бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьКонцепции современного естествознания

результате этой деятельности человек смог не только выжить как

биологический вид, но и приобрести то, что принципиально отличает его от

других живых существ - способность производить орудия труда, создавать и

накапливать материальную и духовную культуру, целенаправленно

преобразовывать окружающую среду.

Однако человек в ходе эволюции не остановился лишь на взятии у природы

материала в непосредственном или преобразованном виде. Он перестал бы быть

разумным существом, если бы не смог создать нечто свое, искусственное, чего

не было до сих пор в природе. В результате им была создана искусственная

среда обитания - все то, что специально сделано человеком: разнообразие

предметов материальной и духовной культуры, преобразованные ландшафты, а

также выведенные в результате селекции и одомашнивания растения и животные.

С развитием общества роль и значение для человека искусственной среды

обитания непрерывно возрастают.

Влияние человека на природу. Техносфера.

Масштабы созданной человечеством материальной культуры поистине

огромны. И темпы ее развития постоянно увеличиваются. В наши дни так

называемая техномасса (все созданное человеком за год) уже на порядок

превышает биомассу (вес диких живых организмов). Это тревожный сигнал, он

требует вдумчивого отношения к балансу составляющих системы природа-

биосфера-человек.

Уровень воздействия человека на окружающую среду зависит в первую

очередь от технической вооруженности общества. Она была крайне мала на

начальных этапах развития человечества. Однако с развитием общества, ростом

его производительных сил ситуация изменилась кардинальным образом. XX

столетие - век научно-технического прогресса. Связанный с качественно новым

взаимоотношением науки, техники и технологии, он колоссально увеличил

масштабы воздействия общества на природу и поставил перед человеком целый

ряд новых, чрезвычайно острых проблем.

Изучение влияния техники на биосферу и природу в целом нуждается не

только в прикладном, но и в глубоком теоретическом осмыслении. Техника все

менее остается только вспомогательной силой для человека. Все больше

проявляется ее автономность.

Понятие “совокупность техники и технические системы” лишь начинает

обретать право на существование в науке. По аналогии с живым веществом,

лежащим в основе биосферы, мы можем говорить о техновеществе как

совокупность всех существующих технических устройств и систем (своеобразных

техноценозов). В его состав, в частности, включают технические устройства,

добывающие полезные ископаемые и вырабатывающие энергию подобно зеленым

растениям в биосфере. Выделяется также технический блок по переработке

полученного сырья и производству средств производства. Далее идет техника,

производящая средства потребления. Затем - технические системы по передаче,

использованию и хранению средств информации. В особый блок выделяют

автономные многофункциональные системы (роботы, автоматические межпланетные

станции и др.). В последнее время появляются также техносистемы по

переработке и утилизации отходов, включенные в непрерывный цикл безотходной

технологии. Это своего рода “технические санитары”, действующие подобно

биологическим, природным подсистемам. Таким образом, структура

техновещества все больше воспроизводит аналогичную организацию естественных

природных живых систем.

Другой подход к пониманию структуры и роли техновещества предлагает

швейцарский экономист и географ Г. Беш. Он выделяет в мировом хозяйстве три

крупнейшие отрасли: первичная (добыча природных ресурсов), вторичная

(обработка добытой продукции) и третичная (обслуживание производства:

наука, управление).

По силе своего воздействия на планету техновещество в виде системы

техноценозов в состоянии, как минимум на равных, спорить с живым веществом.

Дальнейшее развитие техники со всей очевидностью требует просчета

оптимальных вариантов взаимодействия составных подсистем техновещества и

последствия их влияния на природу, и в первую очередь на биосферу.

В результате преобразования человеком естественной среды обитания

можно говорить уже о реальном существовании нового ее состояния - о

техносфере. Понятие “техносфера” выражает совокупность технических

устройств и систем вместе с областью технической деятельности человека. Ее

структура достаточно сложна, так как включает в себя техногенное вещество,

технические системы, живое вещество, верхнюю часть земной коры, атмосферу,

гидросферу. Более того, с началом эры космических полетов техносфера вышла

далеко за пределы биосферы и охватывает уже околоземный космос.

Нет смысла современному человеку подробно говорить о роли и значении

техносферы в жизни общества и природы. Техносфера все больше преобразует

природу, изменяя прежние и создавая новые ландшафты, активно влияя на

другие сферы и оболочки Земли, и прежде всего опять-таки на

биосферу.

Говоря о важнейшем значении техники в жизни человека, нельзя не

отметить обостряющуюся сегодня проблему г у м а н и з а ц и и техносферы.

Пока что наука и техника нацелены главным образом на максимальную

эксплуатацию природных ресурсов, удоволетворение нужд человека и общества

любой ценой. Последствия непродуманного, некомплексного и, как следствие,

антигуманного воздействия на природу удручают. Технические ландшафты из

отходов производства, уничтожение признаков жизни в целых регионах,

загнанная в резервации природа - вот реальные плоды отрицательного влияния

человека, вооруженного техникой, на окружающую среду. Все это также

является следствием недостаточного взаимодействия естественных и

общественных наук в осмыслении данной проблемы.

Ноосфера. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

Огромное влияние человека на природу и масштабные последствия его

деятельности послужили основой для создания учения о ноосфере. Термин

“ноосфера” переводится буквально как сфера разума. Впервые его ввел в

научный оборот в 1927 г. французский ученый Э. Леруа. Вместе с Тейяром де

Шарденом он рассматривал ноосферу как некое идеальное образование,

внебиосферную оболочку мысли, окружающую Землю.

Ряд ученых предлагают употреблять вместо понятия “ноосфера” другие

понятия: “техносфера”, “антропосфера”, “психосфера”, “социосфера” или

использовать их в качестве синонимов. Подобный подход представляется весьма

спорным, так как между перечисленными понятиями и понятием “ноосфера” есть

определенная разница.

Следует также отметить, что учение о ноосфере не носит пока

законченного канонического характера, которое можно было бы принимать как

некое безусловное руководство к действию. Учение о ноосфере было

сформулировано и в трудах одного из его основателей В.И. Вернадского. В его

работах можно встретить разные определения и представления о ноосфере,

которые к тому же менялись на протяжении жизни ученого. Вернадский начал

развивать данную концепцию с начала 30-х гг. После детальной разработки

учения о биосфере. Осознавая огромную роль и значение человека в жизни

преобразовании планеты, В.И. Вернадский употребляет понятие “ноосфера” в

разных смыслах: 1) как состояние планеты, когда человек становится

крупнейшей преобразующей геологической силой; 2) как область активного

проявления научной мысли; 3) как главный фактор перестройки и изменения

биосферы.

Очень важным в учении В.И. Вернадского о ноосфере было то, что он

впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных

наук при изучении проблемы глобальной деятельности человека, активно

перестраивающего окружающую среду. По его мнению, ноосфера уже есть

качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным

преобразованием не только природы, но и человека. Это непросто сфера

приложения знаний человека при высоком уровне техники. Для этого достаточно

понятия “техносфера”. Речь идет о таком этапе в жизни человечества, когда

преобразующая деятельность человека будет основываться на строго научном и

действительно разумном понимании всех происходящих процессов и обязательно

сочетается с “интересами природы”.

В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия

человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность

становится главным определяющим фактором развития. В структуре ноосферы

можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы,

совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с

биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа

устойчивого существования и развития ноосферы.

Говоря об эволюционном развитии мира, его переходе в ноосферу,

основатели этого учения расходились в понимании сущности данного процесса.

Тейярд де Шарден говорил о постепенном переходе биосферы в ноосферу, т.е.

“в сферу разума, эволюция которой подчиняется разуму и воле человека”,

путем постепенного сглаживания трудностей между человеком и природой.

У В.И. Вернадского мы встречаем иной подход. В его учении о биосфере

живое вещество преобразует верхнюю оболочку Земли. Постепенно вмешательство

человека все увеличивается, человечество становится основной планетарной

геологообразующей силой. Понимание им данного тезиса необходимо и для его

собственного выживания. Стихийность же развития сделает биосферу

непригодной для обитания людей. В связи с этим человеку следует соизмерять

свои потребности с возможностями биосферы. Воздействие на нее должно быть

дозированно разумом в ходе эволюции биосферы и общества. Постепенно

биосфера преобразуется в ноосферу, где ее развитие приобретает направляемый

характер.

В этом и заключается непростой характер эволюции природы, биосферы, а

также сложности появления ноосферы, определения роли и места в ней

человека. В.И. Вернадский неоднократно подчеркивал, что человечество лишь

вступает в данное состояние. И сегодня, спустя несколько десятилетий после

смерти ученого, говорить об устойчивой разумной деятельности человека (т.е.

о том, что мы уже достигли состояния ноосферы) нет достаточных оснований. И

так будет по крайней мере до тех пор, пока человечество не решит глобальных

проблем планеты, в том числе экологическую. О ноосфере правильнее говорить,

как о том идеале, к которому следует стремиться человеку.

Взаимосвязь космоса и живой природы.

Благодаря взаимосвязи всего существующего космос оказывает активное

влияние на самые различные процессы жизни на Земле.

В.И. Вернадский, говоря о факторах, влияющих на развитие биосферы,

указывал среди прочих и космическое влияние. Так, он подчеркивал, что без

космических светил, в частности без Солнца, жизнь на Земле не могла бы

существовать. Живые организмы трансформируют космическое излучение в земную

энергию (тепловую, электрическую, химическую, механическую) в масштабах,

определяющих существование биосферы.

На существенную роль космоса в появлении жизни на Земле указывал

шведский ученый, Нобелевский лауреат С. Аррениус. По его мнению, занос

жизни из космоса на Землю был возможен в виде бактерий благодаря

космической пыли и энергии. Не исключал возможности появления жизни на

Земле из космоса и В.И.Вернадский.

Влияние космоса на происходящие на Земле процессы люди подметили еще в

древности. Однако многие века связь космоса с Землей осмысливалась чаще на

уровне научных гипотез и догадок или вообще вне рамок науки. Во многом это

было обусловлено ограниченными возможностями человека, научной базы и

имеющегося инструментария. В XX столетии знания о влиянии космоса на Землю

существенно пополнились. И в этом есть заслуга российских ученых, в первую

очередь представителей русского космизма - А.Л. Чижевского, К.Э.

Циолковского, Л.Н. Гумилева, В.И. Вернадского и др.

Понять, оценить и выявить масштабы влияния космоса, и прежде всего

Солнца, на земную жизнь и ее проявления во многом удалось А.Л. Чижевскому.

Об этом красноречиво свидетельствуют названия его работ: “Физические

факторы исторического процесса”, “Земное эхо солнечных бурь” и т.п.

Ученые давно обратили внимание на проявления активности Солнца (пятна,

факелы на его поверхности, протуберанцы). Эта активность в свою очередь

оказалась связанной с электромагнитными и другими колебаниями мирового

пространства. А.Л. Чижевский, проведя многочисленные научные исследования

по астрономии, биологии и истории, пришел к выводу об очень значительном

влиянии Солнца и его активности на биологические и социальные процессы на

Земле (“Физические факторы исторического процесса”).

В 1915 г. 18-летний А.Л. Чижевский, самозабвенно изучавший астрономию,

химию и физику, обратил внимание на синхронность образования солнечных

пятен и одновременную активизацию боевых действий на фронтах первой мировой

войны. Накопленный и обобщенный статистический материал позволил ему

сделать данное исследование научным и убедительным.

Смысл его концепции, основанной на богатом фактическом материале,

состоял в доказательстве существования космических ритмов и зависимости

биологической и общественной жизни на Земле от пульса космоса. К.Э.

Циолковский так оценил труд своего коллеги: “Молодой ученый пытается

обнаружить функциональную зависимость между поведением человечества и

колебаниями в деятельности Солнца, и путем вычислений определить ритм,

циклы и периоды этих изменений и колебаний, создавая таким образом новую

сферу человеческого знания. Все эти широкие обобщения и мысли высказываются

Чижевским впервые, что придает им большую ценность и возбуждает интерес.

Этот труд является примером слияния различных наук воедино на монистической

почве физико-математического анализа”.

Лишь через много лет высказанные А.Л. Чижевским мысли и выводы о

влиянии Солнца на земные процессы были подтверждены на практике.

Многочисленные наблюдения показали неоспоримую зависимость массовых

всплесков нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний у людей при

периодических циклах активности Солнца. Прогнозы так называемых

“неблагоприятных дней” для здоровья - обычное дело в наши дни.

Интересна мысль Чижевского о том, что магнитные возмущения на Солнце в

силу единства Космоса могут серьезно сказываться на проблеме здоровья

руководителей государств. Ведь во главе большинства правительств многих

стран стоят немолодые люди. Происходящие на Земле и в Космосе ритмы,

конечно же, влияют и на их здоровье и самочувствие. Особенно это опасно в

условиях тоталитарных, диктаторских режимов. А если во главе государства

стоят аморальные или психически ущербные личности, то их патологические

реакции на космические возмущения могут привести к непредсказуемым и

трагическим последствиям как для народов свих стран, так и всего

человечества в условиях, когда многие страны обладают мощным оружием

массового уничтожение.

Особое место занимает утверждение Чижевского о том, что Солнце

существенно влияет не только на биологические, но и социальные процессы на

Земле. Социальные конфликты(войны, бунты, революции), по убеждению А.Л.

Чижевского, во многом предопределяются поведением и активностью нашего

светила. По его подсчетам, во время минимальной солнечной активности

происходит минимум массовых активных социальных проявлений в обществе

(примерно 5%). Во время же пика активности Солнца их число достигает 60%.

Многие идеи А.Л. Чижевского нашли свое применение в области

космических и биологических наук. Они подтверждают неразрывное единство

человека и космоса, указывают на их тесное взаимовлияния.

Весьма оригинальными были космические идеи первого представителя

русского космизма Н.Ф. Федорова. Он возлагал большие надежды на будущее

развитие науки. Именно она, по мнению Н.Ф. Федорова, поможет человеку

продлить его жизнь, а в перспективе сделать его бессмертным. Расселение

людей на другие планеты из-за большого скопления станет необходимой

реальностью. Космос для Федорова - активное поприще человеческой

деятельности.

Сегодня уже возникают и практические проблемы влияния человека на

космос. Так, в связи с регулярными космическими полетами есть вероятность

непреднамеренного заноса в космос, в частности на другие планеты, живых

организмов. Ряд земных бактерий способны подолгу выдерживать самые

экстремальные температурные, радиационные и иные условия существования.

Температурная амплитуда существования у некоторых видов достигает 600 град.

Как они себя поведут в иной неземной среде - предсказать невозможно.

В настоящее время человек начинает активно использовать космос для

решения конкретных технологических задач, будь то выращивание редких

кристаллов, сварка и другие работы. И уже давно получили признание

космические спутники как средство сбора и передачи разнообразной

информации.

Противоречия в системе: природа-биосфера-человек.

Взаимоотношения природы и общества нельзя рассматривать вне

противоречий, неизбежно возникающих и существующих между ними. История

совместного существования человека и природы представляет собой единство

двух тенденций. Во-первых, с развитием общества и его производительных сил

постоянно и стремительно расширяется господство человека над природой.

Сегодня это проявляется уже в планетарном масштабе. Во-вторых, постоянно

углубляются противоречия, дисгармония между человеком и природой.

Природа, несмотря на все бесчисленное многообразие своих составных

частей, есть единое целое. Именно поэтому воздействие человека на отдельные

части внешне покорной и мирной природы одновременно оказывают влияние,

причем независимо от воли людей, и на другие его составляющие. Результаты

ответной реакции бывают порой непредсказуемы, они плохо поддаются

прогнозированию. Человек распахивает землю, помогая росту полезных ему

растений, но из-за ошибок в земледелии смывается плодородный слой. Вырубка

лесов под сельхозугодья лишает почву достаточного количества влаги, и в

результате поля вскоре становятся бесплодными. Уничтожение хищников снижает

сопротивляемость травоядных и ухудшает их генофонд. Подобный “черный

список” локальных воздействий человека и ответной реакции природы можно

продолжать бесконечно.

Игнорирование человеком целостного диалектического характера природы

приводит к отрицательным последствиям как для нее, так и для общества. Об

этом в свое время прозорливо писал Ф. Энгельс: “Не будем, однако, слишком

обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам

мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия,

на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие,

непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают последствия

первых”.

Пробелы в общем уровне культуры, игнорирование поколениями людей

закономерностей и особенностей живого мира, к сожалению, печальная

реальность и сегодняшнего дня. Горьким свидетельством тому, как упорно

человек не желает учиться на собственных ошибках, могут служить обмелевшие

после вырубки лесов реки, засоленные в результате неграмотного орошения и

ставшие непригодными для земледелия поля, высохшие моря и т.д.

Отрицательным как для природы, так и для общества становится

бесцеремонное вмешательство человека в окружающую среду в наши дни, ибо

последствия его из-за высокого уровня развития производительных сил

зачастую носят уже глобальный характер и порождают глобальные экологические

проблемы.

Термин “экология”, впервые употребленный немецким биологом Э. Геккелем

в 1866 г., обозначает науку о взаимоотношениях живых организмов с

окружающей. Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только

взаимоотношениями животных и растений с их средой обитания

Однако, говоря сегодня о проблемах экологии (этот термин прочно вошел в

нашу жизнь в 70-х гг. XX столетия), мы фактически имеем в виду социальную

экологию — науку, изучающую проблемы взаимодействия общества и окружающей

среды.

Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к

критической. Первая Конференция ООН по окружающей среде в 1972 г.

официально констатировала наличие на Земле глобального экологического

кризиса всей биосферы. Сегодня налицо уже не локальные (региональные), а

глобальные (всемирные) экологические проблемы : уничтожены и продолжают

уничтожаться тысячи видов растений и животных; в значительной мере

истреблен лесной покров; стремительно сокращается имеющийся запас полезных

ископаемых; мировой океан не только истощается в результате уничтожения

живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов;

атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых норм. чистый

воздух становится дефицитом; на Земле практически нет ни одного квадратного

метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком

элементов.

С началом космических полетов проблемы экологии переместились и в открытое

космическое пространство. Неутилизированные отходы от космической

деятельности человека накапливаются в космосе, что также становится все

более острой проблемой. Даже на Луне американские астронавты обнаружили

многочисленные обломки и остатки от искусственных спутников Земли,

посланных туда в свое время человечеством. Можно уже сегодня говорить о

проблеме космической экологии. Не решен вопрос о влиянии космических

полетов на появление озоновых дыр в атмосфере Земли.

Возникла еще одна неведомая ранее проблема — экология и здоровье человека.

Загрязнение атмосферы, гидросферы и почвы привели к росту и изменению

структуры человеческих заболеваний. Появляются новые болезни, принесенные

цивилизацией: аллергические, лучевые, токсические. Происходят генетические

изменения в организме. В связи с крайне неблагоприятной экологической

ситуацией в крупных промышленных городах во много раз увеличилось число

заболеваний верхних дыхательных путей. Сверхвысокий ритм жизни и

информационные перегрузки привели к тому, что кривая сердечно-сосудистых,

нервно-психических, онкологических заболеваний сделала резкий скачок вверх.

Становится совершенно очевидной пагубность потребительского отношения

человека к природе лишь как к объекту получения определенных богатств и

благ. Для человечества сегодня жизненно необходимо изменение отношения к

природе и в конечном счете к самому себе.

Каковы же пути решения экологических проблем. Прежде всего следует перейти

от потребительского, технократического подхода к природе к поиску гармонии

с нею. Для этого, в частности, необходим ряд целенаправленных мер по

экологизации производства: применение природосберегающих технологий и

производств, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, а в

идеале — создание безотходных технологий замкнутого цикла, безвредных как

для природы, так и для здоровья человека. Необходим неумолимый жесткий

контроль за производством продуктов питания, что уже осуществляется во

многих цивилизованных странах.

Кроме того, нужна постоянная забота о поддержании динамического равновесия

между природой и человеком. Человек должен не только брать у природы, но и

отдавать ей (посадки лесов, рыборазведение, организация национальных

парков, заповедников и т.п.).

Однако ощутимый эффект перечисленные и другие меры могут принести лишь при

условии объединения усилий всех стран для спасения природы. Первая попытка

такого международного объединения была сделана в начале нашего века. В

ноябре 1913 г. в Швейцарии собралось первое международное совещание по

вопросам охраны природы с участием представителей 18 крупнейших государств

мира. Ныне межгосударственные формы сотрудничества выходят на качественно

новый уровень. Заключаются международные концепции по охране окружающей

среды, осуществляются различные совместные разработки и программы. Активна

деятельность "зеленых" (общественных организаций по защите окружающей среды

— "Гринпис"). Экологический интернационал Зеленого Креста и Зеленого

Полумесяца в настоящее время разрабатывает программу по решению проблемы

"озоновых дыр" в атмосфере Земли. Следует, однако, признать, что при весьма

различном уровне социально-политического развития государств мира

международное сотрудничество в экологической сфере еще весьма далеко от

желаемого и необходимого уровня.

Другой мерой, направленной на улучшение взаимоотношений человека и природы,

является разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов,

особенно энергетических источников, имеющих для жизни человечества

важнейшее значение. Подсчеты международных экспертов показывают, что если

исходить из современного уровня потребления, то запасов угля хватит на 430

лет, нефти —на 35 лет, природного газа — на 50. Срок, особенно по запасам

нефти, не такой уж и большой. В связи с этим необходимы разумные

структурные изменения в мировом энергобалансе в сторону расширения

применения атомной энергии, а также поиск новых, эффективных, безопасных и

максимально безвредных для природы источников энергии.

Еще одним важным направлением решения экологической проблемы является

формирование в обществе экологического сознания, понимания природы как

другого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для себя.

Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на

государственный уровень и проводиться с раннего детства.

С большим трудом, совершая мучительные ошибки, человечество постепенно все

больше начинает осознавать необходимость перехода от потребительского

отношения к природе к гармонии с ней.

обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный

уровень и проводиться с раннего детства.

Список используемой литературы.

Вернадский В,И. Философские мысли натуралиста. — М.:

Наука, 1988.

Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. — М.:

Наука, 1987.

Глобальная экологическая проблема. — М.: Прогресс, 1988.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М.: Прогресс, 1990.

Гумилев Л,Н. Этногенез и биосфера Земли. — М.: Танаис

ДИ-ДИК, 1994.

Казначеев В.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и

ноосфере. — Новосибирск: Наука, 1989.

Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-

политологический анализ//Вопр. философии. 1995. № 1.

Моисеев Н.Н. Человек и биосфера. — М.: Молодая гвардия,

1985.

Моисеев Я.Я. Человек и ноосфера. — М.: Молодая гвардия,

1990.

Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм. //Вопр. философии. 1991. №3.

Небел Б, Наука об окружающей среде: Как устроен мир. В 2-х т.-М.: Мир,

1993.

Русский космизм: Антология философской мысли./Сост.

С.Г. Семенова, А.Г, Гачева. — М.: Педагогика-Пресс, 1993.

Федоров Н.Ф. Сочинения. — М.: Мысль, 1982.

Филатов В.П, Живой космос: человек между силами земли

и неба// Вопр. философии. 1994. №2.

Циолковский К.Э. Грезы о Земле и небе. — Тула: Приок.

кн. изд-во, 1986.

Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. — М.: Паимс, 1992.

Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. 2-е изд. — М.:

Мысль, 1976.

Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. — М.: Мысль,

1995.

Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. — Калуга, 1924.

(Репринт. изд., 1994).

Экологические уроки прошлого и современность. — Л.: Наука, 1991.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.