бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьКурсовая работа: Изучение драмы в школе на примере пьесы А.Н. Островского "Гроза"

Но не всегда замечают ученики, что в знаменитом монологе с ключом Катерина, говоря о себе, связывает свою долю с до­лей всех русских женщин из народа. «Ах, горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плаче г, а пуще всех мы, бабы». В простых словах Катерины, где «маюсь» становится синони­мом слова «живу», показана тяжелая доля русской жен­щины.

Монолог с ключом полон разнообразных оттенков чувств и настроения. Отчаяние, ужас, страх сомнения побеждаются не­преодолимым стремлением к счастью.

Домашнее задание. 1. Как Островский заставляет зри­теля, смотрящего 3-е действие, оправдать Катерину? 2. В чем значение 1-й сцены для понимания последующих событий?

3. Подготовить чтение по ролям диалогов Феклуши и Кабанихи, Дикого и Кабанихи и дать к ним комментарии. Сравнить речь Дикого в I и III действиях.

6-й урок. На чьей стороне драматург? (Работа над III дей­ствием.)

Островский все делает для того, чтобы зритель не только разумом, но и сердцем оправдал Катерину. Все действие пост­роено на контрастах. Контрастны 1-я и 2-я сцены. В 1-й— жизнь Калинова с произволом купцов, темнотой и жестокими 'нравами; во 2-й—ночной Калинов.

Контрасты и во 2-й сцене. Беззаботная и простая любовь Кудряша и Варвары подчеркивает сложность любви Катерины и Бориса. На сцене почти все время звучит песня. Песня часто входит в пьесы Островского, который считал, что хорошая пес­ня не только вызывает симпатию к исполнителю, но говорит о самом человеке. И то, что Варвара и Кудряш поют широкие, удалые песни, — свидетельство их положительной оценки дра­матургом. Знаменитая актриса Садовская—исполнительница роли Варвары,—казалось, в этой сцене «дышала песней, а не пела ее, как поют все, у нее сердце стучало песней». Красота природы и песни в этой картине подчеркнута репликой Бориса:

«Точно я сон какой вижу! Эта ночь, песня, свидания!» Они уси­ливают мотив всей картины—торжество жизни, любви. Но не может быть прочным счастье Катерины.

Предлагаем ученикам подумать, какие преграды стоят на пути Катерины к счастью. В беседе устанавливаем, что, поми­мо чисто внешних препятствий, есть непреодолимые преграды в самом характере Катерины. Страх греха, ужас перед геенной огненной еще вернутся к ней—старое не уходит мгновенно. Но не только это—честная, цельная Катерина никогда не сможет жить двойной жизнью.

Мы начали разговор со 2-й сцены, полной подлинного дра­матизма. С какими мыслями и чувствами остается зритель пос­ле 1-й сцены? Вспомним ее. В чем ее значение? Ученики чита­ют подготовленное дома 1-е явление III действия.

Разговор с Феклушей посвящен вопросам «общественной» жизни. По существу, Феклуша излагает взгляды «темного цар­ства» на общественную жизнь. Кабаниха преимущественно слу­шает, но отдельные реплики ее показывают полное доверие к словам странницы. Кабаниха настолько невежественна; что ее не смущает несообразность речей Феклуши. Даже то, что «вре­мя приходит в умаление», удивляет Кабаниху только в первый момент. Затем она быстро удовлетворяется разъяснениями Фек­луши. И смеется зритель над рассуждениями странницы, и страшно ему от темноты и суеверий.

Ученики в лицах читают сцену «Дикой и Кабаниха».

Пьяный Дикой бродит по городу, наводя на всех ужас. «Напившись», он идет к куме. Она одна может разговорить его сердце—так мотивировано появление Дикого у дома Кабанихи. О подробностях его «путешествия» по городу мы можем су­дить по первым репликам в разговоре с Кабанихой. Дикой еще «не перестроился», увидев Кабаниху, он продолжает с ней го­ворить, так, как обычно. Каждая фраза—окрик, утверждение своего права на произвол. «А кто же мне запретит?» Цель— запугать вопросами. На них никто не смеет ответить, но все должны чувствовать трепет перед Диким.

Отпор Кабанихи, сознание того, что ее не запугаешь, сразу приводят Дикого в себя. «Самодур дуреет, ломается, артачится, пока не встретит себе противодействия» (Добролюбов).

Начинается разговор, в котором Дикой никого не устрашает и стремится быть откровенным. Этот разговор показывает, что возможность благодаря богатству безнаказанно издеваться над людьми, бесправие и покорность его жертв извратили понятия Дикого о себе и об окружающих.

Привычка к своеволию разучила Дикого мотивировать свои поступки. «Никакого дела нет—а я хмелен, вот и все» и т. д.

В состязании самодуров преимущество остается на стороне Кабанихи. Спокойно и насмешливо ведет разговор с Диким Ка-баниха. Она видит кума насквозь. Кабаниха, только что серь­езно слушавшая рассказы Феклуши, здесь умна и наблюда­тельна. И может быть, многие из первых зрителей «Грозы», встречавшие не раз диких, феклуш, кабаних в жизни, теперь, смеясь над ними в театре, узнали им настоящую цену и в то же время всем сердцем ощутили трагедию Катерины.

Дома учащиеся обдумывают вопросы:

1. Почему Островский местом 4-го действия избрал старую, полуразрушенную галерею? 2. Какой смысл имеет здесь «гроза»? 3. Какое место в идейном содержании драмы занимает диалог Кулигина и Дикого?

7-й урок. Сила и слабость характера? Победа или пора­жение? (Работа над IV—V действиями.)

IV действие происходит в узкой галерее со сводами старин­ной, начинающей разрушаться постройки. Мрачные развалины, тяжелые удары грома, темнота и невежество' людей создают гнетущее впечатление. Кажется, нет просвета в «темном царст­ве». Но диалог Кулигина и Дикого говорит о том, что идет борьба между мраком и светом. Этот диалог—знамение вре­мени, он воссоздает атмосферу тех лет. На Кулигина не дейст­вуют обычные для Дикого методы устрашения. Грубому высо­комерию самодура он противопоставляет чувство человеческого достоинства, гордость своим честным именем. «А я вам вот что доложу, ваше степенство: «И в рубище почтенна добродетель!» Воинствующему невежеству купца противостоит вера в науку, в силу человеческого разума.

Однако сцена говорит и о слабости Кулигина. Он верит в си­лу убеждения. А разговор его с Диким показывает, что прось­бами и уговорами не победить диких и кабаних.

Напряженность действия нарастает. Катерина еще не появи­лась на сцене, но из разговора Варвары и Бориса зритель уз­нает о ее душевном состоянии. Входят Кабанов, Кабанова и Катерина. Зритель чувствует: должно произойти что-то страш­ное. Об этом свидетельствуют реплики действующих лиц.

Признание Катерины—кульминация. Но не о слабости Ка­терины говорит оно. Понадобилось много внешних толчков, что­бы вырвать его из уст женщины. Разразилась страшная гроза, которой она всегда боялась, она увидела Бориса, потом услы­шала кем-то случайно сказанные слова: «...гроза даром не прой­дет», затем пророчество барыни. И наконец, самое страшное для Катерины, когда она видит изображение геенны огненной.

И опять, как в предыдущем действии. Островский, застав­ляет зрителя в этот страшный для Катерины момент быгь на ее стороне, сочувствовать ей. Ее жалеет Варвара, и даже Ти­хон пытается помочь ей.

И все же в конце IV действия зрителям кажется, что Ка­терина сломлена, что в ее душе победит страх греха.

И вот начинается V действие. Учитель ведет беседу по во­просам: какие возможные «выходы» намечает Островский? Ка­кой из них был бы победой Кабанихи? Почему можно счи­тать, что борьба в драме закончилась поражением Кабанихи? Кто виноват в гибели Катерины?

Из разговоров Тихона и Кулигина, из слов самой Катерины мы узнаем о той жизни, которую создала ей Кабаниха. Зная Кабаниху, зритель понимает, что ей важно не только заставить мучиться Катерину, ей надо наказать непокорную так, чтобы другим неповадно было. А происходит обратное—семья Каба­нихи разваливается.

А Катерина — что могло ожидать ее дальше? Островский намечает возможные для Катерины выходы и тут же показы­вает их неосуществимость.

Кулнгин советует Тихону простить Катерину и не поминать никогда о ее проступке. Но это немыслимо—слишком безво­лен Тихон: «...я-то бы ничего, а маменька-то... разве с ней сго­воришь!..»

Катерина просит Бориса взять ее с собой. Но он отступает от нее. И причина не только в законах и нравах царской Рос­сии, но и в самом характере Бориса: «Нельзя мне. Катя, не по своей я воле еду...»

Смириться, терпеть, принять страдание при жизни. Медлен­ное увядание в результате постоянных истязаний и издева­тельств Кабанихи. Как раз это нужно для полного торжества «порядка» Кабанихи. «Загнать в гроб...»—победа Кабанихи. Но Катерина не может жить в неволе. «Куда теперь? Домой

идти? Нет, мне, что домой, что в могилу—все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше...» Нена­висть к неволе у нее сильнее страха перед грехом.

Последние монологи Катерины полны печали и душевного благородства. Даже горе не делает ее эгоистичной. Прощаясь с Борисом, она ни о чем не просит, стремится его успокоить, во всем винит себя.

В этих же монологах Островский показывает, что и послед­нее страшное испытание не убило любви Катерины к жизни. Уходя из жизни, она продолжает страстно любить ее. В ее во­ображении возникает весна—время пробуждения природы, тор­жества жизни. Все у нее светлое, радостное—и травы, и дож­дичек, и цветочки.

Но самоубийство—незамолимый грех, путь в геенну огнен­ную. О самоубийцах нельзя даже молиться. Все эти мысли про­бегали в сознании Катерины: «Грех! Молиться не будут?»— задает она вопрос и твердо отвечает: «Кто любит, тот будет молиться...» В предсмертные минуты Катерина разрывает по­следние путы темного царства — страх перед грехом. Не раз­лука с Борисом заставила Катерину сделать последний шаг к обрыву, а самая страшная для нее мысль, что ее поймают... да вернут домой насильно, где и люди противны, и дом противен, и стены противны.

Развязка семейной драмы Кабановых происходит на улице, становится гласной. Таким образом, семейная драма приобрета­ет общественное звучание, выносится на общественный суд, и этот суд не только на сцене, но и в зрительном зале.

Среди тем, предлагаемых нами для домашнего сочинения, завершающего изучение пьесы, были:

1. Темы, рассчитанные на анализ пьесы в целом, на выяс­нение идейно-художественного замысла: «Гроза»... самое ре­шительное произведение Островского» (Добролюбов), «В «Гро­зе» есть... что-то освежающее и ободряющее» (Добролюбов). «Положительный идеал Островского в «Грозе», «На чьей сто­роне драматург?», «Смысл заглавия «Гроза», «Поражение Ка-банихи», «Островский—обличитель темного царства», «В «Гро­зе» особенно видна необходимость так называемых «ненужных лиц» (Добролюбов) и т. д.

2. Темы, побуждающие сосредоточиться на характере Кате­рины: «Характер Катерины соответствует новой фазе нашей на­родной жизни» {Добролюбов), «Характер Катерины составляет шаг вперед... во всей нашей литературе» (Добролюбов), «Ду­шевное богатство Катерины», «Сильный или слабый харак­тер?», «Представление о Катерине у других действующих лиц и понимание этого характера зрителями наших дней».

3. Темы, предполагающие анализ отдельного акта: «4-й акт— кульминация пьесы», «Пятый акт «Грозы» составляет апофеозу этого характера» (Добролюбов) и т. д.

Заключение

Воспитание хорошего читателя связано именно с развитием способности понимания своеобразия читае­мого   произведения,   творческой   индивидуальности писателя. И чем шире и разнообразнее круг сознатель­ного чтения, при котором читатель воспринимает и оценивает различные идейно-эстетические и стилисти­ческие особенности авторов, тем глубже будет его ли­тературное развитие, понимание общих законов художественного творчества.

Усвоение каждого художественно ценного литератур­ного произведения оказывает влияние на развитие читателя. Каждая ступень в обучении связана с расширением и углублением развития учащихся.

В чем же заключается литературное развитие уча­щихся, их рост и совершенствование в процессе изуче­ния литературных произведений?

Литературное развитие нередко понимается как сте­пень знакомства с художественной литературой, разно­сторонность литературной образованности.   Широко начитанного человека называют в этом смысле литера­турно развитым. Однако едва ли целесообразно в этом смысле пользоваться термином «литературное развитие», так как это совпадает с понятиями «круг знаний», «сте­пень знания литературы».

В процессе  изучения литературы осуществляется, конечно, развитие не только собственно литературное, но и нравственное, и общеэстетическое, тесно, органиче­ски связанные одно с другим. Это развитие дают чаще всего уроки литературы, где дети приобщаются к миру исскуства. А именно драматические произведения тесно связывают и литературу ,и театр.


Литература

  1. Владимиров С. Действие в драме – М.: Просвещение, 1972. – 127с.
  2. Голубков В.В. Методика преподавания литературы: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1995 -647с.
  3. Зепалова Т.С. За творческое изучение литературы. – М.: просвещение, 1968. -171с.
  4. Карягин А.А. драма, как эстетическая проблема. – М.: Просвещение, 1974. – 520с.
  5. Корст Н.О. Анализ драматического произведения // Преподавание литературы в старших классах: Сб. статей. – М.: Просвещение, 1983. – С.172-176.
  1. Медведев В.П. Пьесы А.Н.Островского в школьном изучении. – М.: Просвещение, 1971.- 144с.
  2. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 166-176.
  3. Методика преподавания литературы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов  по специальности №2101 «Рус. яз. и литература» / Под ред. З.Я. Рез – М.: Просвещение, 1977 – С.230-243.
  4. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов. – М.: Просещение, 1971. – С.162-165
  5. Попов А. Спектакль и режиссер. – М.: Просвещение, 1961. – С.15
  6. Практикум по методике преподавания литературы: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред.О..Ю Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С.82-88.

Тема:Нравственный облик Катерины в драме А.Н. Остров­ского «Гроза»

 Метод: эвристическая беседа в сочетании с другими дидактическими приёмами.

Цель урока -создать целостное представление о нравственном облике ге­роини драмы «Гроза» - Катерины.

Оборудование:запись на доске: «Кто, по-вашему, Катерина - беззащитная жертва «темного цар­ства» или человек, сопротивляющийся ему»?

Возможны другие варианты задания. Например: Какие ка­чества характера Катерины проявляются в ее трагическом кон­фликте с «темным царством»? Или: Что такое самоубийство Ка­терины - протест? Невозможность жить под гнетом Кабанихи? Взрыв религиозной души, не снесшей тяжести греха?

                                                            Ход урока

I Орг. Момент

II.Беседа

1. Что такое жертва?

-Униженный, "погубленный человек".

2. Какие качества мы, прежде всего, связываем с поняти­ем "человек, сопротивляющийся унижению"?

-Независимость, воля, чувство человеческого достоинства.

-Доброта, уважение других людей.

3. Катерина в семье Кабанихи - жертва или человек сопротивляющийся?

- Скорее жертва.

4. Разберемся. Мог кто-либо защитить Катерину в семье?

- Мог Тихон. Но безвольного, забитого Тихона Кабаниха не пустила даже вытащить труп Катерины из реки. Где уж ему было защищать ее от коварства свекрови?

А Варвара?

- Она хотела помочь, но защитить не могла, так как в семье тоже голоса не имела. Утешить могла, но по-своему. И, спасаясь бегством от матери, думала только о себе.

- Может быть, в городе кто-либо мог защитить Катерину?

- Борис. Но он соглашался со своим рабским, зависимым положением и лишь жаловался на самодурство Дикого, а не протестовал. Помочь Катерине он не мог.

- Кудряш?

- Кудряш, окажись на месте Бориса, мог бы защитить Катерину, так как не подчинялся Дикому.

- Нет, и Кудряш вряд ли осмелился бы: Катерина была замужней женщиной и уехать с ней куда-либо - значит идти на скандал. И полиция могла насильно вернуть ее мужу.

- Да, для этого надо было любить Катерину так, как она любила Бориса: самоотверженно. Не забывайте о Кулигине.

- Кулигин - образованный человек, не мракобес, гуман­ный, добрый. Но он не может и себя защитить в этом "темном царстве" от таких, как Дикой, поэтому нельзя ждать, что он по­может Катерине.

Какой же вывод?

- Катерина - жертва в доме Кабанихи. Но беззащитная ли жертва?

- И все-таки не беззащитная: она пыталась до самой гибели защищать свое человеческое достоинство. Например: в 5 явл. (I д.) она возражает Кабанихе: "Напраслину терпеть кому же приятно!". Ей стыдно за мужа и за себя, когда их, взрослых людей, унижает свекровь при прощании (4 явл., II д.). И когда Катерина уже не смогла дальше терпеть издевательств Кабани­хи, то нашла выход в собственной смерти. И, тем самым, защи­тила свое человеческое достоинство. А человек с достоинством - уже не жертва.

- Нет, Катерина и человек с достоинством, и жертва. 5. Что такое конфликт?

- Это столкновение, борьба людей. Какой конфликт мы называем трагическим?

- Тот, который заканчивается гибелью главного героя. Всегда ли, любой ли конфликт бывает трагическим?

- Не всегда. Например, в   «Горе от ума" или в «Ревизоре» он не трагический.

О каком конфликте идет речь в драме "Гроза"?

- О трагическом конфликте.

В чем же он?

- Между семьей Кабанихи и Катериной.

Или между Кабанихой и Катериной?

 Есть разница меж­ду вопросами? Попытаемся разобраться, выяснить.

- Конфликт идет между Кабанихой и Катериной: между честностью, правдивостью Катерины и злобностью Кабанихи, которая всех натравливает на невестку.

- Конфликт растет между семьей Кабанихи и Катериной, потому что вообще в этой семье не было той "светлой воли", той любви друг к другу и доброты, что в семье Катерины.

Верно. Мог ли мирно разрешиться этот конфликт?

- Мог, в том случае, если бы Катерина подчинилась свекрови и мужу.

А почему Катерина доводит разрешение конфликта до трагедии?

- Не может терпеть старозаветные семейные порядки, тиранство свекрови.

- Она свободолюбивая, решительная ("горячая"), с детст­ва воспитывалась такой.

- Еще поэтичной была, мечтала: "Отчего люди не летают так, как птицы? Мне иногда кажется, что я птица..."

- Ее духовного мира не понимают в семье, она там чужая...

- Катерина была искренней, не могла обманывать, а тут царили скрытность и притворство. За правду женщину стали терзать попреками и угрозами.

- Катерина сравнивала свекровь со своей матерью и не могла ужиться с Кабанихой, та добра не понимала.

Как вы знаете, героиня романа "Евгений Онегин" Татья­на сохранила верность нелюбимому мужу, а Катерина - нет. Как к этому вы относитесь?

- У Катерины был порыв отчаяния, порыв к счастью, которого никогда в доме Кабанихи не было. Разве можно ее за это осудить?

- Она сама себя за это жестоко осудила, каялась.

- Ну, каялась, боясь греха, наказания за нарушения клят­вы верности мужу, а за любовь не каялась.

Значит, можно говорить о решительности, свободолю­бии, силе характера Катерины в этом конфликте. (Проблема ре­лигиозности Катерины не всегда заинтересовывает учеников адыгейской школы).

6. Поняли ли люди, что самоубийство Катерины - это протест, как писал Добролюбов? Посмотрим, как на него реагируют действующие лица (Прочтем последнее явление).

- Кабанов понимает уже, но он слаб, подчиняется матери.

- Нет, он уже по-своему протестует: "Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы...", - кричит он. А другие понимают?

- Кулигин прямо говорит: "Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его, а душа теперь не ваша: она теперь перед судьей, который милосерднее вас!". Он винит, хотя и не прямо, Кабаниху, а другие обыватели не осужда­ют ее, даже кланяются ей.

Да, в этом смысле можно говорить о протесте. Итак, в гибели Катерины виновата Кабаниха. Но только ли она?

- Мы уже говорили, что также виноваты и Борис, и Тихон, и Варвара.

В чем же они виноваты, если обобщить?

- В том, что были покорны и не сопротивлялись Кабанихе.

А у Дикого не было невестки, его семейная жизнь почти не показана. Тогда в пьесе зачем его образ?

- Думаю, чтобы сказать, что не только Кабаниха, не толь­ко ее семья были "темным царством", но и Дикой и другие, та­кие как он.

Наконец-то появилось это понятие - "темное царство". Кто дает ему самую точную характеристику?

- Кулигин.

III Чтение по ролям

Прочтем: "Жестокие нравы, сударь..." (3 явл., I д.). Найдем продолжение этой характеристики: "Вот какой, сударь, у нас городишко!.." (3 явл., Ш д.).

А Феклуша имеет отношение к "темному царству"? А сумасшедшая барыня? Какое?

- Обе пугают людей, держат в страхе перед "темным царством".

На чем же держится "темное царство"?

- На власти богатых.

- На забитости и рабстве бедных.

— На невежестве, на предрассудках и тех, и других.

Можно сказать, на таком общественном устройстве, в основе которого - «самодурство одних и бесправие других».

VI Сообщение учащихся

Послушайте два авторитетных мнения: Н. Добролюбова  и Д. Писарева.

Кто же из них прав? Является ли самоубийство Катерины протестом против "темного царства" или минутной слабостью отчаявшегося человека?

После решения этой задачи ученики отвечают на послед­ний вопрос учителя:

Считаете ли вы этот конфликт злободневным, а произве­дение А.Н. Островского - современным?

Да, потому что столкновение человеческого достоинст­ва, независимости человека с унижением его со стороны силь­ных,  богатых  сейчас  является  очень  злободневным. А.Островский продолжил лучшие гуманистические традиции русской классики, всегда боровшейся за человека.

Д/З Прочитать IIIl действие и ответить на вопросы учебника.

- Не всегда. Например, в   «Горе от ума" или в «Ревизоре» он не трагический.

О каком конфликте идет речь в драме "Гроза"?

-О трагическом конфликте.

В чем же он?

-Между семьей Кабанихи и Катериной.

Или между Кабанихой и Катериной?

 Есть разница меж­ду вопросами? Попытаемся разобраться, выяснить.

- Конфликт идет между Кабанихой и Катериной: между честностью, правдивостью Катерины и злобностью Кабанихи, которая всех натравливает на невестку.

- Конфликт растет между семьей Кабанихи и Катериной, потому что вообще в этой семье не было той "светлой воли", той любви друг к другу и доброты, что в семье Катерины.

Верно. Мог ли мирно разрешиться этот конфликт?

- Мог, в том случае, если бы Катерина подчинилась свекрови и мужу.

А почему Катерина доводит разрешение конфликта до трагедии?

- Не может терпеть старозаветные семейные порядки, тиранство свекрови.

- Она свободолюбивая, решительная ("горячая"), с детст­ва воспитывалась такой.

- Еще поэтичной была, мечтала: "Отчего люди не летают так, как птицы? Мне иногда кажется, что я птица..."

- Ее духовного мира не понимают в семье, она там чужая...

- Катерина была искренней, не могла обманывать, а тут царили скрытность и притворство. За правду женщину стали терзать попреками и угрозами.

- Катерина сравнивала свекровь со своей матерью и не могла ужиться с Кабанихой, та добра не понимала.

Как вы знаете, героиня романа "Евгений Онегин" Татья­на сохранила верность нелюбимому мужу, а Катерина - нет. Как к этому вы относитесь?

- У Катерины был порыв отчаяния, порыв к счастью, которого никогда в доме Кабанихи не было. Разве можно ее за это осудить?

- Она сама себя за это жестоко осудила, каялась.

- Ну, каялась, боясь греха, наказания за нарушения клят­вы верности мужу, а за любовь не каялась.

Значит, можно говорить о решительности, свободолю­бии, силе характера Катерины в этом конфликте. (Проблема ре­лигиозности Катерины не всегда заинтересовывает учеников адыгейской школы).

6. Поняли ли люди, что самоубийство Катерины - это протест, как писал Добролюбов? Посмотрим, как на него реагируют действующие лица (Прочтем последнее явление).

- Кабанов понимает уже, но он слаб, подчиняется матери.

- Нет, он уже по-своему протестует: "Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы...", - кричит он. А другие понимают?

- Кулигин прямо говорит: "Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его, а душа теперь не ваша: она теперь перед судьей, который милосерднее вас!". Он винит, хотя и не прямо, Кабаниху, а другие обыватели не осужда­ют ее, даже кланяются ей.

Да, в этом смысле можно говорить о протесте. Итак, в гибели Катерины виновата Кабаниха. Но только ли она?

- Мы уже говорили, что также виноваты и Борис, и Тихон, и Варвара.

В чем же они виноваты, если обобщить?

- В том, что были покорны и не сопротивлялись Кабанихе.

А у Дикого не было невестки, его семейная жизнь почти не показана. Тогда в пьесе зачем его образ?

- Думаю, чтобы сказать, что не только Кабаниха, не толь­ко ее семья были "темным царством", но и Дикой и другие, та­кие как он.

Наконец-то появилось это понятие - "темное царство". Кто дает ему самую точную характеристику?

- Кулигин.

Прочтем: "Жестокие нравы, сударь..." (3 явл., I д.). Найдем продолжение этой характеристики: "Вот какой, сударь, у нас городишко!.." (3 явл., Ш д.).

А Феклуша имеет отношение к "темному царству"? А сумасшедшая барыня? Какое?

- Обе пугают людей, держат в страхе перед "темным царством".

На чем же держится "темное царство"?

- На власти богатых.

- На забитости и рабстве бедных.

— На невежестве, на предрассудках и тех, и других.

Можно сказать, на таком общественном устройстве, в основе которого - «самодурство одних и бесправие других».

Послушайте два авторитетных мнения:

Известный русский критик Н. Добролюбов в статье "Луч света в темном царстве" писал: "В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, дове­денный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина".

Другой известный русский критик Д. Писарев, напротив, так оценил  самоубийство  Катерины:  "Она  разрушает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством, которое является совершенно неожиданным для нее самой".

Кто же из них прав? Является ли самоубийство Катерины протестом против "темного царства" или минутной слабостью отчаявшегося человека?

После решения этой задачи ученики отвечают на послед­ний вопрос учителя:

Считаете ли вы этот конфликт злободневным, а произве­дение А.Н. Островского - современным?

- Да, потому что столкновение человеческого достоинст­ва, независимости человека с унижением его со стороны силь­ных,  богатых  сейчас  является  очень  злободневным. А.Островский продолжил лучшие гуманистические традиции русской классики, всегда боровшейся за человека.


Литература

  1. Владимиров С. Действие в драме – М.: Просвещение, 1972. – 127с.
  2. Голубков В.В. Методика преподавания литературы: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1995 -647с.
  3. Зепалова Т.С. За творческое изучение литературы. – М.: просвещение, 1968. -171с.
  4. Карягин А.А. драма, как эстетическая проблема. – М.: Просвещение, 1974. – 520с.
  5. Корст Н.О. Анализ драматического произведения // Преподавание литературы в старших классах: Сб. статей. – М.: Просвещение, 1983. – С.172-176.
  1. Медведев В.П. Пьесы А.Н.Островского в школьном изучении. – М.: Просвещение, 1971.- 144с.
  2. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 166-176.
  3. Методика преподавания литературы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов  по специальности №2101 «Рус. яз. и литература» / Под ред. З.Я. Рез – М.: Просвещение, 1977 – С.230-243.
  4. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов. – М.: Просещение, 1971. – С.162-165
  5. Попов А. Спектакль и режиссер. – М.: Просвещение, 1961. – С.15
  6. Практикум по методике преподавания литературы: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред.О..Ю Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С.82-88.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.