бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьКурсовая работа: Изучение драмы в школе на примере пьесы А.Н. Островского "Гроза"

Эта работа в каждом конкретном случае носит специфиче­ский характер, но можно указать и ряд общих вопросов, кото­рые выясняются в обобщающей беседе о персонаже: Какова роль данного героя в общем потоке событий драмы? Каким внешне представляется этот герой? В каких сценах он наибо­лее выразительно и полно себя раскрывает? Известна ли нам его предыстория и как мы о ней узнаем? Какие мысли, взгля­ды, черты характера обнаруживает герой в диалогах и с кем ведет эти диалоги? Как характеризует героя его отношение к другим действующим лицам? Каков идейный смысл образа.

Необходимо определить подлинный конфликт, лежащий в основе драматургического произведения, чтобы у учащихся не создались ошибочные представления о нем. Так, им может показаться, например, что в пьесе Горького «На дне» конфликт — в столкновении интересов Наташи и Пепла, с одной стороны, и четы Костылевых — с другой. Между тем если б это было так, пьеса завершалась бы в третьем акте и четвертый был бы просто лишним. А конфликт пьесы — в столкновении мировоз­зрений, и исчезновение Луки, тоже в третьем акте, только под­черкивает продолжение духовной борьбы, борьбы со «спа­сительной» ложью, которая завершается в четвертом акте жиз­ненной проверкой «утешительства», крахом этой «философии», выявлением бесплодности и вредности распространяемых Лукой иллюзий.

Выявляя основной конфликт пьесы, учитель показывает уче­никам, что в существе этого конфликта выражается мировоз­зрение автора.

1.4.Завершающие уроки

Заключать изучение драматургических произведений необ­ходимо посещением театра, просмотром фильма или школь­ного спектакля.

Обсуждение спектакля потребует привлечения сценической истории изучаемого произведения и некоторых сведений из истории русского театра. О необходимости знакомить учащих­ся с важнейшими фактами из истории русского театра писали в своих работах мето­дисты. Сообщать эти сведения лучше всего в лекциях, пред­варяющих и заключающих изучение драматургических про­изведений.

 Беседа о про­смотренном спектакле переходит в рассказ учителя о сцениче­ской судьбе пьесы. Незачем излагать всю сценическую историю от постановки «Вишневого сада» во МХАТе до его постановки в «Современнике», важно показать, как различное сценическое интерпретирование может углубить авторский замысел или, наоборот, повредить ему. Следует отметить, как разнятся теа­тральные трактовки одной и той же пьесы в разное время, как зависят они от задач интерпретаторов.

Хорошо познакомить учащихся с постановкой произведений русской драматургии на сцене, с историей жиз­ни этого произведения в театре, с влиянием, ко­торое творчество русского драматурга оказывало на формиро­вание и становление драматургии.

Подводя беседу о просмотренном спектакле, учитель пред­ложит ученикам примерно такие вопросы: Насколько внешность исполнителей ролей соответствует вашему зрительному пред­ставлению о героях? В каких сценах наиболее полно и ярко раскрывают актеры главные черты героев? Какими средствами внешней выразительности актеры обращают наше внимание на эти черты? Какую роль сыграли музыка, декорации и свет в раскрытии замысла произведения? С чем в спектакле мы не можем согласиться? И др.

Таким образом, методы и приемы работы, применяемые при изучении драматургических произведений, не разнятся от методов и приемов, применяемых при анализе эпических и ли­рических произведений, но соотношение их несколько иное. В связи с этим необходимо рассмотреть на конкретных при­мерах, как варьируются методы и приемы работы, используе­мые при изучении драматургических произведений, в зависи­мости от особенностей восприятия их, целей и задач изучения.

1.5.Вопросы теории литературы

Приступая к изучению драматических произведения  учащиеся располагают не­которыми знаниями по теории литературы. Они знако­мились с такими понятиями, как образ и образное отра­жение жизни в художественном произведении, идея и ее воплощение в системе образов, композиция и сюжет ли­тературного произведения. Естественно, что эти знания еще неустойчивы. Их следует постоянно закреплять, уг­лублять, расширяя одновременно круг новых теоретико-литературных понятий.

«Тип» и «типическое отражение жизни» — самые сложные и в то же время очень важные понятия, от пра­вильного усвоения которых зависит успешное изучение всех последующих художественных произведений, преду­смотренных программой старших классов.

Впервые ставя перед учащимися проблему типиче­ского характера, представляется целесообразным оста­новить их внимание главным образом только на общем и индивидуальном как диалектическом единстве типическо­го образа. Всестороннее и более глубокое рассмотрение этого вопроса должно осуществляться в процессе изуче­ния образов героев на последующих этапах историко-ли­тературного курса.

Чтобы учащиеся поняли отмеченные выше признаки типического характера, необходимо, во-первых, дать раз­вернутый комментарий к пьесе соотнести со­держание драмы с исторической действительностью. Этот вид работы знаком учащимся по «Слову о полку Игореве».

Во-вторых, показать своеобразие драматического ро­да, определить его отличительные признаки, иначе труд­но довести до учеников особенности приемов типизации героев пьесы.

«Пьеса не допускает столь свободного вмешательства автора, в пьесе его подсказывания зрителю исключаются. Действующие лица пьесы создаются исключительно и только их речами, то есть чисто речевым языком, а не описательным. Это очень важно понять...»Эта выдержка из статьи Горького «О пьесах» приво­дится вовсе не для того, чтобы учитель непременно про­читал ее в классе. Надо донести до учащихся мысли Горького, сравнив пьесу с эпическими произведениями, изученными в курсе литературного чтения (например, с «Песней о вещем Олеге» Пушкина).

Закономерности построения драматического произве­дения могут быть глубоко поняты учащимися только в процессе умело организованного анализа пьесы. Своеобразие жанра требует особой организации классной работы. Опыт показывает, что учащиеся с ин­тересом изучают пьесу в том случае, когда большая часть ее читается и комментируется в классе. При этом пояс­нения учителя не должны сводиться только к историче­скому и лингвистическому комментарию. В процессе чте­ния накапливается материал для характеристики дейст­вующих лиц, ведутся наблюдения за речью героев и ре­марками автора, анализируется сюжет и композиция пьесы.

Однако известно, что в драматическом жанре разви­тие действия приобретает особое значение как для рас­крытия характера героя, так и для раскрытия идейной проблематики пьесы. Поэтому, следуя за сюжетом, нуж­но выяснить, как тот или другой персонаж действует в соответствующей обстановке, как раскрывается его лич­ность в столкновении с другими действующими лицами, в речи и т. д.

При этом весьма важно, чтобы учащиеся сами про­слеживали построение пьесы. Ведь они уже знают, что такое композиция художественного произведения и каково ее значение в раскрытии идейного замысла писате­ля. Правда, они имеют очень смутное представление о композиции именно драматического произведения. Учи­тель, опираясь на текст, поясняет, что такое экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Учащиеся, как правило, работают с увлечением в клас­се и дома.

После того как учащиеся проследят развитие сюже­та, познакомятся с композицией пьесы, учитель, обобщая накопленный материал, раскроет, анализируя, образы, первые признаки типического характера.

В типическом образе-характере непременно отражается общее и неповторимое, общественное и лич­ное. Этого сплава общего и индивидуального мы не най­дем в образах положительных персонажей пьесы. Они построены по правилам классицизма.

Чтобы углубить понятие о типическом образе-харак­тере, целесообразно сравнить приемы изображения отри­цательных героев с приемами изображения положитель­ных персонажей в пьесе.


Глава 2.Специфика изучения пьесы А.Н.Островского

2.1. Методические исследования о преподавании пьесы А.Н.Островского «Гроза»

При изучении пьесы А. Н. Островского «Гроза» необходимо поставить следующие нравственные проблемы: нравствен­ные качества самодуров как признак их приближающейся гибели; безволие, уступчивость самодурам—условия для их процветания; разоблачение семейного гнета; борьба за чело­веческое достоинство; гибель Катерины как ее нравственная победа над «темным царством».

Творчество А. Н. Островского приходится на 40—70-е годы XIX в., когда реакция сменилась демократическим движением 60-х годов, а затем снова пришло время политических реп­рессии и засилья реакционных идей.                      

Герои его пьес — купцы, чиновники, актеры, исторические деятели, сказочные герои. Это ханжи, самодуры, невежды и люди с большим талантом, богатой поэтической душой, щед­рым сердцем.

Как ни парадоксально, но многие, хотя и на­зывают Островского создателем русского национального теат­ра, не знают ни одной его пьесы, кроме «Грозы»

Но и пьеса «Гроза», особенно образ Катерины, вызывает много противоречивых суждений. Причина этого кроется в неисторическом подходе к их анализу. Следовательно, нужно больше внимания уделить тем условиям, в которых приходилось жить героям Островского и которые так выразительно названы Доб­ролюбовым «темным царством».

Основное внимание рекомендуется обратить на характери­стику «темного царства» с точки зрения его материальных и нравственных основ. По словам Н. А. Добролюбова, развра­щающее влияние «темного царства» настолько сильно, что даже самые неспособные заражаются духом самодурства.

В этой обстановке главная героиня драмы «Гроза» сразу выделяется своей искренностью и эмоциональностью, несмо­тря на ее необразованность и религиозность. Добролюбов посвящает Катерине достаточно страниц своей статьи «Луч света в «темном царстве».

Наиболее полно исследована пьеса «Гроза» А. И. Ревякиным (А. И. Ревякин. «Гроза» А. Н. Островского. М., Учпедгиз, 1962). В книге затронуты вопросы создания пьесы, поисков средств выразительности, дан анализ дей­ствующих лиц, прослежена история постановок. Учитель мо­жет рассказать школьникам о том, что Академия наук при­судила А. Н. Островскому за «Грозу» большую Уваровскую премию, а композитор В. Н. Кашперов создал оперу на либ­ретто Островского. Все это должно способствовать появле­нию интереса к творчеству и личности драматурга.

2.2. Тематическое планирование  по пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Определяя путь изучения Островского в школе, мы преж­де всего решаем для себя, каким бы мы хотели запечатлеть его в сознании учащихся, какой круг знаний мы хотим им дать. При этом, конечно, нельзя говорить о каких-то канонах в рабо­те над темой. Различны системы уроков. Многообразны приемы и методы. Мы рассказываем об одном из путей, оправдавших себя на практике.

Драма «Гроза», предлагаемая для текстуального изучения, дает возможность поставить ряд проблем, интересных для уче­ников сегодня, проблем, которые потребуют глубокого вчитывания в тексты, раздумий. Однако девятиклассники должны уви­деть пьесу и глазами современников Островского, понять за­мысел драматурга.

Идейно-художественный замысел драматурга в этой пьесе воплощается прежде всего в образе Катерины, поэтому характер Катерины—в Центре внимания в течение всей нашей ра­боты. Именно в этом образе заключены огромные возможности воспитательного воздействия пьесы Островского.

Специального урока для работы над отрывком из статьи Н. А. Добролюбова не выделяется. На первом уроке учитель расскажет о статье в целом, затем в разных формах статья привлекается в процессе изучения всей пьесы.

Работа над драматическим произведением должна быть по­строена так, чтобы помочь ученикам восполнить в своем воо­бражении при чтении то, что делают в театре режиссер, актер, декоратор. Ученику дается возможность самому представить и, опираясь на текст пьесы, нарисовать отдельную сцену, распо­ложение действующих лиц, их поведение, обстановку. Возмож­но и широкое привлечение воспоминаний о сценическом вопло­щении пьесы. Сопоставление различных трактовок всегда про­буждает мысль и воображение ученика.

При изучении драматического произведения большое значе­ние имеет чтение по ролям, прослушивание магнитофонных за­писей и пластинок. Практически все выделенные для работы явления должны прозвучать в классе.

Пожалуй, не требует доказательств положение, что наибо­лее целесообразная последовательность изучения драматическо­го произведения—работа по действиям. Но ясно и то, что не может быть сплошного, одинакового подробного изучения тек­ста, которое в конце концов разрушает целостность впечатления. Поэтому необходим отбор явлений и выдвижение в каждом ак­те центральной проблемы. Некоторые из выдвинутых проблем могут относиться не только к данному акту, но и ко всей пьесе в целом. Постановка таких проблем в связи с определенным действием объясняется тем, что в нем они звучат особенно от­четливо. Конечно, при обсуждении их привлекается материал из других действий. Вообще следует сказать, что работа над отдельными действиями не может идти плодотворно, если уче­ники не имеют представления о пьесе в целом. Исходя из ска­занного, предлагаем такую систему уроков:

1-й урок. Островский—создатель русского национального театра.

2-й урок. «Гроза» в восприятии учащихся. Вступительная бе­седа к «Грозе». Споры вокруг «Грозы».

3-й урок. Обзор пьесы в целом.

4-й урок. Неизбежность конфликта. (Работа над I дейст­вием.)

5-й урок. Компромисс или бескомпромиссность? (Работа над II действием.)

6-й урок. На чьей стороне драматург? (Работа над III дей­ствием.)

7-й урок. Сила или слабость характера? Победа или пора­жение? (Работа над IV—V действиями.)

2.3. Конспекты уроков по изучению пьесы А.Н.Островского «Гроза»

1-й урок. А. Н. Островский—создатель русского нацио­нального театра

Главная часть урока посвящается лекции учителя о взгля­дах Островского на театр. Однако очень важно, чтобы ученики увидели подлинное новаторство драматурга, стали в своем во­ображении зрителями и читателями середины прошлого века.

Трудно понять, как велико было впечатление от первых пьес Островского, если не представить, как необычны были они в ре­пертуаре той поры, состоявшем преимущественно из пустых во­девилей и переводных душещипательных мелодрам.

И сразу же после появления первых пьес Островского вспых­нули горячие споры. Выражались две противоположные точки зрения. «Воплощенная .правда», «На сцене началась новая  эра»,—говорили с восторгом одни, другие возмущались, счи­тали, что успех комедий Островского и «восторг публики» дока­зывают «совершенное падение искусства и вкуса». «Сцена про­воняла полушубком Островского», «Надеть на актеров поддев­ку и смазные сапоги—еще не значит сказать новое слово».

В 1859 году после выхода в свет двухтомного собрания со­чинений Островского появилась знаменитая статья Добролюбо­ва «Темное царство». Эта статья была поворотной и решаю­щей в оценке Островского русским обществом.

Домашнее задание к следующему уроку может быть раз­личным. В некоторых классах—сочинение на тему «Мои впе­чатления от Катерины Кабановой». В других предлагались во­просы, на которые надо было ответить письменно:

1. Кто из героев пьесы больше всех вызывает вашу симпа­тию?

2. Как вы объясняете развязку драмы?

3. Почему Остров­ский назвал свою пьесу «Гроза»?

2-й урок. «Гроза» в восприятии учащихся.  Урок начинается с чтения некоторых сочинений или пись­менных ответов на вопросы, выполненных дома.

В сочинениях «Ваши мысли о Катерине» большинство уча­щихся не оценивают этот характер положительно. Девятикласс­ники не могут примириться с тем, что Катерина кончает жизнь самоубийством. Они не видят в смерти Катерины моральной победы над темным царством. Их возмущает, -что Катерина покорилась Кабанихе, «раскаялась», «умирает», а Кабаниха «остается». «Все же характер у нее неустойчивый и слабый»,— заключают некоторые из них. Отрицательное отношение вызы­вают у школьников и религиозность Катерины и ее экзальти­рованность. Многие обвиняют Катерину в том, что «она изме­нила мужу, который был неплохим человеком», некоторые срав­нивают Катерину с Татьяной Лариной, считая героиню Остров­ского гораздо ниже в моральном отношении». В сцене с Бори­сом Катерина кажется неестественной и даже «ломакой». Резко отрицательное отношение вызывают последние монологи. Очень немногие отмечают поэтичность Катерины. И совсем мало гово­рят о красоте героини, внешней и внутренней.

Основной причиной неправильного понимания характера Ка­терины при самостоятельном чтении, а отсюда и неверной оцен­ки ее является психологическая сложность образа; ее характер кажется ученикам противоречивым, ее переживания, внутрен­ний конфликт им глубоко чужды. Кроме того, в возрасте 15— 16 лет подростки очень прямолинейно определяют понятие «положительный герой». Мешает верному пониманию характера Катерины и недостаточность у учащихся исторических пред­ставлений; знания их об эпохе поверхностны, схематичны.

Все это учитывается в процессе работы над пьесой.

Прослушав несколько сочинений или же письменных отве­тов на вопросы, словесник не стремится на данном этапе обо­стрить точки зрения и вызвать спор. Начинается беседа о ха­рактерных чертах эпохи, в которую создавалась «Гроза», о раз­межевании русского общества, о проблемах, волновавших его в то время. При этом выделяются два вопроса: о русском на­циональном характере и об эмансипации женщин.

Затем идет речь об истории создания «Грозы», о статье Добролюбова «Темное царство».

Заканчивает свой рассказ учитель примерно так:

«После спектакля появились рецензии. Как вы думаете, по каким линиям шли рецензии?»

Ученик. Оценка либералов и оценка революционных де­мократов.

Учительница. Все эти оценки стоят в тесной связи с во­просом о русском национальном характере, о том, каков он. типичное ли явление отразил Островский. Консервативные, да и либеральные, критики говорили, что Островский показал не­типичное явление, что Катерина бросилась в воду не потому, что таковы условия жизни, а потому, что она по природе такая. Они подняли крик, что Островский отразил жизнь маленького захолустного городка, нетипичную для всей России.

Революционные демократы утверждали обратное; от их име­ни выступил Добролюбов. Он писал, что Островский изобразил не частный случай, а типичное явление русской жизни. Но главные споры разгорелись вокруг характера Катерины. Что это за характер? Слабый или сильный?

У некоторых критиков на первый план в ее характере вы­двигалась экзальтированность, религиозность, переходящая в мистицизм, впечатлительность. Характер ее объявлялся слабым, а трагический конец ее был, по мнению этих критиков, след­ствием особенностей ее натуры: «Катерина—женщина высоких поэтических порывов, но вместе с тем и преслабая». В противо­вес критикам либерально-консервативного лагеря Добролюбов доказывал, что характер Катерины «сосредоточенно решителен и самоотвержен в том смысле, что для него лучше гибель, не­жели жизнь при таких началах, которые еще противны, что это «решительный, цельный русский характер». В то же время— «светлый, любящий, созидательный, идеальный».

Наша задача—выяснить в процессе всей работы над пье­сой, кто прав в оценке Катерины. Каким задумал характер Катерины сам драматург? Размышления над этим вопросом заставят учеников вчитаться в драму и таким образом углубить или изменить свое первоначальное суждение о Катерине, свое отношение к ней.

Домашнее задание: Прочитать по хрестоматии отры­вок из статьи Добролюбова «Луч света в темном царстве», дать письменные ответы на вопросы:[5,89]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.