бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьДиплом: Бюджет

страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных

программ.

3.2. Показатели и проблемы количественной оценки.

Количественная оценка бюджетного дефицита объективно усложняется следующими

факторами:

1. Не учитывается амортизация в государственном секторе экономики, что

приводит к объективному завышению размеров бюджетного дефицита и

государственного долга.

2. Обслуживание задолженности, т.е. выплата процентов по ней и постепенное

погашение основной суммы долга (амортизация долга).

3. Не учитывается состояние местных бюджетов, которые могут иметь излишки.

Нередко местные органы власти целенаправленно искажают статистическую

информацию о состоянии местных бюджетов, чтобы снизить налоговые отчисления в

Федеральный бюджет. Эта закономерность характерна практически для всех

переходных экономик, в которых наметилась тенденция к фискальной

децентрализации. В итоге, при оценке дефицита Федерального бюджета происходит

завышение.

4. Наряду с измеряемым (официальным) дефицитом государственного бюджета как в

индустриальных так и в переходных экономиках, в т.ч. и в России, существует

его скрытый дефицит обусловленный квазифискальной (квазибюджетной)

деятельностью ЦБ, а также государственных предприятий и коммерческих банков.

Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного дефицита и

государственного долга, что нередко делается целенаправленно (например, перед

выборами), а также в рамках «жесткого» курса правительства на ежегодно

сбалансированный бюджет.

Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита и государственного

долга не могут служить надежными макроэкономическими показателями, тем более,

что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВНП. Поэтому

целесообразно использовать относительные показатели задолженности.

Диплом: Бюджет

3.3. Возможные последствия крупных дефицитов.

Диплом: Бюджет Для финансирования своих

расходов правительство выходит на денежный рынок и вступает в конкуренцию с

частным сектором за получение средств. Это поднимает % ставку при данном

предложении денег.

Диплом: Бюджет Рост ставки процента имеет 2 последствия:

1. он снижает частные внутренние инвестиции, особенно в долгосрочном плане.

Государственные средства используются, как правило, на финансирование

оборонных и потребительских нужд. 2. более высокий уровень процента по

правительственным и частным бумагам делает финансовые инвестиции в стране

более привлекательными для иностранцев

Диплом: Бюджет Диплом: Бюджет Приток иностранных средств представляет собой прирост внешнего долга.

Приобретение высокодоходных ценных бумаг данной страны иностранцами

предполагает первоначальное приобретение ими ее национальной валюты. Это

увеличивает общемировой спрос на последнюю и ее международную цену.

Диплом: Бюджет Рост международной ценности

валюты данной страны уменьшает ее экспорт товара и увеличивает импорт.

Сокращение чистого экспорта товаров оказывает сдерживающее воздействие на

экспортно-ориентированные отрасли и отрасли, конкурирующие с импортом.

Вывод: стимулирующее воздействие дефицита Федерального

правительства может быть сглажено эффектом вытеснения и отрицательным эффектом

чистого экспорта.

Крупные дефициты Федерального правительства одной страны оказывают влияние на

экономику другой страны – экспортера капитала.

Диплом: Бюджет

3.4. Методы борьбы с крупными дефицитами и ростом государственного долга.

1. Введение конституционной поправки, законодательно устанавливающей ежегодно

сбалансированный бюджет.

2. Требование ежегодного сокращения дефицитов до момента достижения

сбалансированного бюджета.

3. Предложение об установлении новых федеральных налогов или введение более

высоких ставок действующих налогов.

4. Усиление приватизации экономики посредством продажи государственных

активов и программ в частный сектор.

5. Предоставление президенту права вето по строкам и статьям бюджетных расходов.

3.5. Борьба с бюджетным дефицитом

При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо

руководствоваться следующим:

1. Бюджетный дефицит – зло, но еще большим злом для экономки и финансов

страны является мнимое его устранение путем чисто математических операций,

так как в этом случае вместо «лечения» экономики ее болезнь переходит в

скрытые формы, бороться с которыми гораздо труднее.

2. Баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не

следует рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично

развивающейся экономики, мировой опыт показывает, что на отдельных этапах

развития общества, в условиях специфических для каждой страны, бюджетный

дефицит вполне допустим.

3. Величина бюджетного дефицита, о чем свидетельствует мировой опыт, не

должна превышать предельно допустимого размера, определяемого 2-3% ВНП. «На

бумаге» дефицит российского бюджета на 1999 составлял 101370,5 млн. рублей,

или 2,54% от ВНП, но реально это далеко не так, поскольку только одна из

составляющих расходной статьи – налоговые сборы оставляют желать лучшего.

4. Для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться различные формы

государственного кредита (как внутреннего, так и внешнего). Работа печатного

станка, приводящая к эмиссии, не обусловленной потребностями товарооборота,

должна расцениваться как мера, грубо нарушающая законы денежного обращения, а

потому, недопустимая. Дефицит должен покрываться только на заемной основе

путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг.

5. Для преодоления бюджетного дефицита необходимо «лечение» самой экономики,

т.к. без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности

невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные

финансовые меры ни применялись при этом.

Перечисленные принципы должны обязательно реализовываться при разработке

конкретной программы мер по снижению бюджетного дефицита и управлению им.

Быстрая ликвидация бюджетного дефицита, не подкрепленная реальными шагами в

направлении стабилизации самой экономики лишь осложнит и без того трудную

финансовую ситуацию в стране, создаст ненужные преграды на пути достойного

выхода из кризиса.

В программу конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует

включить такие меры, которые с одной стороны, стимулировали бы приток

денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой, способствовали

сокращению государственных расходов, например:

· изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли

народного хозяйства с целью значительного повышения финансовой отдачи от

каждого бюджетного рубля;

· более широкое использование финансовых льгот и санкций, позволяющих

полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих рост

общественного производства;

· снижение военных расходов;

· запрещение ЦБ страны предоставлять кредиты правительственным

структурам оформления задолженности государственными ценными бумагами.

В мировой практике для снижения бюджетного дефицита используется такая форма,

как привлечение в страну иностранного капитала. С его помощью решаются сразу

несколько задач:

· сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование

капиталовложений (а значит уменьшается разрыв между доходами и расходами);

· расширяется база для производства товаров и услуг;

· появляется новый налогоплательщик (следовательно, увеличиваются

доходные поступления в бюджет);

· улучшается состояние платежного баланса.

Понимая исключительную выгодность политики привлечения в страну иностранного

капитала, все страны, включая и развитые экономики, стремятся поощрять импорт

капитала.

3.6.

Концепции бюджета

Для ответа на вопросы хорошо или плохо - допустить образование дефицита и

увеличение государственного долга? Следует ли ежегодно принимать

сбалансированный бюджет? Рассмотрим экономические последствия нескольких

разных подходов к формированию бюджета.

Ежегодно сбалансированный бюджет.

Диплом: Бюджет

До Великой депрессии 30-х годов ежегодно сбалансированный бюджет считался

наиболее приемлемой целью государственной финансовой политики. Однако

тщательное изучение вопроса совершенно явно показывает, что сбалансированный

бюджет несовместим с активным применением фискальной политики в качестве

антициклического стабилизирующего инструмента. Хуже того, ежегодно

сбалансированный бюджет даже усугубляет колебания делового цикла.

Рис. 1

Для иллюстрации предположим, что экономика столкнулась с затяжной

безработицей и падением доходов. Как явствует из рис. 1, в подобных

обстоятельствах налоговые поступления автоматически сокращаются. Для принятия

сбалансированного бюджета правительство должно либо повысить ставки налогов,

либо сократить государственные расходы, либо сделать и то и другое. Все эти

меры носят ограничительный, сдерживающий характер; каждая из них еще сильнее

подавляет, а вовсе не стимулирует совокупный спрос.

Точно так же ежегодно сбалансированный бюджет способствует усилению инфляции.

Вновь вернувшись к рис. 1, увидим, что по мере роста в процессе инфляции

номинальных доходов налоговые сборы автоматически увеличиваются. Для того,

чтобы устранить неизбежные в такой ситуации бюджетные излишки, правительство

должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы,

либо сделать и то и другое. Но любая из этих мер только усилит инфляционное

давление в экономике.

Ежегодное принятие сбалансированного бюджета не является экономически

нейтральным; это проциклическая, а не антициклическая политика.

Циклически сбалансированный бюджет.

Идея циклически сбалансированного бюджета предполагает, что правительство

проводит антициклическую политику и в то же самое время обеспечивает

сбалансированность бюджета. В этом случае, однако, бюджет не должен

балансироваться ежегодно - никакого священного закона, согласно которому за

отчетный период следует принимать именно 12 месяцев, не существует.

Достаточно того, чтобы бюджет был сбалансирован в рамках экономического цикла

Логическое обоснование этой концепции бюджета просто, разумно и

привлекательно. Для преодоления спада правительство должно снизить налоги и

увеличить расходы, таким образом, сознательно создавая дефицит. В ходе

последующего инфляционного подъема необходимо повысить налоги и урезать

государственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо

бюджета может быть использовано для покрытия федерального долга,

образовавшегося в период спада. Таким образом, правительство в состоянии

сбалансировать бюджет, но не ежегодный, а за несколько лет.

Ключевая проблема данной концепции бюджета состоит в том, что подъемы и спады

в экономическом цикле не одинаковы по степени и продолжительности. Например,

если за длительным и глубоким спадом последует короткий период весьма

умеренного процветания, то это будет означать возникновение крупного дефицита

в период спада, незначительного или вовсе никакого избытка в период

процветания и, следовательно, циклического дефицита бюджета.

Глава 4. Государственный долг

4.1. Причины образования государственного долга

Поскольку современная фискальная политика допускает несбалансированность

бюджета ради стабилизации экономики, она может повлечь за собой рост

государственного долга.

Причины

Почему государственный долг увеличивается на протяжении всей истории страны?

Что заставляет общество мириться с крупным и устойчивым дефицитом бюджета? На

эти вопросы есть четыре ответа: войны, экономические спады, снижение налогов

и недостаток политической воли.

Современная фискальная политика признает использование бюджетных дефицитов

для целей стабилизации экономики. А это может привести к образованию и росту

государственного долга.

Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные

периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время войны надо

переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции,

что требует значительных государственных расходов, как требует их и

содержание армии.

Имеется три варианта финансирования:

1. Увеличение налогов;

2. Выпуск денег;

3. Дефицитное финансирование.

Рост налогообложения приводит к подрыву трудовых стимулов, выпуск денег

создает изоляционное давление, следовательно, большая часть военных расходов

финансируется за счет продажи обязательств населению.

Другой источник государственного долга – это спады. В период, когда

национальный доход сокращается или не может увеличиваться, налоговые

поступления сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.

Еще один источник государственного долга – политические интересы, приводящие

к увеличению правительственных расходов и следовательно увеличению бюджетного

дефицита.

В определении размеров государственного долга существуют различные подходы.

Наиболее реалистичным считается определение доли государственного долга к ВНП

(валовой национальный продукт) или к экспорту. Голая констатация абсолютных

размеров долга игнорирует объем ВНП. Можно утверждать, что богатые нации

имеют большую возможность выдерживать государственный долг значительных

размеров, чем бедные нации.

4.2. Виды государственного долга

В настоящее время слова «экономическая безопасность» стали часто

употребляться как для обоснования правильности своей позиции, так и для

обозначения надвигающейся катастрофы в экономике, прямо угрожающей

безопасности государства. Государство представляет собой политическую

организацию людей, живущих на определенной территории. В практической

деятельности государство реализует политику, которая выражает интересы

господствующей социальной группы или является компромиссом между интересами

групп, если таких групп несколько. Исходя из политической стратегии,

государство выполняет роль нравственного закона и поддерживает общественный

порядок, регламентирует деятельность граждан, создает условия для развития

личной инициативы, охраняет законную свободу и собственность каждого.

Введение понятия экономической безопасности государства означает признание

примата экономики в обеспечении внутренней и внешней безопасности государства

и, следовательно, необходимость самого серьезного внимания к проблеме

обоснования и реализации эффективной национальной стратегии развития.

Эффективная национальная стратегия - это такая стратегия, которая

обеспечивает устойчивое увеличение темпов роста конечного продукта в

оптимальной структуре для граждан, достижение полной занятости, отсутствие

инфляции и справедливое распределение доходов.

Специфика климата, природной среды и размещения ресурсов, а также

экономической политики государства, ограничивающей мобильность факторов

производства за рубеж, определяет существование разницы между международным

обменом и обменом внутри одной страны, внутриединого рынка.

Любое государство стремится извлечь максимальную выгоду от международного

обмена. Исторический опыт свидетельствует, что при неравномерности

экономического развития различных государств, более развитая в экономическом

отношении страна стремится воспрепятствовать развитию передовых отраслей

производства у более слабых партнеров, сохраняя таким образом источник

снабжения дешевым сырьем и рынок сбыта для своих готовых продуктов. Для

закрепления существующего международного разделения труда экономически

развитая страна поощряет отстающие страны следовать принципу свободы

международной торговли, не забывая при этом о защите своего рынка от сильных

конкурентов. Наоборот, отстающая страна, пытаясь поддержать

неконкурентоспособные производства, обеспечивающие реализацию эффективной

национальной стратегии, провозглашает протекционизм, одновременно реализуя

принципы свободной торговли для тех товаров, где ей выгодно.

Государственный долг – это сумма накопленных в стране бюджетных дефицитов за

исключением позитивных сальдо бюджетов, которые имели место за это время.

Различают внешний и внутренний государственный долг.

4.2.1. Внешний долг

Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам,

организациям, отдельным лицам. Он ложится на страну тяжелой ношей, поскольку

ей приходится рассчитываться за него ценными товарами, сырьем, предоставлять

определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Следует иметь в

виду, что кредитор в этих условиях выставляет те или иные запросы, только

после выполнения которых, можно рассчитывать на кредит.

4.2.2. Внутренний долг

Внутренний долг – это долг государства своему населению. В соответствии с

законодательством государственным внутренним долгом есть долговое

обязательство правительства, выраженное в валюте, перед юридическими и

физическими лицами. Такие обязательства могут иметь форму: кредитов,

полученных правительством; государственных займов, осуществленных путем

выпуска ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств,

гарантированных правительством.

Увеличение внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по

сравнению с увеличением внешнего долга. При погашении внутреннего долга не

происходит уменьшения ценных товаров и ресурсов, однако возникают

определенные изменения в экономической жизни, в частности перераспределяются

доходы внутри страны.

4.3. Пути сокращения государственного долга

Существует три основные формы покрытия государственного долга:

1. Добровольный, рыночный кредит – размещение ценных бумаг на свободном

рынке. К ценным бумагам принадлежат государственные краткосрочные

обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации

сберегательного займа (ОСЗ).

2. Вынужденный, квазирыночный кредит – рыночное оформление фактического

государственного долга. Так, например, облигации внутреннего валютного займа

(ОВВЗ), казначейские обязательства (КО), векселя Минфина переоформившие на

Минфин задолженности предприятий по банковским кредитам, предоставленным под

государственные программы. Сюда же может быть отнесен портфель

государственных бумаг центрального банка (ЦБ) сформированный в целях

поддержки собственно рынка.

3. Дружеский (административный) кредит ЦБ Минфину.

Следует также отметить, что бюджетный дефицит и государственный долг тесно

связанны, ведь государственный займ является важным источником покрытия

бюджетного дефицита. Кроме того, выяснить насколько опасным является тот или

иной объем дефицита, невозможно без анализа величины государственного долга.

В тоже время для оценки его размера необходимо определить факторы роста

бюджетного дефицита.

Существование государственного долга в принципе не является исключительным и

очень негативным фактором. Большинство стран с развитой экономикой имеют

государственный долг, однако, это не стало причиной дестабилизации их

экономики, так как происходит серьезный контроль над размерами

государственных займов и четко определяются методы их покрытия. Острые

нынешние финансовые проблемы во многом объясняются именно неконтролируемым

увеличением государственного долга без поиска источников его погашения.

Заключение

На основании вышеизложенного необходимо сделать выводы.

Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов

всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех

уровней.

Бюджетная классификация устанавливает единство формы бюджетной документации,

представления необходимой информации с одного уровня бюджета на другой для

составления консолидированных бюджетов Российской Федерации и субъектов

Российской Федерации, согласованных принципов бюджетного процесса. А также

осуществляет группировку доходов и расходов, а также источников покрытия его

дефицита по следующим направлениям: классификация доходов бюджетов Российской

Федерации; функциональная классификация расходов бюджетов Российской

Федерации; экономическая классификация расходов бюджетов Российской

Федерации; классификация источников внутреннего финансирования дефицитов

бюджетов Российской Федерации; классификация видов государственных внутренних

долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Перечисленные направления являются едиными на всей территории Российской

Федерации и используются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов

всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

Таким образом, бюджетная классификация – это документ, не только выполняющий

важнейшие организационные функции, позволяющий сводить все бюджеты в единый

консолидированный бюджет Российской Федерации, но и имеющий большое

экономическое значение.

Одной из “болезней” российской экономики времен переходного периода стал

непомерно возросший государственный долг, как внешний, так и внутренний.

Однако ни для кого не секрет, что многие высокоразвитые западные страны,

члены Парижского и Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и

крупнейшими должниками, в первую очередь, конечно же, речь идет о внутренней

задолженности.

Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему

государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный

год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или

государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо

бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном

смысле термин "государственный долг" означает совокупность обязательств

государства перед иностранными и внутренними кредиторами. Существуют

различные экономические методы, применяемые государством для балансирования

бюджета и регулирования экономического цикла. Такая политика направлена на

сглаживание колебаний экономики и преодоление негативных последствий спадов.

Она носит название фискальной политики.

Таким образом, мы рассмотрели тему "Бюджет. Проблемы его развития.

Государственный долг"; выяснили, что представляет собой бюджетный дефицит;

рассмотрели проблемы развития бюджета, выяснили причины роста государственного

долга; рассмотрели отличие внешнего государственного долга от внутреннего;

показали, как большой государственный долг может вызвать кризис в экономике и

также затронули тему экономической безопасности.

Список использованной литературы:

1. «Бюджетный дефицит и государственный долг», Социально-политический

журнал 1998, № 6, стр. 71-84

2. «Бюджетный дефицит и управление государственным долгом»,

Макроэкономика, 1997, стр 361.

3. Хадонов Е.Е., «О путях устранения дефицита бюджета России», Финансы,

1998, № 4, стр. 51-53

4. Под ред. проф. М.В. Романовского и проф. О.В. Врублевской «Бюджетная

система Российской Федерации» Учебник, М., «Юрайт», 2000г.

5. Методические указания по выполнению курсовой работы по предмету

«Бюджет и бюджетная система» АБиК МФ РФ, М., 1999г.

6. Джеффри Д. Сакс, Фелипе Ларрен Б., «Макроэкономика - глобальный

подход», М., «Дело», 1999 г.

7. К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, Экономикс, 13 издание, М., "Инфра-М", 2000 г.

8. У. Базелер, З. Сабов и др. «Основы экономической теории», С-Пб.,

"Питер", 2000 г.

9. Е.Н. Ведута. «Государственные экономические стратегии», М., "Деловая

книга", 1998 г.

Журнал «ЭКО» №8, 2000 г.

Журнал «Финансовый бизнес» №1, 2000 г.

Журнал «Деньги и кредит» №2, 1999 г.

Справочник - социально-экономические проблемы России, 1999 г., "Норма"

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.