бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьДиплом: Иностранные инвестиции в российской экономике

дешевизной и достаточно высокой квалификацией.

Уровень заработной платы в России по оценкам американской консультационной

фирмы «Плэн экон» не превышал 3-3,5 доллара в час и ещё понизился к

настоящему времени, что гораздо ниже, чем в западных странах (например, во

Франции минимальный уровень почасовой заработной платы составляет 5,4 долл.,

в США-6 долл.) [9].

В современных условиях возникает необходимость заново оценить преимущества

России в плане привлечения ПИИ. Несомненно, что возможности российского рынка

или выход через Россию на рынки третьих стран далеко не исчерпаны, так же как

и запасы природных ресурсов. Но нельзя не учитывать, что при выборе места

приложения инвестиций на мировых рынках инвесторы руководствуются

комплексными соображениями. Для многих стран, особенно наиболее развитых, на

первый план выходит не столько дешевизна рабочей силы, сколько её

квалификация, отношение к труду и прочие качественные параметры.

Дешевизна же и квалификация российской рабочей силы являются в значительной

степени мифом. Российская рабочая сила относительно дешева по отношению к

странам с рыночной экономикой, но никак не в сравнении со многими

развивающимися странами. Как и в других развивающихся странах, её стоимость

растет.

Вместе с тем с качественными параметрами российской рабочей силы дело обстоит

не вполне благополучно. Рейтинги швейцарского института Beri по качеству

рабочей силы (интегральный показатель качества рабочей силы рассчитывается

как средневзвешенная величина 4-х составляющих: трудовое законодательство и

тарифные соглашения, соотношение между уровнями заработной платы и

производительности труда, трудовая дисциплина и отношение к труду, уровень

квалификации работников) не подтверждают распространенного представления о

наличии конкурентных преимуществ России в этой области. Россия, согласно

данным этого рейтинга, находится лишь в третьей из четырех выделенных групп

из 49 государств. Третья группа объединяет страны, где в принципе можно

размещать капитал, но условия для этого не очень благоприятные. Такая оценка

качества российской рабочей силы является результатом плохих оценок отдельных

показателей. Если состояние трудового законодательства, тарифных соглашений,

квалификация работников оцениваются на относительно среднем уровне, то

трудовая дисциплина и отношение к труду, соотношение между уровнями

заработной платы и производительностью труда – очень низко.

Россия обладает высокоразвитым научным потенциалом, хорошим уровнем

технологии и научных разработок, особенно в военном секторе.

В бывшем СССР работало более 5000 научно-исследовательских институтов,

основная часть которых сконцентрирована в России. Отечественные учёные

занимали передовые позиции во многих научно-технических исследованиях.

Примерами могут служить космические технологии, металлургия, исследования в

области экстремального холода, разработки медицинских инструментов,

селекционные работы в экстремальных климатических условиях.

К сожалению, сейчас в России положение в науке не только не улучшилось, а

резко ухудшилось в связи с сокращением финансирования научных исследований из

бюджета [9].

Россия хорошо обеспечена собственными естественными богатствами, сырьём и

энергией. Её территория (17 млн. кв. км) более чем в 7 раз превышает

территорию, которую занимают все страны ЕС.

Россия располагает значительными водными и растительными ресурсами, в

частности, она лидирует в обладании наиболее ценными в хозяйственном

отношении лесными богатствами. На её территории сосредоточены занимающие одно

из первых мест в мире запасы промысловых рыб и охотничьих животных.

Россия является крупнейшим производителем сырой нефти и природного газа.

Однако состояние инфраструктуры можно оценить лишь как весьма

неудовлетворительное.

В России крайне низка плотность железных и шоссейных дорог (в 25 раз ниже,

чем в Германии, в 10 раз ниже, чем в Польше).

Россия значительно отстает от западных и многих восточноевропейских стран по

уровню развития телекоммуникаций. Если в Швеции на 100 жителей приходится 63

телефонных аппарата, в США-50, в Японии-39, то в Росии-10 аппаратов.

По количеству компьютеров, подключенных к сетям связи, Россия отстает от США

примерно в 300-500 раз.

Можно заключить, что хотя Россия и обладает богатым ресурсным потенциалом,

реализация имеющихся здесь возможностей прямо связана с протеканием

экономических реформ, законодательной базой и политическим климатом для

инвестиций.

2.3.3 Уральский инвестиционный рынок

Большинство иностранных инвесторов, приезжавших в Россию некоторое время

назад, предпочитали работать только в Москве с московскими фирмами. На первом

этапе развития российских рынков и коммуникаций такое решение могло быть

оправданно. Пионеры инвестирования в Россию участвовали в приватизационных

аукционах московских предприятий, обрели контроль над этими предприятиями и

сейчас получают первые прибыли. Позже все больше и больше иностранных

инвесторов стали проявлять внимание к гигантским российским предприятиям в

нефтяной промышленности, металлургии, производстве оборудования, к

коммуникациям и т. д.

Однако с развитием рыночных отношений в России инвестирование в регионы, и

особенно в Уральский, стало более привлекательным, чем инвестирование в

Москве. Уральский регион со столицей в Екатеринбурге находится на стыке

Сибири, Средней Азии и европейской части России. Такое ключевое положение

делает регион важным коммуникационным узлом. Наличие уникальных крупнейших в

России металлургических и машиностроительных предприятий позволяет называть

Уральский регион жизненно важным для экономического развития России.

Активная деятельность региональных властей по экономическому развитию региона

создала благоприятную обстановку для активной работы зарубежных инвесторов.

Это проявляется в следующем:

более 60% продукции и услуг производится на приватизированных предприятиях и

эта доля постоянно возрастает;

развертывается рынок ценных бумаг, как государственных, региональных и

муниципальных, так и корпоративных. Правительство региона постоянно заботится

о создании правовой защиты инвестиций, особенно зарубежных, в регионе;

уральский регион является одним из немногих регионов России с развитой

инфраструктурой. Это объясняется тем, что резкое индустриальное развитие

региона началось только в 30-е годы двадцатого столетия, что позволило

использовать современные теории управления;

предприятия военно-промышленного комплекса частично акционированы и делают

попытки реализации конверсионных программ;

в регионе имеется значительное количество недостроенных объектов

промышленного и гражданского характера, которые могут стать основой новых

производств. Согласно региональной программе приватизации эти объекты могут

быть приобретены любыми предприятиями;

в регионе имеются высококвалифицированные рабочие кадры, которые способны

обеспечить высокий уровень качества продукции при невысокой стоимости труда.

Все это создало уникальную возможность для взаимовыгодного сотрудничества

местных предприятий и иностранных инвесторов. Зарубежные инвесторы уже

проявляют интерес к акциям региональных энергетических компаний, таких как

Свердловэнерго, телекоммуникационных (Уралтелеком), машиностроительных

(Уралмаш), металлургических (Северский трубный завод, различные

медеплавильные комбинаты), которые давно перешли в разряд “голубых фишек”.

Ряд зарубежных компаний проявляет интерес к прямому инвестированию в развитие

местных предприятий. Так, например, “Пепси-кола” строит завод по разливу

напитков в Екатеринбурге. Европейские мебельные компании переносят некоторые

свои производства в Уральский регион.

2.4 Пути и способы привлечения иностранных инвестиций

Из вышеизложенного следует, что часть проблем лежит на государственном

уровне, часть – на корпоративном. На основе тщательного анализа реальной

значимости и возможностей устранения отмеченных препятствий на пути

привлечения иностранных инвестиций, формирования инновационной активности

предприятий и корпораций в России целесообразно в ближайшее время

сконцентрировать усилия на решении следующих проблем:

обеспечить завершенность институционной системы привлечения иностранных

инвестиций путём выработки практической государственной программы по этому

направлению и её всестороннего законодательного обеспечения;

устранить недостатки закона о разделе продукции и неопределенности его

применения на практике вследствие отсутствия других необходимых нормативных

документов;

добиваться завершенности земельной реформы и установления твёрдых прав для

физических и юридических лиц продавать и покупать землю, а также использовать

её в качестве залога;

существенно упростить и либерализовать налоговое законодательство, включая

пересмотр чрезмерно высоких ставок налогов, сборов и других обязательных

отчислений, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности;

обеспечить устойчивость таможенного режима и существенно упростить его с тем,

чтобы таможенные правила не препятствовали притоку в Россию передовой техники

и технологии, не изменялись в течение коротких периодов времени;

добиться согласованности интересов и устранить причины их столкновений во

взаимодействии федеральных, региональных и местных властей с тем, чтобы

устранить атмосферу неопределенности и правовой незащищенности бизнеса, в том

числе в части защиты прав интеллектуальной собственности в его

взаимоотношении с органами власти;

установить надёжный порядок в платёжно-расчётной системе, обеспечивающий

бесперебойное проведение расчётов на территории всей страны;

обеспечить общую надёжность банковской системы и устранить причины

подверженности кредитно-финансовой сферы злоупотреблениям, подрывающие основы

нормальной и устойчивой хозяйственной деятельности в России;

создать действенную систему поддержки и гарантий со стороны государства в

отношении предпринимателей, в особенности в сфере малого бизнеса.

Есть все основания утверждать, что работа по улучшению российского

законодательства в указанных областях, хотя и медленно, по сравнению с

другими странами, но продвигается в позитивном направлении, что способствует

улучшению инвестиционного климата в России. Можно полагать, что уже

действующее законодательство и состоявшееся продвижение России по пути

создания рыночной экономики создали ту необходимую основу для активного

внешнеторгового сотрудничества и притока иностранных инвестиций, расширяя и

упрочивая которую, можно добиться в области инновационной деятельности

значительных результатов.

Исходя из баланса соотношения риск – возможности и его прогноза, корпорация

(инвестор) выстраивает стратегию выхода на рынок или присутствия на нём. С

формализованной точки зрения схемы и стадии (от простого к более сложному)

можно выделить: фазу предварительного интереса (исходя из глобальной

стратегии компания несёт расходы на общую информацию о новом рынке),

исследовательскую фазу (компания проявила интерес и проводит исследование

рынка), фазу разведки или простой торговли (импорт через контрпартнёра,

открытие представительства, вендорные отношения, вложения в коммуникационный

маркетинг (реклама), в инфраструктуру (склад, сервис). На более высокой

стадии предполагается участие инвесторов в акционерном капитале (влияние на

управление), долгосрочные портфельные инвестиции, создание совместных

предприятий с российским партнёром (альянс, кооперация), организация местного

производства (кооперация, отвёрточная сборка, упаковка). Наконец, высшая

качественная инвестиционная стадия: сделки слияния и поглощения, организация

производства “с нуля” (капитальное строительство, фирмы со 100-процентным

иностранным капиталом и т.п.), производство и реэкспортные поставки

конкурентоспособной продукции, произведённой в данной стране, в другие

страны.

Однако, на фоне неблагоприятных условий инвестиционного процесса выясняется,

что инвестиционный процесс в России за десятилетие реформ успел-таки пройти

через цепочку начальных стадий. Это значит, что основные инвесторы, выбравшие

долгосрочные стратегии, успели наладить в России местное производство и от

кризиса 1998-1999 годов даже выиграли.

По данным Госкомстата и Министерства экономического развития и торговли, по

состоянию на конец 2000 года в российскую экономику поступили инвестиции из

98 стран. Объем прямых иностранных инвестиций составил около двух миллиардов

долларов. Основной объем инвестиций поступил из США, Германии, Кипра,

Нидерландов, Франции, Швейцарии и Великобритании. Аналогичная тенденция

сохранялась и в 2001г [10].

По объему привлечённых инвестиций лидируют сфера управления, топливная и

пищевая промышленность, торговля и общественное питание, машиностроение,

металлообрабатывающая промышленность, а также транспорт, связь, лесная,

деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, цветная

металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность.

Общий накопленный объем иностранных инвестиций в эти секторы экономики

составил 22 миллиарда долларов, или 85% от общего объема всех привлечённых в

Россию инвестиций, что показано на рисунке 1.

Диплом: Иностранные инвестиции в российской экономике

Рисунок 1 – Распределение объема иностранных инвестиций в отрасли российской

экономики

В приложении Б рассматриваются наиболее привлекательные регионы для

иностранных инвесторов, это Москва, Санкт-Петербург, Московская область,

Краснодарский край, Сахалинская область, Татарстан и Тюменская область.

Диплом: Иностранные инвестиции в российской экономике

Рисунок 2 – Распределение доли объёма всех иностранных инвестиций

Однако останавливаться на достигнутом нельзя. Необходимо вырабатывать новые и

совершенствовать имеющиеся каналы привлечения инвестиций, в первую очередь

прямых иностранных инвестиций, составляющих основу современного

инновационного трансферта технологий.

В настоящее время перед Россией стоит сложная задача: привлечь в страну

иностранный капитал с учётом его собственных стимулов и одновременно

ориентируя его мерами экономического регулирования на достижение национальных

целей. Для этого необходимо проведение согласованного комплекса мер в

законодательной и административной сфере, направленных на максимально полное

раскрытие и использование инвестиционного потенциала экономики и повышение её

привлекательности прежде всего для прямых инвестиций иностранных инвесторов.

Суммируя все выше сказанное, можно выделить следующие меры, направленные на

привлечение прямых инвестиций:

базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата;

правовые и административные основы деятельности иностранных инвесторов;

специфические стимулы для ПИИ.

Для конкретного изменения сложившейся в России ситуации и интенсификации

притока ПИИ необходимо пересмотреть политику в области иностранных

инвестиций. Кардинальные сдвиги в политике привлечения ПИИ предполагают

использование принятых в мире принципов в отношении иностранных инвестиций,

пересмотр приоритетов в отношении сфер приложения инвестиций. Россия не имеет

возможности осуществлять стимулирование ПИИ в значительных масштабах.

Ограниченность средств требует чёткого решения таких вопросов, как методы

стимулирования, на какие цели должны тратиться средства, приоритетные области

привлечения ПИИ, кому, на каких условиях и кем могут предоставляться льготы.

В условиях несовершенного инвестиционного климата определённой трансформации

должны подвергнуться и традиционные подходы к выбору отраслевых приоритетов

инвестиционной политики. При относительно низкой инфляции, стабильной

мотивации к производственному накоплению к их числу следует отнести

экспортный потенциал; перспективы спроса на продукцию отрасли на внутреннем

рынке, степень содействия переходу к новому технологическому укладу;

минимизацию зависимости от импорта; разработку и применение малоотходных и

ресурсосберегающих технологий.

Учитывая, что сложившаяся в экономике России ситуация характеризуется острым

инвестиционным кризисом, первоочередной задачей является запуск механизма

инвестиционного мультипликатора, предопределяющего государственную поддержку

высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов независимо от их

отраслевой принадлежности. Их реализация позволит улучшить инвестиционную

конъюнктуру за счёт “перелива” инвестиционного спроса по цепочкам

межотраслевого взаимодействия.

Действующее российское законодательство в отношении ПИИ далеко не во всём

соответствует требованиям международной практики и глобальной тенденции

либерализации режима привлечения ПИИ. Более того, российское инвестиционное

законодательство в области привлечения ПИИ по своей “привлекательности”

значительно уступает законодательствам многих других стран, конкурирующих с

Россией в области привлечения ПИИ.

Деятельность по созданию правовой базы привлечения ПИИ в экономику России

должна осуществляться путём решения следующих взаимосвязанных проблем:

подготовка и принятие отсутствующих законодательных актов, призванных

заполнить существующий вакуум в правовом механизме привлечения ПИИ в

экономику России (законы “Об инвестиционных договорах государства”, ”О

регистрации коммерческих организаций”);

внесение дополнений и уточнений в законодательные акты, принятые в

предшествующие годы, с целью дальнейшего совершенствования и адаптации к

подписанным Российской Федерацией международным соглашениям (в первую

очередь, это касается законов “Об иностранных инвестициях в Российской

Федерации”, “О СРП”, “О недрах”);

принятие подзаконных актов (постановлений Правительства РФ, ведомственных

инструкций и т.д.), направленных на реализацию положений законодательства,

регулирующего условия входа на рынок и деятельности иностранных инвесторов на

территории Российской Федерации.

Базовый закон “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”, несмотря

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.