бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьРеферат: Банкротство

расторжении договоров, заключенных должником, и совершает иные действия,

предусмотренные законами и иными правовыми актами Российской Федерации,

направленные на возврат имущества должника". Как видно, у конкурсного

управляющего имеется достаточно полномочий по расторжению ранее заключенных

сделок должника и истребованию отчужденного последним имущества. Следует

отметить, что на практике в преддверии процесса банкротства такие сделки

совершаются должником нередко. Отчуждение имущества происходит как путем

прямой купли - продажи, так и путем внесения указанного имущества в уставный

капитал вновь учрежденного или уже существующего предприятия. Затем акции

такого предприятия продаются "на сторону". Это происходит с целью выведения

имущества должника из-под угрозы продажи с торгов. Несомненно, данные

действия ущемляют интересы кредиторов и порой значительно уменьшают

конкурсную массу, что не позволяет кредиторам получить максимальное

удовлетворение своих требований.

Именно поэтому конкурсный управляющий имеет полномочия по расторжению сделок

отчуждения имущества и истребованию его у третьих лиц. Отметим, данная работа

требует специальных юридических навыков и процессуального опыта, поэтому для

выполнения данных действий желательно привлечь профессионального юриста.

2.7.Передача жилищного фонда и объектов социально - культурного назначения

Согласно п. 4 ст. 104 Закона "жилищный фонд социального использования,

детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно

необходимые для региона, подлежат передаче соответствующему муниципальному

образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления".

Таким образом, перед конкурсным управляющим также встает проблема передачи

объектов жилищного фонда и социально - культурного назначения органам

местного самоуправления. Как правило, эта процедура превращается именно в

проблему, потому что при постоянном недостатке денежных средств в местном

бюджете у властей просто нет возможности содержать вышеуказанные объекты.

Хотя желание иметь в собственности имущество у местной администрации

присутствует, и выгадывая определенные условия и обязательства по содержанию

имущества жилищного фонда и социально - культурного назначения со стороны,

например, нового собственника, представители местного самоуправления всячески

затягивают процедуру передачи, ссылаясь на ненадлежащее состояние объектов,

необходимость выполнения определенных условий и т.д.

В подобной ситуации можно только посоветовать конкурсному управляющему

доводить до сведения органов местного самоуправления, что согласно п. 5 ст.

104 Закона "передача объектов... уполномоченным органам местного

самоуправления осуществляется по фактическому состоянию без каких-либо

дополнительных условий", а п. 6 той же статьи прямо определяет, что

должностные лица уполномоченных органов местного самоуправления, не

исполняющие положений п. п. 4 и 5 ст. 04 Закона, несут административную и

иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления обязаны принять от конкурсного управляющего

имущество или закрепить его за другими лицами в месячный срок с момента

получения уведомления от конкурсного управляющего.

Обязанность по содержанию и обеспечению функционирования указанных объектов в

соответствии с их целевым назначением возлагается на уполномоченные органы

местного самоуправления по истечении одного месяца с момента получения

уведомления от конкурсного управляющего. Источниками финансирования

содержания данных объектов являются соответствующие бюджеты.

В случае возникновения проблем при передаче органам местного самоуправления

имущества жилищного фонда и социально - культурного назначения конкурсный

управляющий может обратиться в органы прокуратуры, дабы они соответствующим

образом отреагировали.

2.8.Подготовка к торгам

После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный

управляющий приступает к продаже указанного имущества на открытых торгах,

если собранием кредиторов или комитетом кредиторов не установлен иной порядок

продажи имущества должника (п. 1 ст. 112 Закона). Как видно, окончательное

определение порядка проведения торгов Закон оставляет за уполномоченным

органом кредиторов.

Конкурсный управляющий обязан опубликовать объявление о продаже предприятия

на открытых торгах в официальном издании государственного органа по делам о

банкротстве и финансовому оздоровлению в срок не менее чем за 30 дней до даты

проведения торгов (п. 5 ст. 112, п. 4 ст. 86 Закона). Следует помнить, что

необходимо заблаговременно позаботиться о подаче объявления, т.к. заказчиков

много, и сообщение может выйти в свет не сразу, а иногда в течение 3 месяцев

после подачи.

Пункт 6 ст. 86 Закона четко указывает на то, что "торги проводятся в форме

аукциона, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным

законом". В то же время п. 1 ст. 112 Закона говорит о "продаже... имущества

на открытых торгах, если собранием кредиторов или комитетом кредиторов не

установлен иной порядок продажи имущества должника". Таким образом,

анализируя обе нормы, можно сделать вывод о том, что все-таки Закон

предоставляет кредиторам самим окончательно определить порядок продажи

имущества должника, вплоть до заключения договора купли - продажи напрямую,

без проведения торгов. Такая возможность у кредиторов имеется, и ею следует

воспользоваться в случае наличия только одного серьезного претендента на

приобретение имущественного комплекса.

Следовательно, торги могут проводиться в виде аукциона или конкурса.

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую

цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии,

заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Конкурсный управляющий может выступать в качестве организатора торгов либо

поручить проведение торгов специализированной организации на основании

договора (ст. 112 Закона). Специализированная организация, проводящая торги,

не может быть заинтересованным лицом должника или заинтересованным лицом

конкурсного управляющего.

Согласно пп. 5 ст. 447 ГК РФ и ст. 86 Закона торги, в которых участвовал

только один участник, признаются несостоявшимися. Однако согласно Закону "О

несостоятельности (банкротстве)" в этом случае, при наличии согласия комитета

кредиторов или собрания кредиторов предприятие может быть продано без

проведения повторных торгов.

Для одобрения порядка и сроков продажи имущества должника конкурсный

управляющий должен созвать собрание кредиторов или комитет кредиторов.

Основной вопрос - в какой форме проводить торги: в форме аукциона или конкурса.

Если по аукциону предприятие продается лицу, предложившему максимальную цену,

то по конкурсу выигрывает тот участник, который предложил "наилучшие

условия".

И та и другая формы по своему хороши. Однако не стоит забывать, что в погоне

за наибольшей стоимостью можно потерять предприятие как, в дальнейшем,

полноценный хозяйствующий субъект. Как отмечалось ранее, многие

предприниматели предпочитают купить имущественный комплекс с целью получения

денежных и товарных кредитов, дальнейшей перепродажи и т.д. При подобном

подходе не стоит надеяться на рост производства, развитие социальной

инфраструктуры, сбор налоговых платежей. В конечном счете все это приводит к

экономическому упадку всего района и обострению социальной напряженности.

Проведение конкурса путем принятия соответствующих его условий позволяет

выбрать не только наиболее состоятельного покупателя, но и также

перспективного инвестора, серьезного собственника, который в состоянии

восстановить и модернизировать производство.

Именно поэтому нередко местные органы исполнительной власти, заинтересованные

в долгой и стабильной работе предприятия, ходатайствуют о проведении торгов в

виде конкурса, чтобы из числа конкурсантов избрать достойного "хозяина"

предприятия.

Часто проведение торгов в виде конкурса позволяет наиболее полно

удовлетворить как интересы кредиторов, так и интересы местных органов власти

и работников предприятия - банкрота. В таком случае часто принимаются такие

условия конкурса, как сохранение рабочих мест для не менее чем 70 процентов

работников, занятых на предприятии на момент его продажи, обязанность

покупателя в случае изменения профиля деятельности предприятия переобучить

или трудоустроить указанных работников, участие конкурсанта в продолжении

функционирования предприятия после признания его банкротом, предоставление

бизнес - плана финансового оздоровления (инвестиционной программы) и т.п.

Окончательный выбор победителя конкурса делает конкурсная комиссия. Все

полномочия по выбору членов конкурсной комиссии принадлежат конкурсному

управляющему. Закон прямо называет конкурсного управляющего организатором

торгов (п. 4 ст. 112), следовательно, из смысла п. 3 ст. 447 ГК РФ легко

сделать вывод о том, что именно конкурсный управляющий назначает конкурсную

комиссию, которая делает заключение по результатам конкурса.

Все сказанное выше по поводу проведения торгов в виде конкурса, конечно,

относится к серьезным предприятиям, имеющим определенное значение для отрасли

промышленности и для района, в котором оно расположено. Для более мелких и

менее значимых предприятий идеальна форма торгов в виде аукциона либо прямая

продажа заранее определенному лицу (по решению собрания кредиторов или

комитета кредиторов).

Форма торгов, их условия, дата, место и время принятия заявок и проведения

торгов - все эти вопросы необходимо утвердить на собрании кредиторов или

комитете кредиторов по представлению конкурсного управляющего.

Имущество должника, не проданное на первых торгах, выставляется на повторные

торги или реализуется конкурсным управляющим на основании договора купли -

продажи, заключенного без проведения торгов.

Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения

аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу

договора. В случае, если торги проводились в форме конкурса, на основании

протокола, подписанного победителем конкурса и организатором торгов в день

проведения конкурса, не позднее 20 дней с даты проведения конкурса

подписывается договор купли - продажи предприятия.

Отдельно хотелось бы остановиться на двух очень важных моментах, возникающих

при продаже предприятия.

Хотя в Законе это прямо не указано, но конкурсному управляющему в порядке

подготовки предприятия к продаже следует провести государственную регистрацию

прав на недвижимое имущество предприятия в соответствии с Законом "О

государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 1

июля 1997 г. No. 122-ФЗ. Дело в том, что согласно ст. 6 данного Закона

"государственная регистрация возникших после введения в действие настоящего

Федерального закона ограничения (обременения) или иной сделки с объектом

недвижимого имущества требует государственной регистрации прав на данный

объект, возникших до введения в действие настоящего Федерального закона".

Таким образом, без государственной регистрации "первичного" права на

имущество невозможно будет осуществить эту регистрацию после продажи

предприятия на торгах.

Для осуществления регистрации прав на недвижимость конкурсному управляющему в

порядке подготовки имущественного комплекса к продаже следует организовать

изготовление паспортов БТИ на все недвижимое имущество предприятия и планы

земельного участка, с учетом отчуждения земель, находящихся под передаваемыми

местным органам исполнительной власти объектами социальной сферы.

Но при регистрации прав на имущественный комплекс у конкурсного управляющего

возникает еще одна проблема. Статья 22 Закона "О государственной регистрации

прав на недвижимое имущество и сделок с ним" гласит: "Правила внесения

записей о правах на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним в

Единый государственный реестр прав и правила взаимодействия между

учреждениями юстиции по регистрации прав... определяются федеральным органом

исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации".

До сих пор вышеуказанный порядок внесения записей в государственный реестр

никак не определен, поэтому учреждения юстиции по регистрации прав не

проводят регистрацию сделки с имущественным комплексом. Единственный выход в

данной ситуации - осуществлять регистрацию пообъектно: отдельно земельный

участок, отдельно каждое строение, здание, сооружение.

Аналогичную регистрацию недвижимого имущества придется проводить новому

собственнику после покупки предприятия. Движимое имущество передается

отдельно по акту согласно инвентаризации и группировочным ведомостям.

Вторая проблема, возникающая при продаже имущественного комплекса, -

отсутствие предварительного согласия Министерства по антимонопольной политике

(МАП) Российской Федерации.

Согласно ст. 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической

деятельности на товарных рынках" от 23 марта 1991 г. No. 948-1 "с

предварительного согласия федерального антимонопольного органа на основании

ходатайства юридического или физического лица осуществляются:

...получение в собственность или пользование одним хозяйствующим субъектом

(группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов

другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества,

составляющего предмет сделки, превышает 10 процентов балансовой стоимости

основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего

субъекта, отчуждающего имущество".

Предварительное согласие на осуществление таких сделок требуется в случаях,

если суммарная балансовая стоимость активов лиц, участвующих в сделке,

превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда или одним из них

является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов,

имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, либо приобретателем

является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего

субъекта.

При покупке достаточно крупного предприятия балансовая стоимость его активов,

как правило, превышает указанную выше сумму, поэтому предварительное согласие

на сделку купли - продажи имущественного комплекса в таком случае

обязательно.

До проведения торгов каждый предполагаемый покупатель в случае выполнения

одного из указанных выше условий должен представить в федеральный

антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на приобретение

имущественного комплекса и сообщить информацию, необходимую для вынесения

решения в соответствии с перечнем информации, утверждаемым федеральным

антимонопольным органом.

Очень часто на практике покупатели забывают о необходимости получения

согласия МАП на осуществление сделки. Такое нарушение влечет за собой

ответственность согласно разделу VI Закона "О конкуренции и ограничении

монополистической деятельности на товарных рынках" (штраф в размере до 5000

минимальных размеров оплаты труда). Кроме того, антимонопольные органы имеют

право давать обязательные предписания о расторжении или об изменении

договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, о заключении

договора с другим хозяйствующим субъектом, перечислении в федеральный бюджет

прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства.

Об этом важном моменте не следует забывать ни конкурсному управляющему, ни

участникам торгов.

2.9.Основные правила и рекомендации, которых

придерживаются управляющие в процессе работы

Признание хозяйствующего субъекта банкротом - это болезненный и конфликтный

процесс. Конфликты различных интересов начинаются с момента подачи в

арбитражный суд заявления о признании хозяйствующего субъекта банкротом и

получают свое дальнейшее развитие на стадии назначения арбитражного

(конкурсного) управляющего, поскольку каждая группа кредиторов желает видеть

в качестве арбитражного (конкурсного) управляющего именно своего кандидата.

Учитывая, что права арбитражного (конкурсного) управляющего не подкреплены

какими-либо гарантиями, соответственно, понятие "за свой риск" носит в себе

вполне конкретное содержание.

Факт назначения арбитражного (конкурсного) управляющего, благодаря влиянию

какого-либо кредитора (или группы кредиторов), совсем не означает дальнейшей

поддержки действий арбитражного (конкурсного) управляющего. Поскольку,

острота конфликта прямо пропорциональна размеру и ликвидности активов

предприятия - должника, принципиальность арбитражного (конкурсного)

управляющего, его желание следовать букве закона, может не встретить должного

понимания. Для того чтобы максимально обезопасить себя от возможных

неприятностей со стороны, арбитражному управляющему, кроме приобретенных им

знаний, следует руководствоваться и здравым смыслом.

Поскольку порядок проведения любой из процедуры банкротства, в том числе и в

части работы с кредиторами, должен предварять очень серьезный экономико -

правовой анализ "истории болезни" предприятия - должника, а практические

рекомендации по проведению этого анализа требуют объема, значительно

превышающего объем газетной публикации, остановимся на работе арбитражного

(конкурсного) управляющего при проведении конкурсного производства.

Существует четыре основополагающих правила для арбитражного (конкурсного)

управляющего, хотя и не закрепленные законодательно, но выведенные чисто

эмпирическим путем и составляющие основу "безопасности жизнедеятельности" для

любого арбитражного (конкурсного) управляющего.

Правило 1. На проведение любой из процедур банкротства арбитражный

(конкурсный) управляющий должен приходить со своей "командой", куда должны

входить люди, не только обладающие высокой квалификацией в области права,

бухгалтерии, управления (менеджмента), но и пользующиеся абсолютным доверием

внутри своей "команды". За последствия своих действий в период проведения той

или иной процедуры банкротства несет ответственность непосредственно сам

арбитражный (конкурсный) управляющий (ст. 21 ФЗ "О банкротстве"), избежать же

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.