бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачать: Денежное обращение, финансы и кредит

Для анализа изменений движения денег на определенную дату и за определенный

период в финансовой статистике используются денежные агрегаты М0, М1, М2, М3,

М4. (в России М1-М3).

М0-наличные деньги в обращении, М1-это М0+средства предприятий на расчетных,

текущих, специальных счетах в банках , депозиты населения в сберегательных

банках до востребования, средства страховых компаний; М2-М1+срочные депозиты

населения в сберегательных банках, в том числе компенсация.

М3-это М2+сертификаты, облигации государственного займа.

Между агрегатами необходимо равновесие, в противном случае нарушается

денежное обращение. Из практики равновесие наступает при М2 больше М1, оно

укрепляется при М2+М3 больше М1. В э

том случае денежный капитал переходит из наличного оборота в безналичный.

9. Государственные финансы. Структура бюджетной системы России.

Государственные финансы (децентрализованные, т.е. все субъектв хозяйства)одна

из сфер финансовой системы. В сфере государственных финансов в качестве

звеньев выделяются: 1. ГОСБЮДЖЕТ; 2. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ; 3. ГОС.КРЕДИТ.

1. Гос. бюджет отражает денежные отношения, которые складываются у

государства с юр. лицами и населением и заключаются в перераспределении нац.

дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования

хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры,

образования, обеспечения обороны страны и управления обществом. БЮДЖЕТНЫЕ

ОТНОШЕНИЯ- это финансовые отношения между предприятиями, учреждениями и

населением с государством. Перераспределение созданных в обществе финансовых

ресурсов при помощи бюджета происходит на основе использования ДОХОДОВ и

РАСХОДОВ. ДОХОДЫ- налоги и сборы- 81 %,неналоговые доходы-доходы целевых

бюджетных фондов 9%,доходы от федерального имущества, от приватизации, от

внешнеэкономической деятельности-10%- направленные на формирование бюджетного

фонда гос-ва.

РАСХОДЫ- с учетом общественного назначения расходов бюджетные средства могут

выделяться: - на нужды всего хозяйства 25%(важные приоритетные программы);-

на социально-культурные мероприятия 22%;- на оборону 18,4%; - на управление

23 %; - прочие расходы примерно 12%.

2.Второе звено- ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ (ВФ)-это особая форма использования

финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования различных

государственных расходов, помимо бюджета . ВФ. в зависимости от целевого

назначения делятся на ЭКОНОМИЧЕСКИЕ и СОЦИАЛЬНЫЕ, а с учетом уровня

управления на ГОСУДАРСТВЕННЫЕ и РЕГИОНАЛЬНЫЕ. В 1993 г. насчитывалось более

20 ВФ. Основными ВФ являются:

1).Ф. ГОС-ГО СТРАХОВАНИЯ (создает денежные ресурсы для выплаты пособий);

2). ПЕНСИОННЫЙ Ф.(целевой сбор средств для выплаты пенсий- 1% от зар. платы);

3).ГОСУДАРСТВЕННЫЙ Ф. ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ (аккумулирует средства для

поддержки нетрудоспособного населения, 2% от зар. платы);

4). Ф.ЗДРАВООХРАНЕНИЯ;

5).ДОРОЖНЫЕ Ф. И прочие В.Ф.

3. ГОС. КРЕДИТ - особая форма кредитных отношений между государством и юр. и

физ. лицами, при которых гос-во выступает главным образом заемщиком средств,

а также как кредитор и гарант. Для покрытия бюджетного дефицита используют

гос-ные краткосрочные облигации со сроком обращения 3 мес. и золотые

сертификаты МФ со сроком обр. 1 год. В настоящее время внутренний гос. долг

РОССИИ состоит из гос-ых ц/б, выпущенных

МФ РФ от имени Правительства России, а также в виде кредитных соглашений с ЦБ

России(заимствования срочные и потом выплачиваются %).

Как гарант гос-во гарантирует вклады населения в СБЕРБАНКе ,выступает

гарантом по долговым обязательствам различных обществ и групп, поддерживает

малое предпринимательство. Как кредитор предоставляет ВНУТРЕННИЕ ССУДЫ

предприятиям и организациям и ВНЕШНИЕ ССУДЫ иностранным государствам.

II.В соответствии с Зак. РСФСР "ОБ основах бюджетного устройства и бюджетного

процесса в РСФСР" от 10.10.91 и постановлений Правительства РФ

государственная бюджетная система России включает 3 звена: 1. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ

Б. РФ или ФЕДЕРАЛЬНЫЙ; 2. БЮДЖЕТЫ национально-гос-ных и административно

территориальных образований, к которым относятся республиканские бюджеты

республик в составе РФ, краевые, областные, б. автономий, автономных округов

и городские б. Москвы и Санкт-Петербурга. Это бюджеты субъектов федерации; 3.

МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ. Вся бюджетная система России построена с учетом принципа

единства и принципа самостоятельности бюджетов всех уровней. ПРИНЦИП ЕДИНСТВА

- единые правовые правила, бюджетные символики, составления статистической и

бухгалтерской отчетности.

П.САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ - все уровни единой бюджетной системы обеспечиваются

собственными источниками в виде доходов и правом использовать эти доходы для

осуществления финансирования с учетом нужд каждого из субъектов РФ.

10. Денежные реформы.

Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы,

проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного

обращения. Денежная реформа осуществляется различными МЕТОДАМИ (нулификация,

реставрация, девальвация, деноминация) в зависимости от экономического

положения страны, степени обесценения денег, политики государства.

Дефляция-изъятие из обращения излишних денег. Нулификация

- изымание старых денег из обращения. Деноминация - изменение

масштаба цен в определенном соотношении.

61г. - 1/10, 98г. - 1/1000. В таком же соотношении изменяются цены, тарифы, з/п,

срок для обмена короткий. Девальвация - изменение курса нац.

валюты по отношению к иностранной или изменение металлич. содержания ден.

единицы. Ревальвация - повышение курса ден. ед. по отношению к

иностр.

Реформы - кардинальное изменение масштаба цен. Главным условием проведения

реформы является подъем производства.

1922 - реформа денег 1р к 10000, 1 червонец: 0,75г. золота. 23г. - 1 к 1000

была конвертируемая валюта до 26г. 24 - 1 к 100, вывозили, до 28 г.- ввозили.

29 - ввели карточные ненастоящие деньги 46 - не урожай - реформы нет 47-

реформа за 10 дней, деноминация 1/10. У предприятий деньги остал 1/1. Цены

остались на уровне карточек 50 - новое соотношение рубля к доллару, 1рубль:

0.222 г золот. 61-девальвация 1/10, но отношение 1 рубля: 0,987 г. золота,

т.е. пошла скрытая инфляция, т.к. старые деньги лучше новых. Валютная

интервенция - введение в обращение параллельной твердой валюты

11.Структура и классификация доходов государственного бюджета.

Обобщающим источником доходов бюджетной системы является национальный доход

общества. СОСТАВ ДОХОДОВ бюджетной системы выражается в различных платежах,

уплачиваемых юр. и физ. лицами в тот или иной бюджет. Доходы, поступающие в

бюджеты разного уровня, можно классифицировать по СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ

признаку, ПОРЯДКУ и УСЛОВИЯМ ЗАЧИСЛЕНИЯ, ЮРИДИЧЕСКИМ ФОРМАМ. По СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКОМУ признаку доходы бюджетной системы делятся на доходы от

хозяйственной деятельности организации; доходы от внешнеэкономической

деятельности; акцизы; доходы от оказания брокерских и иных посреднических

услуг организациями; пошлинные доходы, доходы от банковской и страховой

деятельности; доходы от приватизации; ресурсные платежи; доходы от граждан,

прочие доходы. Необходимость деления доходов бюджетной системы по указанному

признаку вызывается существенными различиями самих источников этих доходов по

их получению, социально-экономической значимости. Развитие форм коммерческой

деятельности с вовлечением в нее все большего числа субъектов, а также

разработка и реализация программы приватизации привели к возникновению новых

источников доходов бюджетной системы. Это - доходы от оказания брокерских и

иных посреднических услуг, доходы от банковской и страховой деятельности,

доходы от приватизации. С расширением сети платных услуг и возможностей

экспорта и импорта товаров увеличивается размер пошлинных доходов (гос-ная и

тамо-женная пошлина). Приоритетная задача гос-ва - охрана окружающей среды; -

ресурсные доходы бюдж. системы это ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ, ПЛАТА ЗА ВОДУ, ЛЕСНОЙ

ДОХОДи др. Среди бюджетных доходов от граждан наиболее крупный ПОДОХОДНЫЙ

НАЛОГ С ФИЗ. ЛИЦ, так же НАЛОГ С ИМУЩЕСТВА (наследование, дарение). Среди

прочих доходов б.с. соц-экон. характера следует отнести ДОХОДЫ ОТ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОС. И МУНИЦИП. СОБСТВЕННОСТЬЮ, в том числе от ее продажи,

сдачи в аренду.

ПО ПОРЯДКУ И УСЛОВИЯМ ЗАЧИСЛЕНИЯ Д. Б.С. можно классифицировать на

ЗАКРЕПЛЕННЫЕ( твердо фиксированный размер в % зачисляется в соотв.-ие бюд-ы),

РЕГУЛИРУЮЩИЕ (ежегодно распределяемые отчисления в нижестоящие бюджеты на

основе решения гос. власти), ДОТАЦИИ и СУБВЕНЦИИ(денежные отчисления с

вышестоящ. б. в нижестоящ. б. в качестве материальной помощи), СОБСТВЕННЫЕ и

ЗАЕМНЫЕ. По ЮРИДИЧЕСКИМ ФОРМАМ доходы б. с. делятся на НАЛОГОВЫЕ ( 81 % к

общей сумме доходов бюджета) и НЕНАЛОГОВЫЕ (19 %). Наиболее крупными

налоговыми доходами б.с. являются: НДС(37%),налог на прибыль

предприятий(16%), акцизы(13%),спец. налог с предприятий, учрежд. и

организаций для финансовой поддержки важнейших отраслейнародного х-ва РФ

(9%).

Конкретный состав доходов и их объемы по каждому отдельному бюджету

устанавливаются правовыми актами о соответствующем бюджете на каждый год.

12. СУЩНОСТЬ, ЭЛЕМЕНТЫ И ТИПЫ ДЕНЕЖНЫХ СИСТЕМ.

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА-устройство денежного обращения в стране, сложившееся

исторически и закрепленное национальным законодательством. В зависимости от

вида денег (деньги как товар, выполняющего роль всеобщего эквивалента или

деньги как знак стоимости) различают денежные системы 2 х типов: 1. СИСТЕМА

МЕТАЛЛИЧЕСКОГО ОБРАЩЕНИЯ, которая базируется на действительных деньгах

(серебряных, золотых), выполняющих все 5 функций (д. как мера стоимости, как

средства обращения, как средства накопления и сбережения, как средства

платежа, ф. мировых денег)., а обращающиеся банкноты беспрепятственно

обмениваются на действительные деньги. 2. СИСТЕМА БУМАЖНО-КРЕДИТНОГО

ОБРАЩЕНИЯ- при которой действительные деньги вытеснены знаками стоимости, а в

обращении находятся бумажные (казначейские векселя) либо кредитные деньги.

При ПЕРВОЙ СИСТЕМЕ выделяются 2 ВИДА денежных систем: БИМЕТАЛЛИЗМ (денежная

система, при которой роль всеобщего эквивалента закреплена за 2 металлами -

серебром и золотом) и МОНОМЕТАЛЛИЗМ (денежная система, при кот. один металл

серебро или золото служит всеобщим эквивалентом) в зависимости от того,

сколько металла принято в качестве общего эквивалента и базы денежного

обращения. Различают 3 РАЗНОВИДНОСТИ золотого монометализма: -

ЗОЛОТОМОНЕТНЫЙ(золотое обращение, свободная чеканка монет), ЗОЛОТОСЛИТКОВЫЙ

(Великобритания,Франция - банкноты обменивались на золотые слитки);

ЗОЛОТОДЕВИЗНЫЙ (Германия, Австрия, Дания, Норвегия- банкноты обменивались на

девизы -платежные средства в иностранной валюте) разменные на золото. В

результате мирового экономического кризиса (1929-33) были ликвидированы все

формы золотого монометаллизма и утвердилась система обращения бумажно-

кредитных денег, не разменных на действительные деньги. При ВТОРОЙ СИСТЕМЕ

БУМ.КРЕД.ДЕН.

господствующее положение банкнот, выпускаемых эмиссионным центром страны. В

1944 г Бреттон-Вудская денежная система представляла собой межгосударственный

золотодевизный стандарт. Ее главными ориентирами являются: - золото выполняло

функцию мировых денег; - использование денежной единицы США - доллар и

английский фунт стерлингов. Доллар США обменивался на золото в Казначействе

США по официальному соотношению; - национальные денежные единицы свободно

обменивались через ЦБ на доллары и между собой по твердо установленным

Международным валютным фондом соотношениям. Все обратимые нац. денежные

единицы через доллар могли превратиться в золото. В связи с ослаблением

позиции США на внешнем рынке в результате сокращения золотых запасов страны

Международная денежная система в 1971-73 гг потерпела банкротство и доллар

перестал быть единственной мировой резервной валютой; роль резервных валют

стали выполнять- марки ФРГ, японская иена, ЭКЮ. В РОССИИ официальной денежной

ед. (валютой) является РУБЛЬ. Введение на территории РФ других денежных валют

запрещено. Соотношение между рублем и золотом и др. драг. Металлов законом не

установлено. Официальный курс рубля к иностранным ден. ед. определяется ЦБР и

публикуется в печати. ВИДЫ ДЕНЕГ: имеющие законную платежную силу - БАНКНОТЫ,

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ МОНЕТЫ, которые обеспечиваются всеми активами Банка России в

том числе золотым запасом, гос-ыми ц/б, резервами кредитных учреждений,

находящимися на счетах в ЦБР. НАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ (банкноты и монеты) и

БЕЗНАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях.

13.Изменения структуры расходов государственного бюджета

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:

1. По своей роли в процессе воспроизводства - на затраты,

связанные с финансированием мат. производства и содержанием непроизводственной

сферы;

2. По функциональному назначению - на расх. на финансирование

н/х, соц.-культурных мероприятий, обороны страны, содержание аппарата

управления, на правоохр-ю деят-сть и обесп. безопасности, на фунд-е исслед-я и

содействие НТП, на расх. по обслуж. гос. долга. Каждая из групп делится

по ведомственному признаку.

Все расходы состоят из текущих расходов и затрат капитального характера

. Основная часть это текущие расходы - закупка товаров и услуг,

оплата труда гос. служащих, начисления на з/п, платежи по внутр. займам и гос.

внеш. долгу и др. Кап. расходы - это кап. вложения в осн. фонды,

кап. строительство, кап. ремонт.

В условиях перехода к рынку стр-ра расходов фед. бюджета

претерпевает сущ. изменения - резко сокращаются бюдж.

ассигнования на н/х, прежде всего на централиз-е кап. вложения. С развитием

приватизации происх. Преобр-е знач. части гос. предприятий в АО, кот. должны

осущ. расширенное воспр-во за счет собств. средств и ресурсов. Расходы фед.

бюджета вкл. осн. группы затрат: гос. поддержку отдельных отраслей н/х (это

угольная промышленность, с/х, жилищно-коммунальное хозяйство,

топливно-энергетический и аграрно-промышленные комплексы и т.д.),

финансирование соц.-культурных мероприятий (образование, здравоохранение,

физкультура, соц.обеспечение, соц. помощь, культура и искусство, СМИ); обороны

страны, правоохр. Деят-сти, междунар. сотр-ва, погашение гос. долга и

финансовую поддержку регионов.

В обл. расходов имеют место существ. недостатки: бюдж. средства

исп. не эффективно, распространена практика нецелевого расходования бюдж.

средств. Бюдж. расх. не решают многих насущных проблем соц. политики. Не

организовано на должном уровне перераспред-е расходов в пользу незащищенных

слоев населения. Продолжается списание долгов в аграрном секторе.

Основные задачи в области государственных расходов: 1.Сократить

число федеральных целевых программ, сконцентрировать средства на эффективных и

социально-значимых проектах; 2. Снизить расх. на содерж. гос. аппарата;

3.Продолжить децентрализацию инвестиционного процесса; 4.Повысить эфф-сть

использ. ассигнований на нац. оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на

решение социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских

работ; 5.Снизить уровень дотации отдельным отраслям; 6.Усилить контроль за

использованием бюдж. средств; 7.Обеспечить приоритетное финансирование расходов

на науку, культуру, медицинское обследование, образование.

14. Бумажные и кредитные деньги, закономерности их обращения

БД - представители действительных денег. Исторически они появились как

заменители золотых монет. Объективная возм-сть этих денег обусловлена

особенностями функции денег как средства обращения. Впервые БД появились в

Росии в 1769г. (ассигнации). Право выпуска БД присваивает себе государство.

Разность между номинальной стоимостью выпущенных денег и стоимостью их

выпуска (расходы на бумагу, печатание) образует эмиссионный доход казны,

является существенным элементом государственных поступлений.

БД выполняют 2 функции: средство обращения и средства платежа.

Отсутствие золотого обмена не дает возможность им уйти из обращения.

Государство, постоянно испытывающее недостаток средств, увеличивает выпуск БД

без учета товарного и платежного оборота. БД, застрявшие в обращении независимо

от товарооборота. переполняют каналы обращения и обесцениваются. Причины

обесценения: избыточный выпуск БД государством, упадок доверия к эмитенту и

неблагоприятное соотношение экспорта и импорта страны.

Сущность БД заключается в том, что они выступают знаками стоимости

, выпускаемыми гос-вом для покрытия бюдж. дефицита, обычно они не разменны на

золото и наделены государством принудительным курсом.

КД возникают с развитием тов. производства, когда купля-продажа

осущ-ся с рассрочкой платежа (в кредит). Их появление связано с функцией денег

как средства платежа, где деньги выступают обязательством, кот.

д.б. погашено через заранее установленный срок действительными деньгами.

Изначально экон. значение этих денег - сделать ден. оборот эластичным,

способным отражать потребности товарооборота в нал. деньгах; экономить

действительные деньги; способствовать развитию безнал. оборота.

В условиях господства капитала КД выражают не взаимосвязь между товарами на

рынке как было раньше (Т-Д-Т), а отношение денежного капитала (Д-Т-Д),

поэтому денежный капитал выступает в форме КД.

КД прошли следующий путь развития: вексель, акцептованный вексель,

банкнота, чек, электронные деньги, кредитные карточки.

Вексель - письм. Безусл. обяз-во должника уплатить опред. сумму в

заранее огов. срок в установленном месте. Различают простой вексель

, выданный должником и переводной (тратту), выписанный кредитором

и направленный должнику для подписи с возвратом кредитору. В России в разных

сферах действуют коммерческий, банковский, казначейский векселя

и др. его виды. Комм. В выдается под залог товара. Банк-й В выдается

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.