бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьМетоды научного познания

Методы научного познания

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Процесс научного познания в самом общем виде представляет собой решение

различного рода задач, возникающих в ходе практической деятельности.

Решение возникающих при этом проблем достигается путем использования особых

приемов (методов), позволяющих перейти от того, что уже известно, к новому

знанию. Такая система приемов обычно и называется методом. Метод есть

совокупность приемов и операций практического и теоретического познания

действительности.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Каждая наука использует различные методы, которые зависят от характера

решаемых в ней задач. Однако своеобразие научных методов состоит в том, что

они относительно независимы от типа проблем, но зато зависимы от уровня и

глубины научного исследования, что проявляется прежде всего в их роли в

научно-исследовательских процессах. Иными словами, в каждом научно-

исследовательском процессе меняется сочетание методов и их структура.

Благодаря этому возникают особые формы (стороны) научного познания,

важнейшими из которых являются эмпирическая, теоретическая и

производственно-техническая.

Эмпирическая сторона предполагает необходимость сбора фактов и информации

(установление фактов, их регистрацию, накопление), а также их описание

(изложение фактов и их первичная систематизация).

Теоретическая сторона связана с объяснением, обобщением, созданием новых

теорий, выдвижением гипотез, открытием новых законов, предсказанием новых

фактов в рамках этих теорий. С их помощью вырабатывается научная картина

мира и тем самым осуществляется мировоззренческая функция науки.

Производственно-техническая сторона проявляет себя как непосредственная

производственная сила общества, прокладывая путь развитию техники, но это

уже выходит за рамки собственно научных методов, так как носит прикладной

характер.

Средства и методы познания соответствуют рассмотренной выше структуре

науки, элементы которой одновременно являются и ступенями развития научного

знания. Так, эмпирическое, экспериментальное исследование предполагает

целую систему экспериментальной и наблюдательной техники (устройств, в том

числе вычислительных приборов, измерительных установок и инструментов), с

помощью которой устанавливаются новые факты. Теоретическое исследование

предполагает работу ученых, направленную на объяснение фактов

(предположительное - с помощью гипотез, проверенное и доказанное - с

помощью теорий и законов науки), на образование понятий, обобщающих опытные

данные. То и другое вместе осуществляет проверку познанного на практике.

В основе методов естествознания лежит единство его эмпирической и

теоретической сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Их

разрыв, или преимущественное развитие одной за счет другой, закрывает путь

к правильному познанию природы - теория становится беспредметной, опыт -

слепым.

Методы естествознания могут быть подразделены на следующие группы:

,

1. Общие методы, касающиеся любого предмета, любой науки. Это различные

формы метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса

познания, все его ступени, например, метод восхождения от абстрактного к

конкретному, единства логического и исторического. Это, скорее,

общефилософские методы познания.

2. Особенные методы касаются лишь одной стороны изучаемого предмета или

же определенного приема исследования:

анализ, синтез, индукция, дедукция. К числу особенных методов также

относятся наблюдение, измерение, сравнение и эксперимент.

В естествознании особенным методам науки придается чрезвычайно важное

значение, поэтому в рамках нашего курса необходимо более подробно

рассмотреть их сущность.

Наблюдение - это целенаправленный строгий процесс восприятия предметов

действительности, которые не должны быть изменены. Исторически метод

наблюдения развивается как составная часть трудовой операции, включающей в

себя установление соответствия продукта труда его запланированному образцу.

Наблюдение как метод познания действительности применяется либо там, где

невозможен или очень затруднен эксперимент (в астрономии, вулканологии,

гидрологии), либо там, где стоит задача изучить именно естественное

функционирование или поведение объекта (в этологии, социальной психологии и

т.п.). Наблюдение как метод предполагает наличие программы исследования,

формирующейся на базе прошлых убеждений, установленных фактов, принятых

концепций. Частными случаями метода наблюдения являются измерение и

сравнение.

Эксперимент - метод познания, при помощи которого явления

действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Он

отличается от наблюдения вмешательством в исследуемый объект, то есть

активностью по отношению к нему. Проводя эксперимент, исследователь не

ограничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в

естественный ход их протекания путем непосредственного воздействия на

изучаемый процесс или изменения условий, в которых проходит этот процесс.

Специфика эксперимента состоит также в том, что в обычных условиях

процессы в природе крайне сложны и запутанны, не поддаются полному контролю

и управлению. Поэтому возникает задача организации такого исследования, при

котором можно было бы проследить ход процесса в «чистом» виде. В этих целях

в эксперименте отделяют существенные факторы от несущественных и тем самым

значительно упрощают ситуацию. В итоге такое упрощение способствует более

глубокому пониманию явлений и создает возможность контролировать немногие

существенные для данного процесса факторы и величины.

Развитие естествознания выдвигает проблему строгости наблюдения и

эксперимента. Дело в том, что они нуждаются в специальных инструментах и

приборах, которые последнее время становятся настолько сложными, что сами

начинают оказывать влияние на объект наблюдения и эксперимента, чего по

условиям быть не должно. Это прежде всего относится к исследованиям в

области физики микромира (квантовой механике, квантовой электродинамике и

т.д.).

Аналогия - метод познания, при котором происходит перенос знания,

полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой,

менее изученный и в данный момент изучаемый. Метод аналогии основывается на

сходстве предметов по ряду каких-либо признаков, что позволяет получить

вполне достоверные знания об изучаемом предмете.

Применение метода аналогии в научном познании требует определенной

осторожности. Здесь чрезвычайно важно четко выявить условия, при которых он

работает наиболее эффективно. Однако в тех случаях, когда можно разработать

систему четко сформулированных правил переноса знаний с модели на прототип,

результаты и выводы по методу аналогии приобретают доказательную силу.

Моделирование - метод научного познания, основанный на изучении каких-

либо объектов посредством их моделей. Появление этого метода вызвано тем,

что иногда изучаемый объект или явление оказываются недоступными для

прямого вмешательства познающего субъекта или такое вмешательство по ряду

причин является нецелесообразным. Моделирование предполагает перенос

исследовательской деятельности на другой объект, выступающий в роли

заместителя интересующего нас объекта или явления. Объект-заместитель

называют моделью, а объект исследования - оригиналом, или прототипом. При

этом модель выступает как такой заместитель прототипа, который позволяет

получить о последнем определенное знание.

Таким образом, сущность моделирования как метода познания заключается в

замещении объекта исследования моделью, причем в качестве модели могут быть

использованы объекты как естественного, так и искусственного происхождения.

Возможность моделирования основана на том, что модель в определенном

отношении отображает какие-либо стороны прототипа. При моделировании очень

важно наличие соответствующей теории или гипотезы, которые строго указывают

пределы и границы допустимых упрощений.

Современной науке известно несколько типов моделирования:

1) предметное моделирование, при котором исследование ведется на модели,

воспроизводящей определенные геометрические, физические, динамические или

функциональные характеристики объекта-оригинала;

2) знаковое моделирование, при котором в качестве моделей выступают

схемы, чертежи, формулы. Важнейшим видом такого моделирования является

математическое моделирование, производимое средствами математики и логики;

3) мысленное моделирование, при котором вместо знаковых моделей

используются мысленно-наглядные представления этих знаков и операций с

ними.

В последнее время широкое распространение получил модельный эксперимент с

использованием компьютеров, которые являются одновременно и средством, и

объектом экспериментального исследования, заменяющими оригинал. В таком

случае в качестве модели выступает алгоритм (программа) функционирования

объекта.

Анализ - метод научного познания, в основу которого положена процедура

мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части.

Расчленение имеет целью переход от изучения целого к изучению его частей и

осуществляется путем абстрагирования от связи частей друг с другом.

Анализ - органичная составная часть всякого научного исследования,

являющаяся обычно его первой стадией, когда исследователь переходит от

нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения,

состава, а также его свойств и признаков.

Синтез - это метод научного познания, в основу которого положена

процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему,

без чего невозможно действительно научное познание этого предмета. Синтез

выступает не как метод конструирования целого, а как метод представления

целого в форме единства знаний, полученных с помощью анализа. В синтезе

происходит не просто объединение, а обобщение аналитически выделенных и

изученных особенностей объекта. Положения, получаемые в результате синтеза,

включаются в теорию объекта, которая, обогащаясь и уточняясь, определяет

пути нового научного поиска.

Индукция - метод научного познания, представляющий собой формулирование

логического умозаключения путем обобщения данных наблюдения и эксперимента.

Непосредственной основой индуктивного умозаключения является

повторяемость признаков в ряду предметов определенного класса. Заключение

по индукции представляет собой вывод об общих свойствах всех предметов,

относящихся к данному классу, на основании наблюдения достаточно широкого

множества единичных фактов. Обычно индуктивные обобщения рассматриваются

как опытные истины, или эмпирические законы.

Различают полную и неполную индукцию. Полная индукция строит общий вывод

на основании изучения всех предметов или явлений данного класса. В

результате полной индукции полученное умозаключение имеет характер

достоверного вывода. Суть неполной индукции состоит в том, что она строит

общий вывод на основании наблюдения ограниченного числа фактов, если среди

последних не встретились такие, которые противоречат индуктивному

умозаключению. Поэтому естественно, что добытая таким путем истина неполна,

здесь мы получаем вероятностное знание, требующее дополнительного

подтверждения.

Дедукция - метод научного познания, который заключается в переходе от

некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям.

Умозаключение по дедукции строится по следующей схеме;

все предметы класса «А» обладают свойством «В»; предмет «а» относится к

классу «А»; значит «а» обладает свойством «В». В целом дедукция как метод

познания исходит из уже познанных законов и принципов. Поэтому метод

дедукции не позволяет | получить содержательно нового знания. Дедукция

представля- ^ ет собой лишь способ логического развертывания системы по- |

ложений на базе исходного знания, способ выявления конкретного содержания

общепринятых посылок.

Решение любой научной проблемы включает выдвижение различных догадок,

предположений, а чаще всего более или менее обоснованных гипотез, с помощью

которых исследователь пытается объяснить факты, не укладывающиеся в старые

теории. Гипотезы возникают в неопределенных ситуациях, объяснение которых

становится актуальным для науки. Кроме того, на уровне эмпирических знаний

(а также на уровне их объяснения) нередко имеются противоречивые суждения.

Для разрешения этих проблем требуется выдвижение гипотез.

Гипотеза представляет собой всякое предположение, догадку или

предсказание, выдвигаемое для устранения ситуации неопределенности в

научном исследовании. Поэтому гипотеза есть не достоверное знание, а

вероятное, истинность или ложность которого еще не установлены.

Любая гипотеза должна быть обязательно обоснована либо достигнутым

знанием данной науки, либо новыми фактами (неопределенное знание для

обоснования гипотезы не используется). Она должна обладать свойством

объяснения всех фактов, которые относятся к данной области знания,

систематизации их, а также фактов за пределами данной области,

предсказывать появление новых фактов (например, квантовая гипотеза М.

Планка, выдвинутая в начале XX в., привела к созданию квантовой механики,

квантовой электродинамики и др. теорий). При этом гипотеза не должна

противоречить уже имеющимся фактам.

Гипотеза должна быть либо подтверждена, либо опровергнута. Для этого она

должна обладать свойствами фаль-сифицируемости и верифицируемости.

Фальсификация- процедура, устанавливающая ложность гипотезы в результате

экспериментальной или теоретической проверки. Требование фальсифнцируемости

гипотез означает, что предметом науки может быть только принципиально

опровергаемое знание. Неопровержимое знание (например, истины религии) к

науке отношения не имеет. При этом сами по себе результаты эксперимента

опровергнуть гипотезу не могут. Для этого нужна альтернативная гипотеза или

теория, обеспечивающая дальнейшее развитие знаний. В противном случае

отказа от первой гипотезы не происходит. Верификация - процесс установления

истинности гипотезы или теории в результате их эмпирической проверки.

Возможна также косвенная верифици-руемость, основанная на логических

выводах из прямо верифицированных фактов.

3. Частные методы - это специальные методы, действующие либо только в

пределах отдельной отрасли науки, либо за пределами той отрасли, где они

возникли. Таков метод кольцевания птиц, применяемый в зоологии. А методы

физики, использованные в других отраслях естествознания, привели к созданию

астрофизики, геофизики, кристаллофизики и др. Нередко применяется комплекс

взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета. Например,

молекулярная биология одновременно пользуется методами физики, математики,

химии, кибернетики.

Наши представления о сущности науки не будут полными, если мы не

рассмотрим вопрос о причинах, ее породивших. Здесь мы сразу сталкиваемся с

дискуссией о времени возникновения науки.

Когда и почему возникла наука? Существуют две крайние точки зрения по

этому вопросу. Сторонники одной объявляют научным всякое обобщенное

абстрактное знание и относят возникновение науки к той седой древности,

когда человек стал делать первые орудия труда. Другая крайность - отнесение

генезиса (происхождения) науки к тому сравнительно позднему этапу истории

(XV - XVII вв.), когда появляется опытное естествознание.

Современное науковедение пока не дает однозначного ответа на этот вопрос,

так как рассматривает саму науку в нескольких аспектах. Согласно основным

точкам зрения наука -это совокупность знаний и деятельность по производству

этих знаний; форма общественного сознания; социальный институт;

непосредственная производительная сила общества; система профессиональной

(академической) подготовки и воспроизводства кадров. Мы уже называли и

довольно подробно говорили об этих сторонах науки. В зависимости от того,

какой аспект мы будем принимать во внимание, мы получим разные точки

отсчета развития науки:

- наука как система подготовки кадров существует с середины XIX в.;

- как непосредственная производительная сила - со второй половины XX в.;

- как социальный институт - в Новое время; /У^>

- как форма общественного сознания - в Древней Греции;

- как знания и деятельность по производству этих знаний -с начала

человеческой культуры.

Разное время рождения имеют и различные конкретные науки. Так, античность

дала миру математику, Новое время -современное естествознание, в XIX в.

появляется общество-знание.

Для того чтобы понять этот процесс, нам следует обратиться к истории.

Наука - это сложное многогранное общественное явление: вне общества наука

не может ни возникнуть, ни развиваться. Но наука появляется тогда, когда

для этого создаются особые объективные условия: более или менее четкий

социальный запрос на объективные знания; социальная возможность выделения

особой группы людей, чьей главной задачей становится ответ на этот запрос;

начавшееся разделение труда внутри этой группы; накопление знаний, навыков,

познавательных приемов, способов символического выражения и передачи

информации (наличие письменности), которые и подготавливают революционный

процесс возникновения и распространения нового вида знания - объективных

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.