка России предоставляются банкам в

пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного Банком России в

соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной

политики.

В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие

банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом

(удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым

заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на

изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной

целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например,

повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост

процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к

их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Мы видим, что изменение ставки рефинансирования оказывает влияние на

кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности

коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность

кредитных учреждений. Во-вторых, изменение ставки рефинансирования означает

удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как

происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к

новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить

необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной

политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки.

Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном

банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

4.5. Валютное регулирование.

Валютное регулирование осуществляется Банком России путем приобретения или

продажи иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и

на суммарный спрос и предложение денег.

4.6. Ориентиры роста денежной массы.

Банку России предоставлено право устанавливать ориентиры роста одного или

нескольких показателей денежной массы. В целях реализации денежно-кредитной

политики Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций,

размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.

4.7. Селективное регулирование.

Кроме вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также

иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается

фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.

Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство

устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены

ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными либо,

ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая

расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций

и понижают при желании оживить фондовый рынок.

Если государство хочет не допустить увеличения денежной массы, то оно может

всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит:

повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в

центральный банк при покупке кредитной карточки.

Государство в лице центрального банка может влиять на банки путем

словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения,

просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству

общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения

относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают

определенное воздействие, в конце концов ведь банкиры столь же

чувствительны к общественному мнению, как и другие.

На наш взгляд, серьезным инструментом являются распространяемые слухи. Хотя

это и незаконно, но ведь сколько всего незаконного можно сделать в стране с

нестабильной внутренней обстановкой. Сколько раз мы были свидетелями

подобных явлений! Ходили слухи о грядущей реформе, обмене денег, повышении

цен, замораживании вкладов, о письмах, якобы разосланных банкам. Несомненно,

такие слухи влияли на денежное предложение: люди старались избавиться от

рублей, долларов или денег вообще, "превратив" их в товары.

5. Макроэкономические результаты денежно-кредитной политики.

Основными инструментами макроэкономической политики являются денежно-

кредитная политика и бюджетная политика. К другим регуляторам, которые

теоретически могут использоваться государством в качестве инструментов

воздействия на экономические процессы относятся политика в области занятости

и доходов, ценовая политика (включая регулирование естественных монополий),

создание конкурентной среды или, наоборот, ограничение конкуренции, а также

прямое воздействие на конечный спрос – субсидии, государственные закупки,

государственные инвестиции и т.п.

Монетарная политика должна, прежде все­го, улучшать состояние экономики,

изменять ее основные перемен­ные: валовой национальный продукт, инфляцию,

безработицу.

В настоящее время механизм воздействия денежно-кредитной политики на

состояние экономики, а также целесообразность раз­личных стратегий ее

реализации составляют предмет спора между экономистами. Представители

кейнсианской, монетаристской и новой классической школ выдвигают зачастую

полярные предположения.

Кейнсианцы полагают, что рыночная экономика - внутренне не­устойчивая

система. Они считают, что капитализм не обладает ме­ханизмом, обеспечивающим

макроэкономическую стабильность. Посто­янные диспропорции между

основополагающими экономическими пара­метрами вызывают циклические колебания

занятости, цен, объема производства. Поэтому государство, с точки зрения

кейнсианцев, должно вмешиваться в хозяйственную жизнь, осуществлять различные

регулирующие мероприятия, в частности проводить дискретную де­нежно-кредитную

политику.

Монетаристы же считают, что, напротив, рыночная экономика обеспечивает

высокую степень макроэкономической стабильности в силу своей гибкости. Все

циклические процессы вызваны не сла­бостью рыночных механизмов в плане

поддержания стабильности, а ошибочными действиями государственных органов.

Поэтому необходи­мо минимизировать государственный сектор, а также избегать

воз­действия на рыночную систему посредством дискретной денеж­но-кредитной

политики.

Кейнсианство и монетаризм базируются на основополагающих математических

уравнениях. Кейнсианская теория выводит на первый план совокупные расходы и

их компоненты.

С + I + NX + G = ВНП - основное уравнение кейнсианцев, где С -

потребительские расходы населения, I - инвестиции, NX - чис­тый экспорт, G -

государственные расходы. Суть этого уравнения в том, что совокупный объем

расходов покупателей равен общей стои­мости произведенных товаров и услуг.

Монетаризм опирается на уравнение И.Фишера: M * V = P * Q, которое чаще

называют уравнением обмена. Здесь М - денежное предложение, V - скорость

обращения денег в кругообороте продук­тов и доходов, P - индекс цен, Q -

физический объем национально­го производства. Левая часть уравнения

представляет собой сово­купные расходы покупателей, правая - совокупную

выручку продав­цов.

Кейнсианцы считают, что цепь причинно-следственных связей между пересмотром

стратегической концепции денежно-кредитной по­литики и изменением

номинального ВНП достаточно велика. Примене­ние разнообразных монетарных

инструментов вызовет изменение со­вокупных резервов банковской системы, что

повлияет на денежное предложение. Изменения в денежном предложении

воздействуют на процентную ставку. Действительно, если денежная масса

увеличива­ется, то кредит становится более доступным, предложение финансо­вых

ресурсов увеличивается, что понижает их "цену" - процентную ставку. При

сокращении денежной массы наблюдается обратный эф­фект.

Суммарный объем инвестиций оказывает прямое влияние на но­минальный валовой

национальный продукт. Поэтому посредством де­нежно-кредитного регулирования

можно воздействовать на инфляцию и физический объем производства.

Кейнсианцы признают, что цепь причинно-следственных связей между денежно-

кредитными мероприятиями и состоянием экономики довольно сложна и велика.

"Сбой" в одном из звеньев может иска­зить первоначальный импульс. Для

прогнозирования результатов де­нежно-кредитных мероприятий Центральному банку

необходима исчер­пывающая информация о характере взаимодействий между каждым

из предыдущих и последующих звеньев цепочки, которую в реальных ус­ловиях

получить просто невозможно. Поэтому изменение денежного предложения вызывает

непредсказуемые последствия в масштабах экономики государства, что вызывает

ее относительную неэффектив­ность по сравнению с фискальной политикой.

Монетаристы полагают, что изменение денежного предложения в гораздо большей

степени определяет основные макроэкономические параметры, нежели считают

кейнсианцы. Более того, денежное пред­ложение является важнейшим (практически

единственным!) фактором, определяющим занятость, уровень производства и

инфляцию. Они предлагают совершенно иную цепочку причинно-следственных

связей, резко отличающуюся от кейнсианской. По их глубокому убеждению

денежное предложение непосредственно воздействует на совокупный спрос, а не

только определяет через процентную ставку спрос ин­вестиционный. Считая, что

скорость обращения денег стабильна (то есть сравнительно постоянна и легко

предсказуема), они делают вывод, что изменение денежной массы вызовет

соответствующее при­ращение ВНП (что непосредственно следует из уравнения

обмена). Кейнсианцы подвергают сомнению утверждение монетаристов о

ста­бильности скорости обращения денег, что дает им основание оспа­ривать

справедливость столь простого передаточного механизма, который рисуют

монетаристы.

Тем не менее, основываясь на идеологических установках о естественной

стабильности рыночной организации хозяйственной жизни, монетаристы не

советуют использовать денежно-кредитные методы для реализации краткосрочных

целей, поскольку это приве­дет к дестабилизации экономики. Они предлагают

монетарное прави­ло, согласно которому денежное предложение должно

расширяться теми же темпами, что и потенциального прирост реального ВНП,

ко­торый, по мнению монетаристов, в странах с развитой рыночной экономикой

составляет 3-5% в год.

Кейнсианцы оспаривают это предложение. Поскольку, как они полагают, скорость

обращения денег подвержена изменениям, посто­янный ежегодный темп роста

денежной массы может вызвать серьез­ные колебания совокупных расходов, что

приведет к экономической дестабилизации. Гораздо более пригодна дискретная

денежно-кре­дитная политика, которая позволяет гибко корректировать

глобаль­ные макроэкономические процессы.

Помимо кейнсианства и монетаризма, существует еще одна эко­номическая теория,

предлагающая свою интерпретацию результатов применения монетарных методов.

Это теория рациональных ожиданий, базирующаяся на двух постулатах.

Во-первых, приверженцы теории рациональных ожиданий полага­ют, что все

субъекты экономики абсолютно рациональны и абсолютно информированы. Это

означает, что все фирмы и домохозяйства обла­дают знаниями о механизмах

функционирования экономики, а также проводящейся в конкретный период времени

экономической политике, и выдвигают безошибочные прогнозы о ее результатах.

Кроме того, они оптимизируют свое поведение в системе бизнеса, используя

имеющиеся знания и максимизируя свою выгоду.

Во-вторых, все рынки в системе бизнеса являются рынками со­вершенной

конкуренции, гибкими в плане повышения и понижения цен на все без исключения

товары и услуги в соответствии с взаимо­действием спроса и предложения. При

этом спрос и предложение мгновенно реагируют на все изменения внешней среды.

Такое упрощение реальных условий позволяет сделать заключе­ние о полной

неэффективности денежно-кредитной политики. В самом деле, любое изменение

денежного предложения будет порождать адекватное изменение цен, ведь каждый

субъект экономической сис­темы будет мгновенно их пересматривать, стремясь

застраховать себя от нежелательных последствий. Его стратегия безупречна:

ведь он безошибочно предсказывает будущее!. Использовать такую информацию для

получения личной выгоды он не может, ведь все контрагенты этого субъекта

обладают той же информацией. Каждый реализует свою экономическую свободу, что

приводит к установле­нию консенсуса интересов. В итоге получается абсолютно

устойчи­вое равновесие экономической системы в плане нечувствительности к

мерам денежно-кредитной политики.

Изменение денежной массы не окажет никакого влияния на ре­альный национальный

продукт и занятость и лишь обернется инфля­цией или дефляцией. Поэтому

сторонники теории рациональных ожи­даний тоже поддерживают монетарное

правило. Однако в качестве их аргументов выступает не положение о

недостаточной информирован­ности денежных властей, выдвигаемое монетаристами,

а, напротив, суждение об абсолютной информированности субъектов системы

биз­неса.

У кейнсианцев и монетаристов есть много серьезных возраже­ний, ставящих под

сомнение теорию рациональных ожиданий. В самом деле, если даже

высококвалифицированные профессиональные эконо­мисты ошибаются, предсказывая

неверные последствия экономических маневров государства, да и вообще любых

изменений во внешнем ок­ружении, разве можно утверждать, что каждый индивид

способен де­лать абсолютно точные прогнозы.

Кроме того, представляется очевидным, что далеко не все рынки на данном этапе

развития человеческого сообщества (даже в таких странах, как США), являются

высококонкурентными. Помимо этого, имеется достаточно эмпирических

свидетельств воздействия монетарной политики на реальный ВНП.

В настоящее время большинство экономистов признают доста­точно убедительными

аргументы как кейнсианцев, так и монетарис­тов. В меньшей степени это

относится к теории рациональных ожи­даний.

Центральные банки стран с развитой смешанной экономикой ру­ководствуются в

практической деятельности рекомендациями, пред­лагаемыми и кейнсианской, и

монетаристской экономическими теори­ями. В реальной действительности

приходится искать компромисс между полярными суждениями, находить оптимальное

решение, учиты­вая различные аргументы, рассматривая несколько стратегических

сценариев. Правда, основной упор делается на кейнсианскую стаби­лизационную

дискретную денежно-кредитную политику.

6. Развитие экономики в России.

В последние годы стабильность макроэкономической ситуации, существенный

экономический рост и политика строгой экономии государственных расходов

привели к заметной стабилизации системы государственных финансов. В ближайшее

время важной целью формирования бюджетов является установление такого уровня

государственных расходов, который позволял бы уменьшать государственный долг

в условиях снижения налогового бремени и более медленного экономического

роста.

Начиная с 2000 года определяющими для роста российской экономики стали

внутренние факторы спроса, опирающиеся на увеличение расходов на конечное

потребление сектора домашних хозяйств и рост валовых инвестиций в основной

капитал. Рост реальных доходов населения, стимулируя рост экономики,

одновременно изменял потребительские предпочтения сектора домашних хозяйств,

расширяя спрос на более качественную продукцию. В этих условиях более быстрое

увеличение инвестиций в основной капитал позволяло в определенной мере решать

вопросы технического перевооружения производства и тем самым поддерживать его

конкурентоспособность на внутреннем рынке.

После периода быстрого развития восстановительных процессов и высоких темпов

экономического роста, сложившихся с середины 1999 года, к концу 2000 года

экономическая активность в России несколько снизилась. Это объяснялось не

только происходившими изменениями во внешнеэкономической конъюнктуре, но и

недостаточно активным осуществлением структурных реформ. Тем не менее, рост

потребительских расходов и восстановление инвестиционного спроса в условиях

предпринятых структурных мер способствовали оживлению экономической

активности в 2001 году, хотя и на более низком уровне, чем в предыдущем году.

При формировании целевых ориентиров социально-экономического развития России

на 2001 год предусматривалось, что важнейшими внутренними условиями,

обеспечивающими положительную динамику экономических процессов, будут

являться: сохранение и укрепление социальной стабильности, активное

проведение структурных реформ, создание благоприятной инвестиционной среды,

бездефицитный бюджет и полное выполнение бюджетных обязательств, сокращение

налоговой нагрузки, снижение экономических рисков. Среди важнейших внешних

факторов предусматривалось сохранение относительно благоприятных цен на

традиционные товары российского экспорта, смягчение имеющихся экономических

ограничений в режимах торговли с развитыми странами.

Итоги девяти месяцев 2001 года свидетельствуют в целом о выполнении этих

условий. Макроэкономическая ситуация характеризуется продолжением

экономического роста, инвестиционной активностью, увеличением реальных

денежных доходов населения. Позитивные процессы в российской экономике

развивались в условиях сохранения сильного платежного баланса, отсутствия

дефицита федерального бюджета. Темпы роста как ВВП в целом, так и

промышленного производства в январе - сентябре 2001 года были выше, чем

ожидалось при формировании бюджетных проектировок на текущий год. Итоги

экономического развития в текущем году во многом явились продолжением

сложившихся в 2000 году макроэкономических тенденций.

Немаловажным фактором развития экономики оставалось расширение производства

экспортоориентированных отраслей. В январе - сентябре 2001 года по сравнению

с аналогичным периодом 2000 года конъюнктура на мировых рынках сырьевых

товаров (кроме рынка природного газа) несколько ухудшилась. При сохранении

высоких цен на природный газ цены на нефть и многие другие товары на мировом

рынке были ниже, чем в прошлом году. Однако сохранение конкурентоспособности

российских товаров на зарубежных рынках позволило наращивать экспорт по

физическому объему. Темпы роста импорта значительно превосходили темпы роста

экспорта преимущественно вследствие увеличения физических объемов ввозимых в

страну товаров. Таким образом, наблюдалось снижение чистого экспорта,

следовательно, внутренние факторы увеличения производства приобретали большую

значимость для экономического развития. В отличие от 2000 года, когда за счет

увеличения чистого экспорта было получено более 5% прироста ВВП, в 2001 году

снижение чистого экспорта ограничивало экономический рост.

Курсовая: Денежно-кредитная политика и развитие реального сектора экономики в России

Денежно-кредитная политика была направлена на достижение темпов инфляции,

наиболее полно отвечающих требованиям растущей экономики, поддержание

равновесия на валютном рынке и обеспечение плавной динамики валютного курса

рубля. Изменение валютного курса рубля в целом способствовало сохранению

конкурентоспособности отечественной продукции, улучшению инфляционных

ожиданий и снижению инфляции.

Курсовая: Денежно-кредитная политика и развитие реального сектора экономики в России

В 2002 году макроэкономическая ситуация определяется не только текущими

изменениями внешних и внутренних факторов и условий, но и тем потенциалом

роста, который формировался в российской экономике на протяжении последних

лет.

Банком России проведены расчеты макроэкономических показателей на 2002 год,

учитывающие возможность ухудшения по сравнению с 2001 годом

внешнеэкономических условий, но тем не менее остающихся в целом относительно

благоприятными условиями развития экономики, а также действенности намеченных

мер Правительством Российской Федерации на 2002 год в области социальной

политики и модернизации экономики.

К внешним условиям, предопределяющим интервал оценок в темпах развития

экономики, относятся прогнозируемая динамика развития мировой экономики и

мировых цен на товары российского экспорта, а также размер выплат по внешнему

долгу.

Внутренние условия включают степень мобилизации валовых сбережений в

экономике для роста инвестиций, темпы обновления основного капитала и

технологий и снижения энергоемкости производства, тарифную политику в области

естественных монополий и связанную с ней динамику производственных издержек,

эффективность структурных реформ в экономике, совершенствование конкурентной

среды и инвестиционного климата в стране, практические меры по реализации

налогово-бюджетной политики.

Действенным фактором экономического развития в 2002 году будет рост

производительности труда, который, несмотря на некоторое его замедление,

сохранится на достаточно высоком уровне и составит, по оценкам, в 2002 году

3,5 - 4%. Основными его предпосылками являются техническое переоснащение

производства, более активное использование производственных мощностей, а

также другие имеющиеся резервы повышения производительности труда.

Заключение

Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация

экономики. Необходимо обеспечение экономического роста, борьба с инфляцией.

Государство этим занимается, проводя фискальную и денежно -кредитную

политику.

Таким образом, денежно-кредитная политика - один из мощнейших инструментов

экономической политики, находящихся в распоряжении государства.

Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изме­нение учетной

ставки и операции на открытом рынке, Центральный эмиссионный банк может

оказывать определяющее воздействие на де­нежное предложение, а через его

посредство - на реальный нацио­нальный продукт, занятость и индекс цен.

Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем

самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее

можно использовать не только для изме­нения основных внутренних

макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.

Без верной денежно-кредитной политики, проводимой централь­ным банком,

экономика не может эффективно функционировать. В пе­риоды экономического

спада и роста безработицы, падения произ­водства необходимо увеличивать

денежное предложение, чтобы сти­мулировать процесс инвестирования финансовых

ресурсов в произ­водство, а также потребительских расходов - необходимо

увеличи­вать совокупный спрос. В период экономического роста,

сопровож­даемого инфляцией, следует снижать предложение денег. Именно этим и

занимаются центральные эмиссионные банки.

Денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно

опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из глубочайшего кризиса, но не

исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в рыночной

системе нега­тивных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые

на высшем управленческом уровне после серьезного анализа ситуации,

рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на

экономику государства, дадут положительные результа­ты.

В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна

минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы.

Очевидно, что решение стоящих перед страной задач возможно только в условиях

экономического роста, который на протяжении как минимум полутора-двух

десятков лет должен носить устойчивый характер.

Список использованной литературы

1. «Банковское дело». Под ред. Проф. В.И. Колесникова, Л.П.

Кроливецкой, Финансы и статистика, 1996 г.

2. «Общая теория денег и кредита». Под ред. проф. Е.Ф. Жукова.

Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995 г.

3. «Экономика», Булатов.М, 1999г

4. «Учебник по основам экономической теории» Камаев В.Д.,

«Владос», 1994г.

5. «Экономика» П.Самуэльсон, М. 1992 г.

6. «Курс экономики» учебник под ред. Б.А. Райсберга. ИНФА – М

1997 г.

7. Интернет-ресурсы официального сайта ЦБ РФ www.cbr.ru

8. Система «Гарант – Максимум»

Журнальные статьи

1. «Роль денежно-кредитной и валютной политики в экономике

государства»Дильмухаметов А.А. // Экономика и управление –5,1999г

2. «Об устройстве банковской и денежной системы» Львин Б //

Вопросы экономики –10, 1998г

3. «Денежно-кредитная политика в период экономических реформ»

Морданов Р.Х. // Экономика и управление –6, 1999г

4. «К вопросу денежно-кредитной политики» Симрановский А.Ю. //

Деньги и кредит –4,1999г.

5. Информационно-аналитический бюллетень, (Фонд “Бюро

экономического анализа”)

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.