бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьКурсовая: Денежно-кредитная и валютная политика центральных банков

инструменты используются нерегулярно. При проведении политики открытого рынка

банк Англии концентрируется на двух основных операциях: в рамках долгосрочной

политики – на операциях с облигациями государственного займа, а в

краткосрочной – на операциях с казначейскими векселями.

При всех существующих различиях в осуществлении политики открытого рынка

можно определить общую тенденцию, которая выражается в том, что центральные

банки разных стран уделяют все большее внимание развитию данного инструмента;

это связано со стремлением к регулированию экономики рыночными, а не

административными методами.

2.1.3.4 Депозитная политика.

Депозитная политика регулирует движение потоков денежных средств между

коммерческими банками и центральным банком и тем самым оказывает влияние на

состояние резервов кредитных институтов.

Если проводится экспансивная депозитная политика, денежные средства

государственного сектора экономики, размещенные в центральном банке,

уменьшаются – например на величину b. Соответственно на эту величину

возрастают резервы второго уровня банковской системы. При проведении

экспансивной депозитной политики необходимо учитывать обратный эффект, который

вызывает рост резервов кредитных институтов. Если допустить, что размещенные в

результате проведенной депозитной политики в кредитных институтах денежные

средства государственного сектора состоят на долю с из наличных денег,

то общий объем резервов коммерческих банков увеличивается на (1 - с) ·

b. При увеличении резервов коммерческих банков путем притока депозитов из

государственного сектора сумма минимальных резервов при ставке r

возрастает на r · (1 - с) · b. Тогда резервы

кредитных институтов увеличиваются на разницу между двумя вышеприведенными

данными.

При увеличении резервов возрастает кредитный потенциал коммерческих банков,

что при уравновешенном рынке ведет к снижению процентных ставок и росту

инфляции. При проведении контрактивной депозитной политики достигается

обратный результат – уменьшение банковских резервов, сокращение кредитного

потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции.

2.1.3.5 Валютная политика.

Направление и формы валютной политики, проводимой центральным банком, зависят

от внутриэкономического положения данной страны и ее места в мировом

хозяйстве.

Центральный банк обычно использует две основные формы валютной политики:

дисконтную и девизную.

Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения

условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда

направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса.

Учетную ставку на Западе в частности применяют для того, чтобы поднять курс

национальной валюты. Например, Европейский центробанк повышал учетную ставку,

чтобы сдержать падение евро. Предполагалось, что подорожание кредита в Европе

заставит инвесторов скупать европейскую валюту, чтобы ссудить ее под

повышенный процент. Правда, евро все равно продолжал падать. А вот Алан

Гринспен, повышая ставку, не скрывал, что это может привести к подорожанию

доллара. Прямо такая задача, конечно, не провозглашалась. Но доллар

действительно дорожал, прежде всего, по отношению к евро.

Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы),

воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной

единицы – девизная политика. Подобные операции получили название «валютных

интервенций». Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или

путем соглашения «своп») национальную валюту, он увеличивает спрос, а

следовательно и ее курс. Напротив, продажа центральным банком крупных партий

национальной валюты приводит к снижению ее курса, так как увеличивается

предложение. Влияние валютной политики центрального банка в форме проведения

операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании экспорта или

импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от

приоритета политики центрального банка в данной экономической ситуации, что

может выражаться либо в стимулировании товарного экспорта (демпинговая

политика), либо в поддержании курса национальной валюты по отношению к

иностранной.

Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк

регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой

области и административные методы воздействия. К ним относится, например,

использование количественных кредитных ограничений.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное

ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов

регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия

на деятельность банков. Такие кредитные ограничения приводят к тому, что

предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся

выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило,

крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами

данной политики. Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики

сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы,

государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод

количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а

в некоторых странах вообще отменён.

Также центральный банк может устанавливать различные нормативы

(коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на

необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала

коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального

размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы.

Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками.

Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые

оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать

на должном уровне. Очевидно, что использование административного воздействия

со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно

носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно

вынужденных мер.

3. Анализ денежно-кредитной политики ЦБ России 1992-2000 гг.

3.1 Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ

В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке

Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федерального закона от 26.04.95

N 65-ФЗ) основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка

России являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России

(резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование банков;

5) валютное регулирование;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения.

3.2. Денежно-кредитная политика переходного периода

С 1992 года – с начала радикальных рыночных реформ – денежно-кредитная

политика Банка России была направлена на достижение финансовой стабилизации,

в первую очередь, снижение темпов инфляции, укрепление курса национальной

валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны, создание условий

для осуществления позитивных структурных сдвигов в экономике.

Однако на первом этапе этих реформ денежная политика характеризовалась

неконтролируемой денежной эмиссией, осуществлявшейся сразу двенадцатью

Центральными банками рублевой зоны вслед за неконтролируемым ростом цен в

целях поддержания платежного оборота. В результате денежная эмиссия,

проводившаяся в форме наличных денег и прямых кредитов под отрицательный

реальный процент от Центрального банка привилегированным коммерческим банкам,

концентрировалась в сфере валютных спекуляций и не оказывала ожидавшегося

влияния на рост денежного предложения в производственной сфере.

Развернувшаяся вследствие мгновенной либерализации цен инфляция издержек

обусловила выгодность валютных спекуляций и отток капитала из

производственной сферы. Денежная накачка лишь частично смягчала рост

неплатежей и не могла в этих условиях предотвратить «вымывание» капитала из

производственной сферы, его переток в сферу финансовых спекуляций главным

образом на валютном рынке. Это влекло за собой соответствующее изменение

пропорций в системе денежного обращения. Начиналась дезинтеграция экономики,

ее распад на автономно функционирующие сферы: спекулятивно-финансовую и

производственную.

В 1992 г. денежная эмиссия выросла в 17 раз, в то время как средства на

счетах предприятий, граждан и местных бюджетов - в 13 раз, чистая прибыль в

промышленности - в 11 раз, а чистая прибыль в финансово-кредитном секторе - в

34 раза.

Объявление в середине 1992 г. главной целью денежно-кредитной политики

подавление инфляции хоть и выглядело как кардинальный сдвиг к жесткой

денежной политике, но не изменило ее суть. Само подавление инфляции пытались

осуществить исключительно путем сжатия денежной массы, рассматривая экономику

страны в соответствии с концепцией "черного ящика". Хотя было доказано, что

ведущим фактором быстрого роста цен была инфляция издержек, денежные власти

пытались бороться с инфляцией издержек сокращением денежного предложения и

отказываясь от регулирования цен. Закономерным результатом этой явно

неадекватной политики стало не столько снижение инфляции, сколько сжатие

производства и сокращение реальных доходов населения.

В экономике усиливались дезинтеграционные процессы. Вследствие гиперинфляции

и перетока капитала в спекулятивную сферу возник дефицит собственных

финансовых ресурсов предприятий. Параллельно сжатию производственной сферы

начал бурно развиваться финансовый рынок. Оборот по продажам на биржевом

фондовом рынке в 1993 г. достиг 2,05 трлн. руб., из них 1,45 трлн. руб.

составляли денежные ресурсы. В августе 1994 г. впервые за все время

существования ММВБ объем продаж долларов превысил экспортные поступления за

месяц. В 1993 г. Минфин совместно с Центральным банком России приступил к

выпуску ГКО (в 1993 г. эмиссия составила 240 млрд. руб., а к концу 1994 г.

достигла 20,5 трлн. руб.). Доходность операций на финансовом рынке была

огромной (таблица 1), практически уникальной по мировым меркам, в то время

как рентабельность выпуска продукции в производственной сфере быстро

снижалась.

Таблица 1 - Динамика процентных ставок финансовых инструментов денежного

рынка в 1994 году.

Инструменты

денежного рынка

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

Ставка ЦБ 210210210205200155155130130170180180
ГКО 184205191149125,5123,4140,3120,6121,3201,9229,0250,2

МБК (от 1 до

3-х месяцев)

214,4214,0209,5200,0179,9150,9135,0120,3120,5148,5154,3161,9

Инфляция

(в % к пред. месяцу)

17,910,87,48,56,96,05,34,67,715,015,016,4

Для сравнения: рентабельность в промышленности снизилась с 32% в 1993 г. до

19,6% в 1994 г.

В результате экономическое пространство страны фактически распалось на две слабо

связанные друг с другом сферы. Первая - сфера финансовых спекуляций -

характеризуется сверхвысокими прибылями и высокой скоростью обращения денег,

относительно невысокими рисками. Вторая - производственная сфера -

характеризуется низкой прибыльностью и низкой скоростью обращения денег,

высокими рисками в связи с неопределенностью отношений собственности,

сокращением спроса, эскалацией неплатежей и общей неблагоприятной конъюнктурой

рынка.

Взаимодействие между этими секторами приняло характер интенсивного перетока

капитала из производственной сферы в спекулятивную. Интенсивность этого

перетока достигала, по имеющимся оценкам, до 14% ВВП в год , а резкое

увеличение скорости обращения денег нивелировало антиинфляционный эффект

сжатия денежной массы.

Сокращение производства усугублялось неудачными попытками Центрального банка

стабилизировать обменный курс рубля в целях сдерживания инфляции, что привело

к его росту в реальном выражении в 1993-1994 гг. в 3,5 раза.

Разрушительная в условиях гиперинфляции политика ЦБ по сдерживанию падения

обменного курса рубля обосновывалась задачей снижения прибыльности валютных

спекуляций и стабилизацией цен на импортные товары для подавления темпов

инфляции. Однако при продолжающемся перетоке капитала из производственной

сферы в спекулятивную такая политика лишь провоцировала увеличение спроса на

валюту в целях импорта и оказывала незначительное влияние на инфляцию.

3.3 Денежно-кредитная политика периода 1995-1999 гг.

К 1995 г. в России были заложены основы рыночной экономики. Либерализация

цен, первичная приватизация госсобственности, формирование типично рыночных

институтов, таких как фондовый рынок, валютная биржа, создание двухуровневой

банковской системы – все это казалось серьезной заявкой на последовательные

реформы. Однако в стране продолжался спад производства, сохранялась высокая

инфляция и значительный дефицит бюджета, а перераспределение собственности

приобрело ярко выраженный криминальный оттенок и практически не затронуло

основную массу населения. В 1995 г. главным врагом стабилизации и

экономического роста была объявлена инфляция, в целях борьбы с которой было

принято решение о переходе от эмиссионных способов балансировки

государственного бюджета к заимствованиям внутренним и внешним; началось

ужесточение денежно-кредитной политики. В дальнейшем подавление инфляции

переродилось из главной цели в единственную, а целенаправленные структурные

преобразования в реальном секторе экономики так и не начались.

В то же время с крахом частных финансовых пирамид и последовательной

политикой Центрального банка по завышению обменного курса рубля началось

снижение доходности и увеличение рискованности спекулятивных операций.

Вследствие роста избыточной денежной массы в спекулятивном секторе при

ухудшении финансового положения производственных предприятий усилился отток

капитала за рубеж, начался бюджетный кризис.

В этой ситуации ЦБ и Правительство не нашли ничего лучшего, чем строительство

собственной финансовой пирамиды государственных краткосрочных обязательств со

сверхвысокой доходностью, которая многократно превосходила общепринятую в

мировой практике доходность такого рода ценных бумаг.

Доходность по государственным обязательствам устанавливалась на невиданно

высоком в мировой практике уровне (таблица 2), что поддержало и без того

мощный переток капитала из производственной сферы в спекулятивную, а также

полностью блокировало инвестиции, вызвав почти полную трансформацию

сбережений в ГКО.

Таблица 2 - Доходность краткосрочных государственных обязательств в

промышленно-развитых странах и в России (% годовых)

Страна

1996 г. июль

1997 г. июль

США 5,175,07
Германия 3,463,20
Франция 3,753,33
Великобритания 5,496,60

Россия●

82,913,2

· В долларовом выражении.

Параллельно ЦБ задействовал дополнительные механизмы поддержания высокой

доходности в спекулятивном секторе, предоставляя услуги по открытию депозитов

коммерческим банкам. Одновременно он выступал и главным покупателем ГКО (как

самостоятельно, так и через Сбербанк и другие аффилированные с ним

коммерческие банки), поддерживая их сверхдоходность и ликвидность. Главным же

источником обслуживания дефицита бюджета стала кредитная эмиссия ЦБ.

Борьба с инфляцией велась путем связывания горячих денег в спекулятивных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.