бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьРеферат: Статус Центрального банка и основы его деятельности

Реферат: Статус Центрального банка и основы его деятельности

оглав

ление

Введение ......................... 2 Статус Центрального банка ............... 4 Денежная монополия ................... 8 Валютный курс ....................... 16 Банк банков ....................... 18 Заключение ......................... 25 Ссылки .......................... 26 Литература ...................... 27
введе

ние

Для того, чтобы ясно представлять в процессе изучения настоящей работы объект ее исследования я приведу два следующих определения: Банк - денежно-кредитный институт, осуществляющий регулирование платежного оборота в наличной и безналичной формах. Центральный банк - орган гос. денежно-кредитного регулирования экономики, наделенный правом монопольной эмиссии банкнот, управления денежным обращением, контроля над кредитными учреждениями, осуществления функций "банка банков", хранения официальных золото-валютных резервов [1]. "Независимый центральный банк" - название самой распространенной на сегодняшний день схемы организации кредитно-денежной системы. Схема эта в сравнении с возрастом таких понятий, как "деньги" и "кредит", достаточно молодая - первые центральные банки (которые также носят названия государственных, национальных, народных; далее в работе я буду обозначать их аббревиатурой ЦБ) возникли примерно 300 лет назад, а повсеместное распространение они получили в последние сто лет. В чем причина такой популярности центральных банков и какова роль этих учреждений в развитии кредитно-денежных отношений? Попытки найти ответ на эти вопросы привели меня к следующим выводам (привели не только в смысле "догадался", но и в смысле "согласился с первоисточниками"): 1. Центральные банки - искусственные образования, созданные для достижения определенных целей. Отличительная особенность ЦБ как специфических институтов современного капитализма состоит в том, что они всегда и всюду возникают в результате государственного решения. Подлинно рыночные институты возникают спонтанно, как результат потребностей людей. Таковы деньги, бухгалтерский учет, акционерное общество, биржа, кредит. Их существование изначально консенсуально, оно не требует государственного насилия. Чтобы ЦБ мог возникнуть и существовать, его монополия на денежную эмиссию и право запрещать хождение любых денег, кроме выпущенных им самим, должны поддерживаться и защищаться угрозой государственного насилия. Изначальной целью возникновения ЦБ было финансирование государственного бюджета. Правительства были заинтересованы в существовании эмиссионного центра, который всегда сможет профинансировать расходы, превышающие налоговые поступления. В любом обществе, отличном от тоталитарного, величина собираемых в казну налогов выражает степень согласия налогоплательщиков на предлагаемые им государственные расходы. Таким образом, характерный для эпохи ЦБ перманентный дефицит бюджета – не более чем пренебрежение волей налогоплательщиков. Другой целью было поддержание дешевого и постоянного кредита. Огромное большинство людей разделяло и продолжает разделять мнение, будто манипуляции по созданию дешевого предложения денег способны привести к росту благосостояния. 2. Центральные банки, так сказать, служат двум господам. Первым из них является правительство – наличие ЦБ дает ему возможность брать в долг на наиболее выгодных условиях. Государственный долг, деноминированный в национальной валюте, по определению является наименее рискованным инструментом в этой валюте – за должником-правительством стоит неограниченное право эмиссии ЦБ. Обладая возможностью оплачивать свои расходы сверх того, что предоставляют налогоплательщики, правительство может фактически подкупать те или иные политически влиятельные группы избирателей. Тяжесть этих дополнительных расходов в виде инфляционного налога перекладывается на всех держателей национальной валюты – то есть именно на тех, кому государство запрещает отказываться от принудительных услуг ЦБ. Вторым из них является банковское сообщество в целом. Можно сказать, что ЦБ – это орудие сохранения и спасения банковского картеля. Никакая другая группа предпринимателей не может рассчитывать на быструю и масштабную поддержку ЦБ. Не будь ЦБ – коммерческих банков в том виде, в каком они нам знакомы, давно бы не было. Одним из инструментов, позволяющих коммерческим банкам существовать сравнительно безбедно, является ограниченный доступ в сообщество банкиров. Хотя сейчас в России все коммерческие банки являются, по сути, банкротами, а их существование возможно только благодаря неограниченной субсидии посредством печатного станка, который постоянно находится в распоряжении ЦБ – доступ к этой субсидии искусственно ограничивается. Это единственный способ сохранить ее реальную ценность. При этом ЦБ может, во имя сохранения картеля в целом, наказать того или иного из его участников. Однако он не способен устранить принципиальную неплатежеспособность коммерческих банков, а равно их способность приватизировать банковскую прибыль и национализировать банковские убытки. 3. Центральные банки являются тупиковой ветвью эволюции кредитно-денежных отношений. Результатами создания и функционирования национальных банковских систем во главе с ЦБ, обладающим монопольным правом на эмиссию денег, являются: 1) поддержание убыточности государственной деятельности, выражающейся в постоянной дефицитности государственных бюджетов, то есть в периодически из года в год повторяющемся превышении расходов правительств над их доходами; 2) неустойчивость, неликвидность, высокорискованность банковских систем с частичным резервированием, возможности которых многократно увеличиваются благодаря поддержке ЦБ; 3) слабость национальных валют, вызванная отсутствием в большинстве стран различных конкурирующих между собой видов денег и узаконенной необеспеченностью эмиссии платежных средств; 4) длительные периоды инфляции, приводящие к стагнации экономики, когда периоды между кризисами становятся все меньше, а сами кризисы все масштабнее. Анализ правового положения (на примере Банка России) и основ деятельности ЦБ в настоящей работе является попыткой доказательства сделанных выше выводов.
статус

центра

льного

банка

Государственное насилие в процессе образования центральных банков в противовес естественным институтам рыночной экономики выразилось, помимо всего прочего, в отсутствии четкого определения статуса ЦБ. В середине XVIII века французский философ Шарль Монтескье провозгласил функциональное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Мысль о том, что когда-нибудь ограничение власти одного единственного монарха станет возможным на практике в эпоху расцвета абсолютизма выглядела не менее фантастической, чем идеи социалистов- утопистов. Однако принцип разделения властей в самое ближайшее время получил столь серьезную поддержку, что спустя двести пятьдесят лет на оставшиеся кое- где на Земле тоталитарные режимы (по сути, а не по конституции) воспринимаются нами как архаизмы. В подтверждение своей демократичности действующая Конституция РФ также содержит тезис о разделении властей: “государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную” [2]. Почти одновременно с Монтескье англичанин Адам Смит в своем классическом экономическом труде предусмотрел три обязанности, которые "согласно системе естественной свободы, надлежит исполнять государю" [3], среди которых охрана прав собственности, оборона страны и выполнение некоторых видов общественных услуг. Возникает вопрос: почему эти уважаемые не только в своих странах мыслители не дали государству права распоряжаться содержимым наших кошельков ни (с точки зрения философии права) путем выделения в отдельную ветвь власти власть экономическую, ни (с точки зрения теории права) наделением правительства функции контроля над выпуском денег? Возьму на себя смелость заявить, что контроль правительства за денежным обращением есть насильственное вмешательство государства в экономику не имеющее своего научного обоснования. Рассмотрю на примере статуса Центрального банка РФ практику того, как российское законодательство пытается легитимизировать в глазах граждан такую деятельность власти. Теоретиками утверждается, что "независимость - это системообразующая характеристика правового статуса Банка России как национального центрального банка" [4]. Другими словами: ЦБ потому и центральный, что независимый. А независимый ли он? Конституция РФ в статье 71 устанавливает, что в ведении федеральной власти находятся, в частности, федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Таким образом Банк России - экономическая служба, орган государственной власти. В соответствии со статьей 11 Конституции государственную власть в РФ осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство и суды. В чьем ведении находится Банк России? Явно не в ведении законодательной власти и судов. Банк России - это орган исполнительной власти. Как орган исполнительной власти Банк России подчиняется Правительству, одной из функций которого (ст. 114, подпункт б) является проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Банк России здесь - инструмент такой политики. Подотчетен Банк России и законодательной власти, в ведении которой (ст. 103, подпункт в) находится также назначение и освобождение от должности Председателя банка. Контроль над Банком России осуществляет и Президент: это он представляет кандидатуру Председателя банка Государственной Думе (ст. 83, подпункт г). Такое обилие контролирующих органов способно развеять мнение о какой-либо независимости Банка России. Есть еще одно, не столько научное, сколько психологическое подтверждение зависимости Банка России. В русской разговорной лексике понятие "государство" прочно ассоциируется не с территорией, а с властью (правительством). Соответственно прилагательное "государственный" означает в большей мере принадлежность не к данной территории, а к власти (например, государственное предприятие, государственный университет). В общественном сознании Центральный банк был и остается банком государственным, то есть полностью от власти зависящим и никоим образом от нее неотъемлемым. Пытаясь завуалировать принадлежность ЦБ к органам власти российское законодательство в вопросах гражданских правоотношений вынуждено допустить исключение из правил, не предусматривающих исключений. Гражданский кодекс РФ в статье 2 в качестве участников регулируемых гражданским законодательством отношений рассматривает следующих субъектов: - граждан, - юридических лиц, - Российскую Федерацию (ее субъектов и муниципальные образования), от имени которой выступают органы государственной власти (ст. 124). В каком статусе представляется нам здесь Центральный банк? В соответствии со статьей 2 Закона РФ "О Центральном банке РФ" в статусе юридического лица. То есть организации, которая "имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом" (ст. 48). Между тем доктор юридических наук, заведующий сектором "Банковское право" Института государства и права РАН Г.А. Тосунян считает, что "имущество Банка России не отвечает признакам как имущества, принадлежащего субъекту на праве хозяйственного ведения, так и имущества, принадлежащего субъекту на праве оперативного управления. Собственностью Банка России оно также не является, указанное имущество - федеральная собственность" [4]. За рубежом проблеме статуса ЦБ уделяется несколько больше внимания, чем у нас, хотя также не вполне достаточно. Международный валютный фонд (МВФ) выделяет следующие факторы, влияющие на статус ЦБ и его положение в экономике: 1) институциональные основы (структура денежной и банковской систем); 2) сущность и система целей, определенных для ЦБ; 3) контроль и наблюдение общественности за денежной политикой ЦБ; 4) роль и значение Совета управляющих ЦБ; 5) процедура назначения и увольнения управляющих и директоров ЦБ; 6) правила управления бюджетом ЦБ; 7) ограничения на финансирование правительства; 8) юридические и институциональные ограничения на использование инструментов денежной политики; 9) законодательная ответственность и решение конфликтов. Анализ данных факторов позволил экспертам МВФ сделать ряд обобщений: Во-первых, ЦБ, имеющие большую официальную зависимость, ставят перед собой более крупные макроэкономические цели. Например, сильно зависимые от правительства банки Англии и Японии определили одной из своих целей – содействие благосостоянию. Менее зависимые ЦБ предпочитают узко поставленные цели, так как множественные и неясные цели ослабляют доверие к денежной политике, снижают ее ясность, возможность наблюдения и контроля за деятельностью ЦБ, повышают риск неудачи. Так, один из самых независимых ЦБ – Бундесбанк – видит свои первоочередные цели в обеспечении стабильных цен, высокого уровня занятости, внешнего равновесия и постоянных темпов экономического роста. Как этот вопрос решен в России? Согласно статье 3 Закона РФ «О Центральном банке РФ» основными целями деятельности Банка России являются: - защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; - развитие и укрепление банковской системы РФ; - обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. За небольшими оговорками выглядит вполне конкретно. Однако политические цели, преследуемые Правительством, зачастую идут в разрез с обозначенными выше целями его денежного органа. Для того, чтобы завуалировать такое несоответствие, придумывается соответствующая идеология: в октябрьском за 1998 год номере журнала «Деньги и Кредит» (печатного издания ЦБ), помещена статья Г.А. Тосуняна (цитаты из которой я уже приводил), в которой он пишет: “Банк России действует в интересах государства и всего общества в целом, не имея частно-правовых целей. Причем в данном случае интересы государства и общества необходимо понимать так, как это закреплено в преамбуле Конституции РФ, то есть как стремление обеспечить благополучие и процветание России и ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями” [4]. Во-вторых, в странах с менее зависимыми ЦБ бóльшую роль в процессе назначения президентов (председателей) ЦБ играют члены советов, то есть сам штат ЦБ. В более зависимых ЦБ назначения на высшие посты делает глава государства на основе либо рекомендаций (как в Великобритании), либо консультаций (как во Франции) с главой исполнительной власти. Значительную роль также играют сроки исполнения управляющими ЦБ своих обязанностей: чем менее зависим ЦБ, тем больше срок полномочий его управляющих (они, как правило, намного больше сроков выборных должностей в законодательной власти, что не дает возможности новым законодателям менять штаты ЦБ по своему усмотрению). Также, для менее зависимых ЦБ характерна сложная структура штата, как правило, двух-, а то и трехуровневая, состоящая из исполнительного органа ЦБ – Совета управляющих, наблюдательного органа – Консультативного совета, и совещательного органа, в который входят признаваемые специалисты, с чьим мнением считаются при согласовании политики действий. Банк России управляется всего лишь одним органом – Советом директоров, состоящим из 12 членов, назначаемых Государственной Думой каждые 4 года. Кандидатуру Председателя Совета директоров ей представляет Президент, а остальных членов – уже назначенный Председатель. В перечне причин, по которым член Совета директоров ЦБ (в том числе и Председатель Совета) может лишиться своего поста, нет ни слова об ответственности за действия, несоответствующие целям деятельности Банка России. Каковы результаты такой системы назначений? Политика ЦБ целиком в руках Президента: кандидатуры Совета директоров – протеже его Председателя, а им будет тот, кого захочет видеть в этой должности Президент (Дубинин в 1996 г., Геращенко в 1998 г.). Если предложенная Президентом кандидатура Думу по какой-либо причине не удовлетворяет (как в случае с Парамоновой в 1994 г.), то этот человек будет и.о. Председателя. Если же личность главного банкира страны станет антипатичной Президенту, последний либо представит его к освобождению от должности, либо вынудит уйти в отставку (Геращенко в 1994 г., Дубинин в 1998 г.). Ни профессиональные качества банкиров, ни результаты их практической деятельности на соответствующем посту не играют такой роли в кадровых вопросах, как их политические взгляды. В-третьих, в странах со слабыми позициями ЦБ полностью или частично отсутствуют ограничения на финансирование правительства. В странах, где статус ЦБ более прочен - в Германии, Швейцарии, Нидерландах, законодательство устанавливает ограничения на прямые кредиты правительству, но позволяет покупать правительственные ценные бумаги в ходе операций на открытом рынке. Бундесбанк, правда, не может зачислять купленные правительственные облигации на свой счет. Чилийское законодательство имеет, пожалуй, самые жесткие ограничения: никакие общественные расходы не могут прямо или косвенно финансироваться из ЦБ, и он не имеет право покупать ценные бумаги, выпускаемые правительством, его агентами и предприятиями. По этому критерию Банк России находится в наихудшем положении. Только в 1994 году под жестким давлением МВФ был положен конец почти восьмидесятилетней практике прямого кредитования правительства под нерыночные ставки процента, когда Министерство финансов брало на свои нужды в ЦБ деньги на срок от 10 до 15 лет под 5-10% годовых при 30 – 300-процентной инфляции. Под давлением же МВФ в 1995 году была отменена практика эмиссии квазиденег – казначейских векселей и обязательств Минфина (доходность последних была 40% годовых). Но это только прямое кредитование. Что же до косвенного, то оно не только не сократилось, но и увеличилось многократно. Так, за неделю до второго тура выборов президента летом 1996 года ЦБ выкупил у Минфина облигации федерального трехлетнего займа на полтриллиона рублей, ставка купона по которым 20% годовых. Ни о каких операциях на открытом рынке в то время и речи не было: условия размещения этих бумаг (трехлетний срок займа накануне смены власти в стране, 20-процентные выплаты при текущих ставках около 170 годовых) не нашли бы спроса у инвесторов. Никак нельзя отнести к операциям на открытом рынке предусмотренную бюджетом на 1997 год эмиссию долгосрочных федеральных облигаций на сумму, ни много ни мало, 80 трлн. рублей в целях погашения долга бюджета перед Пенсионным фондом России. Из бюджета в бюджет шествуют переоформления в государственный долг Центральному банку различных расходов Правительства. Схема их, примерно одинакова: под объявленную Минфином программу предприятия производят продукцию, оказывают услуги, банки выдают под гарантию Минфина кредиты. Когда наступает срок “платить по векселям” делает это Банк России вновь эмитированными деньгами. После чего Минфин оформляет свой долг перед Банком России очередной партией долгосрочных федеральных облигаций под 5 – 10-процентную ставку [1]. И, наконец, в-четвертых, ставка инфляции в среднем значительно ниже в странах, которые имеют высоко независимые ЦБ [2]. Как следует из материалов МВФ, исследование работы ЦБ ряда стран за 1960-89 годы, приводит к выводу о том, что более независимые ЦБ работают с более низкой инфляционной ставкой. Кроме того, установлено и существование обратной связи между независимостью ЦБ и инфляционной изменчивостью [3]. Какой можно сделать вывод по результатам работ западных экономистов, если колебания ставок инфляции в обследованных ими странах – от 1,5 до 8,4 %, а в России – от 215% в 1994 до 11% в 1997 году? Только единственный: такого зависимого от исполнительной власти ЦБ, как Банк России, в мире более нет.
денеж

ная

моноп

олия

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.