бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьШпора: Финансы и кредит

перераспределения денежных средств в целях обеспечения необходимыми финансовыми

ресурсами субъектов хозяйствования и государственных органов. Формирование и

функционирование финансового рынка обусловлено следующими экономическими,

правовыми и организационными факторами.

Экономические факторы – наличие в экономике реальных

собственников, обладающих реальной самостоятельностью, которые способны

заключать сделки, предлагая спрос на денежные средства, а также инвестировать

их (это реальный спрос на денежные средства). Правовые основы - соответствующие

юридические документы, регламентирующие деятельность рыночных структур.

Организационные основы - воплощаются через формы организации рыночных операций

(фондовые биржи и межбанковские объединения). На фондовых биржах и

межбанковских объединениях наряду со сберегателями, эмитентами и инвесторами

функционируют посредники: брокеры и дилеры. Брокеры осуществляют число

посреднические операции. Дилеры выполняют посреднические операции и

самостоятельно принимают участие в купле - продаже ценных бумаг.

Финансовый рынок способствует развитию экономики, осуществлению материально -

финансовой сбалансированности по общему объему и по структуре общественного

производства. С его помощью развиваются предприятия и отрасли, которые

обеспечивают инвесторам максимальную прибыль на вложенный капитал.

Способствует реальному осуществлению научно-технического прогресса.

Финансовый рынок позволяет цивилизованным образом покрыть дефицит

государственного бюджета, для чего государство выпускает ценные бумаги и

продает их.

Шпора: Финансы и кредит

Финансовый рынок состоит из нескольких частей:

1. Рынок банковских ссуд (служит для пополнения оборотных средств).

2. Рынок ссудных капиталов (служит для пополнения основного капитала. Сделка

оформляется выпуском и размещением ценных бумаг).

3. Валютный рынок (фиксируется официальный курс для того, чтобы на

предприятиях велся учет операций и для того, чтобы велся учет таможенных

платежей. Кроме официального курса есть курс покупки и продажи валюты

банком).

курс покупки коммерческими банками > официального курса Цетробанка

< курса продажи коммерческими банками.

Ценные бумаги, которые обращаются на рынке –свидетельство о том, что

покупатель (инвестор) участвует в создании капитала предприятия, выпустившего

ценные бумаги (эмитента).

С экономической точки зрения их можно охарактеризовать:

Ценная бумага – свидетельство участия юридического и

физического лица либо в капитале акционерного общества, либо в предоставлении

ссуды в форме займа.

Ценная бумага – долгосрочное обязательство эмитентов

выплачивать вкладчикам ценных бумаг дивиденды от доходов. С юридической точки

зрения ценные бумаги – это денежные документы

предъявляемые вкладчиками для реализации имущественных прав выраженных в этих

ценных бумагах.

Требования к ценным бумагам:

а). должна иметь номинальную цену;

б). должен устанавливаться срок ее обращения.

в). должен быть установлен фискальный режим: условия выплат.

Эти положения указаны в законе о выпуске ценных бумаг, а также оговорен

надзор за выпуском ценных бумаг со стороны государства.

Рыночный курс зависит от нормы процента, размера выплат, срока

функционирования и т.д.

Виды ценных бумаг:

а). долговые [например, облигация] (этот вид означает, что владелец данной

ценной бумаги является кредитором, а не владельцем предприятия. В них твердо

указано обязательство выплатить номинал долга);

б). долевые [акция] (показывает, что владелец этой ценной бумаги является

владельцем или совладельцем предприятия - эмитента. На них указывается

непосредственная доля держателя в реальной собственности).

По облигации в конце года выплачивается доход, который зафиксирован на ней и

не зависит от экономического состояния предприятия (от ее успеха также). Этот

вид ценных бумаг представляет собой наиболее нерисковый тип ценных бумаг, так

как выплата по ней гарантирована. Права владельца облигации намного уже, чем

у владельца акции.

Акция дает владельцу следующие права:

* право посещения собраний акционеров;

* право принятия управленческого решения;

* право участия в распределении прибыли (доход по акции зависит от прибыли

(не исключено полное отсутствие дохода)).

Однако в случае банкротства организации в I очередь удовлетворяются кредиторы

организации (владельцы облигаций). После удовлетворения всех, рабочих и т.п.

кредиторов удовлетворяются акционеры.

На финансовый рынок входят не только предприятия, но и государство. Ценные

бумаги, которые выпускает государство:

— казначейские векселя;

— боны;

— ноты.

В Российской Федерации выпускаются следующие ценные бумаги:

Þ государственные краткосрочные обязательства (ГКО);

Þ облигации федерального займа (ОФЗ);

Þ золотые сертификаты.

Финансовые рынки ценных бумаг делятся на:

à первичные рынки ценных бумаг (осуществляют первичное размещение ценных бумаг;

à вторичные рынки ценных бумаг.

В качестве финансовых посредников на первичных рынках ценных бумаг выступают

банки и инвестиционные компании. На первичном рынке акции и облигации

размещаются по эмиссионной цене (она, как правило, ниже номинала).

Вторичный рынок возникает, когда первичный владелец избавляется от облигаций

и акций на фондовых биржах.

Фондовая биржа — место. где происходит купля - продажа ценных

бумаг, хотя может осуществляться и первичное распределение.

По характеру сделок фондовые биржи делятся на:

а). замкнутые фондовые биржи (на ее торгах участвуют только члены биржи);

б). биржи со свободным допуском, но сделки на них совершаются только

маклерами (посредниками);

Есть биржи, находящиеся под контролем государственных органов.

Функциями биржи являются:

а). осуществление операций с ценными бумагами;

б). предоставление эмитентам ценных бумаг дополнительных финансовых ресурсов;

в). предоставление возможности сберегателям использовать накопленные денежные

средства с максимальным эффектом;

г). осуществление перераспределения финансовых ресурсов позволяющее изменить

структуру и пропорции общественного производства.

На вторичном рынке ценные бумаги продаются по курсовой стоимости (К

). Номинальная стоимость — стоимость, указанная на ценной бумаге (N

). Эмиссионная стоимость — Э.

Шпора: Финансы и кредит

Акции бывают:

- простые (дает доход, который зависит от успеха деятельности предприятия);

- привилегированные (дает, как и облигация, фиксированный доход и дает право

посещать собрания).

Если предприятие имеет временно свободные средства, то оно может получить

доход от их размещения на финансовом рынке:

Эти свободные денежные средства могут быть использованы следующим образом:

1 – размещены на депозиты;

2 – могут быть потрачены (инвестированы) в акции другого предприятия (опасно);

3 – можно приобрести государственные ценные бумаги (самый надежный способ);

4 – можно купить валюту и играть на валютных курсах.

Институты финансового рынка, которые имеют место быть в Москве:

¨ фондовая биржа;

¨ ММВБ;

¨ банковская система (2 700 коммерческих банков);

¨ товарные биржи;

¨ в перспективе организация золотой биржи в Москве.

Действия на бирже:

Игра 1. Игра на повышение. При этой игре, естественно, необходимы деньги.

Шпора: Финансы и кредит

В результате количество денег после окончания игры стало больше, чем в начале

игры.

Игра 2. Игра на понижение.

Шпора: Финансы и кредит

Результат — то же количество акций + деньги.

Игра 3. Сделки Форвард, сделки Опцион, сделки своп (swap).

Сущность сделок “Форвард” — договор купить в будущем, но по сегодняшней цене.

Место и значение финансового рынка в экономике:

Его роль выражается в аккумулировании денежных средств и передачи и

использования с наибольшей выгодой.

Финансовый рынок обеспечивает участие сберегателей в прибылях, создавая

условия материальной заинтересованности инвесторов в эффективной работе.

Финансовое регулирование экономики.

Существуют следующие методы регулирования:

1. Административное (законы, штрафы и т.п.).

2. Экономическое:

· кредитная политика (отношения с банками);

· налоговая политика;

· бюджетная политика.

Основная задача экономического стимулирования — обеспечение

экономического роста, проведение антикризисной и антицикличной политик.

Государственное регулирование способствует не только экономическому росту, но

и изменению народно - хозяйственных пропорций, т.к. государство концентрирует

в своих руках огромные финансовые ресурсы.

Существуют следующие бюджетные методы финансирования народного хозяйства:

1. Государственные капитальные вложения (этот метод используется для

оживления экономики, создания новых отраслей и т.д.).

2. Государственные закупки (с их помощью устанавливается совокупный спрос;

государство способствует своевременной реализации товаров).

3. Субсидии (средства которые даются безвозмездно). Бывают 3 видов:

· дотации (вид субсидий, используемых на покрытие убытков, задолженностей,

например, по заработной плате);

· субвенции (вид субсидий, используемых на целевые расходы);

· экспортная премия (вид субсидий, используемый для снижения цены

экспортируемого товара).

4. Инвестиции в СП (совместные предприятия).

5. Льготное кредитование со стороны государства.

ТЕМА 4 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.

Деньги обращаются в 3-ех сферах: на уровне государства, на уровне банковской

системы (кредитная политика) и на уровне финансовой системы.

Финансовая политика – целенаправленная деятельность государства по

использованию финансовой системы. Финансовая политика используется для решения

задач стоящих перед экономикой. Это надстроечное понятие. В процессе ее

выработки обеспечивается материальные условия для выполнения поставленных

задач. В процессе выработки финансовой политики обеспечиваются материальные

условия для выполнения поставленных перед страной задач. Именно поэтому

финансовая политика выступает активным инструментом воздействия на экономику.

Финансовая стратегия – долгосрочный курс финансовой политики,

рассчитанный на перспективу и предполагает решение крупномасштабных задач,

которые определяются экономической и социальной стратегией. В процессе

разработки финансовой стратегии прогнозируются основные направления развития

финансов, намечаются принципы использования и организации финансов, решается

вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов на тех направлениях

развития экономики, которые разработаны и приняты экономической политикой.

Следовательно, финансовая политика, как составная часть экономической

политики, решает задачи изыскания, концентрации и аккумуляции финансовых

ресурсов и их распределения по направлениям развития, которые вырабатываются

экономической политикой.

Финансовая тактика – решение задач на определенном этапе развития

страны и обеспечение этого развития путем своевременного изменения способов

организации финансовых ресурсов, направленных на решение задач финансовой

политики. Финансовая тактика более гибка, так как она определяется подвижностью

экономических условий и социальных факторов.

Финансовая стратегия и финансовая тактика взаимосвязаны. Стратегия создает

условия для решения тактических задач, а также выявляет решающие участки

развития и приводит в соответствие со способами и формами организации

финансовых отношений и взаимосвязей. Финансовая тактика позволяет в более

сжатые сроки и с наименьшими затратами решать задачи финансовой стратегии.

Финансовая политика порождается экономическими отношениями, так как общество

не свободно в выработке финансовой политики, оно исходит из своих

возможностей, условий объективной реальности. У финансовых отношений

существуют свои специфические законы развития. Своя логика оказывает обратное

воздействие на развитие финансов: ускоряет или тормозит экономику.

Финансовая политика направлена на концентрацию финансовых ресурсов и решение

настоящих задач, именно это позволяет государству активно влиять на

общественное производство. Воздействие финансовой политики на экономику и

социальное развитие общества требует, чтобы финансовая политика

осуществлялась на основе научно обоснованной теории. Опыт экономического

развития показал, что отрыв финансовой политики от экономики сдерживает

реализацию тех задач, которые требуется решать для развития общества.

Финансовая политика может быть прогрессивной, когда она базируется на научных

разработках и научный подход служит тому, что финансовая политика неотрывна

от реальных финансовых отношений.

Научный подход предполагает:

1. Соответствие финансовой политики объективно закономерному

развитию производства, поэтому важное значение имеет наличие достоверной

информации.

Такая информация должна нести сведения о процессах происходящих в экономике,

в социальной сфере и отражать результаты проводимых мероприятий. Информация

составляет базу для выработки эффективной финансовой политики. Необходимость

соблюдения принципов обратной связи - основа правильности финансовой

политики.

Общее направление финансовой политики должно ориентироваться на повышение

экономической эффективности и иметь своей целью рост объема и эффективности

использования финансовых ресурсов. Рост показателя финансоотдачи

свидетельствует о действенности финансовой политики. При выработке

финансовой политики учитывают условия и мероприятия, которые проводились с

учетом специфики каждого конкретного этапа развития экономики страны. Если не

учитывать финансовые ресурсы, то это приведет к бюджетному дефициту. При

разработке финансовой политики необходимо учитывать опыт и использовать

условия конкретные для данной ситуации, поскольку копирование чужого опыта не

дает действенных результатов в каждой конкретной ситуации.

2. Решения должны приниматься на основе расчета и четкого

предвидения последствий проводимых мероприятий.

3. Важным требованием является соблюдение комплексного подхода к

проведению и выработке финансовой политики. Координация должна быть направлена

на основных задач. Важно учитывать ценовую, заработную и кредитную политику.

Если нет согласованности, то нельзя достигнуть и положительных результатов.

Финансовая политика, являясь составной частью экономической политики, имеет

специфические для нее способы и методы решения поставленных задач. Могут

использоваться разные пути достижения результатов: прогнозирование и изучение

результатов мероприятий.

Функции финансовой политики:

· фискальная; · экономическая.

С точки зрения внутреннего содержания финансовой политики выделяют 3

составные части:

1) выработка научно обоснованной концепции финансов на длительную и ближайшую

перспективу.

2) определение основных направлений использования финансов в текущем году и в

перспективе.

3) осуществление практических действий для достижения поставленных целей.

Если отсутствует хотя бы один из элементов, то финансовая политика не

удовлетворяет современным условиям.

В РФ при Е. Гайдаре выполнялся только лишь первый пункт при том, что не

учитывались особенности народного хозяйства и социальной политики, что

привело к печальным результатам. После Гайдара Черномырдин сначала делал

попытки разрозненных действий, а потом появилась финансовая программа

стабилизации. В ней, во–первых, отсутствовала концептуальная разработка

финансовой политики, во–вторых, подход к проведению финансовой политики

являлся прагматичным (не творческим) – копирование зарубежного опыта.

Финансовая политика велась без учета состояния народного хозяйства.

Однако финансовые мероприятия в то время содержали множество просчетов. Среди

них: либерализация цен (в условиях монопольного хозяйствования), государство

недостаточно реагировало на изменения условий хозяйствования и анализировало

финансовую ситуацию.

Минфин, на который возложена обязанность выработки финансовой политики,

подготавливает несколько вариантов финансовой политики. Все они подвергаются

экспертной оценке и наиболее оптимальный вариант направляется в

правительство. Многовариантный проект требует строго использования

математического моделирования и прогнозирования. При выработке финансовой

политики необходимо создать запас финансовых ресурсов с их постоянным

увеличением. Необходимо определить наиболее рациональные доли изъятия доходов

и предприятий государством. При выработке финансовой политики большое

значение придается распределению финансовых ресурсов и их концентрации на

основных направлениях.

Финансовое положение страны характеризуется рядом показателей:

D ВНП или НД (национальный доход) – главные источники финансовых ресурсов (в

РФ сейчас спад ВНП – 50 %).

D Объем инвестирования (в РФ – 1/3 от прежнего уровня и

наблюдается спад инвестиционного процесса).

D Темпы обновления основных фондов (в РФ сейчас носят минусовой характер).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.