бесплатно рефераты скачать
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

бесплатно рефераты скачать

бесплатно рефераты скачатьДипломная работа: Готические романы Анны Рэдклиф в контексте английской литературы и эстетики XIX века

Дипломная работа: Готические романы Анны Рэдклиф в контексте английской литературы и эстетики XIX века

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.И.ЛОБАЧЕВСКОГО

Филологический факультет

Кафедра зарубежной литературы

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ГОТИЧЕСКИЙ РОМАН АННЫ РЭДКЛИФ В КОНТЕКСТЕ АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭСТЕТИКИ XIX ВЕКА

г. Нижний Новгород


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

ГЛАВА 1 ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНОВ АННЫ РЭДКЛИФ В КОНТЕКСТЕ ПРЕДРОМАНТИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

§ 1 Специфика эпохи предромантизма. Зарождение предромантической эстетики

§ 2 Специфика термина «готический роман»

§ 3 Готический роман: философия и поэтика жанра

§ 4 Художественный мир романов А. Рэдклиф

§ 5 Готические романы Анны Рэдклиф и отраженные в них эстетические концепции Эдмунда Берка

ГЛАВА 2 ТВОРЧЕСТВО АННЫ РЭДКЛИФ И АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX – XX ВЕКОВ

§ 1 Причины появления в XIX веке пародий на жанр готического романа

§ 2 Пародия как жанр литературно-художественной имитации

§ 3 Пародия Томаса Л. Пикока «Аббатство кошмаров» и готические романы Анны Рэдклиф

§ 4 Традиции готического романа Рэдклиф в литературе XIX – XX веков

Заключение

Библиография


ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена исследованию специфики готического романа и творчества самой яркой его представительницы – английской романистки Анны Уорд Рэдклиф (Ann W. Radcliff).

Готические романы Рэдклиф рассматриваются с точки зрения реализации в них наиболее интересных приемов XVIII века и выработанных на их основе собственных художественных методов, которые получили развитие у последующих поколений писателей.

Кроме того, романы Анны Рэдклиф представлены в свете эстетики эпохи предромантизма, а именно эстетических концепций английского теоретика Эдмунда Берка (Edmund Burke), а также в сопоставлении с пародией английского писателя-сатирика Томаса Лав Пикока «Аббатство кошмаров» («Найтмерское аббатство»).

Таким образом, целью настоящего исследования является анализ причин популярности готического романа Анны Рэдклиф в конце XVIII – начале XIX веков, а также в современную эпоху, для чего нами будет предпринята попытка всестороннего исследования специфических художественных приемов английской романистки, определенным образом повлиявших на последующее развитие романического жанра.

На наш взгляд, при изучении готического жанра необходимо учитывать как его достоинства, так и слабые стороны. Выявление положительных сторон жанра реализовывается с помощью изучения его специфики, особенностей творчества одной из самых ярких его представительниц, эстетической программы того времени и последующей литературной традиции. Одним из способов выявления слабых сторон жанра является пародия, которая имеет цель посредством подражания разоблачить отдельное литературное явление при помощи соответствующих приемов комического.

Также возникает проблема значимости творчества Рэдклиф. Часть исследователей (С.В.Тураев, Д.Лукач и др.) причисляют романистку к второразрядным и даже к третьеразрядным писателям, которые отнюдь не предвосхищают новый этап в художественном развитии человечества – романтизм, а нигилистически отрицают гуманистические ценности своих предшественников. По нашему мнению, подобная точка зрения весьма спорна, и данная работа является в какой-то мере попыткой воздать должное творчеству одной из самых ярких английских писательниц XVIII века. Конечно, мнение об Анне Рэдклиф как о важной литературной предшественнице более поздних поколений писателей тоже можно считать несколько преувеличенным, но, на наш взгляд, нельзя совсем отрицать значение готического романа Рэдклиф для становления романтизма в Англии и тенденции этого жанра в последующей литературе.

Здесь можно говорить и еще об одной проблеме, возникающей в исследованиях зарубежной литературы. Так, бытуют две точки зрения по поводу популярности готического романа на определенных отрезках времени. Одни исследователи, признавая за готическим романом особую значимость в предромантическую эпоху, считают его явлением, отошедшим в историю. Другие полагают, что переживший период бурного расцвета в последнюю треть XVIII в. и начало XIX в. готический роман как жанр не исчерпал себя и продолжает существовать в произведениях А.Хичкока, К.Уилсона, А.Мердок, М.Спарк. Трудно сказать что-либо однозначное по поводу этой проблемы. Думается, что правда где-то посередине (между представленными точками зрения). Данное исследование показывает, что к XIX веку готический жанр действительно изжил себя и стал некой комплексной системой периодически высмеиваемых штампов. Но несомненно и то, что тенденции готического жанра мы находим и в последующей литературе, а несколько видоизмененный готический роман вновь возродился в ХХ веке в «неоготике» М.Р.Джеймса, Э.Ф.Бенсона, М.Кроуфорда, А.Блэквуда, Р.Хиченса. Таким образом, изучение специфики готического жанра оказывается актуальным, ибо, как правило, хорошо зная современные образчики жанра, мы мало интересуемся его истоками, а это немаловажно для создания подробной и всеохватывающей картины литературного процесса.

Необходимо отметить, что в исследованиях эпохи предромантизма и жанра готического романа вышезаявленные аспекты творчества Анны Рэдклиф практически не рассматривались. Упоминание о влиянии эстетических концепций Э.Берка на художественный мир Рэдклиф есть в фундаментальных исследованиях Н.А.Соловьевой и работах К.Н.Атаровой, но этот вопрос не получил в них глубокой разработки. Тем не менее, исследования Н.А.Соловьевой оказали большую помощь в раскрытии основной темы данной работы. Пожалуй, это единственный литературовед, широко и полно рассмотревший явления предромантической эпохи.

Достаточно всеохватывющее представление о личности Анны Рэдклиф, ее творчестве и авторских особенностях можно получить из работ К.Н.Атаровой.

Некоторые аспекты и специфику готического жанра рассматривают М.П.Алексеев, С.В.Тураев, В.М.Жирмунский, Н.А.Сигал, А.М.Зверев, А.Бутузов. В их работах готический роман и породившая его предромантическая эпоха представлены в общем аспекте, без конкретики. Известно, что у А.М.Зверева есть фундаментальные труды по проблеме готического жанра, но ознакомиться с ними не удалось в силу их недоступности.

Необходимо упомянуть И.И.Черенкову, делавшую акцент на творческом методе Рэдклиф, В.Стахеева, чья статья дала представление о биографии романистки и о Рэдклиф как личности, В.Э.Вацуро, упоминавшего первых русских читателей и переводчиков романов писательницы, а также многочисленные пособия по истории зарубежной литературы под разными редакциями.

Необходимо отметить проблему нехватки материала по творчеству Анны Рэдклиф и эпохи предромантизма вообще. Долгое время предромантизм как литературная эпоха признавался далеко не всеми литературоведами, поэтому исследования этого этапа и его представителей очень немногочисленны. Много занимались проблемами готического жанра такие западные литературоведы как Эдит Биркхэд, Эйно Райло, Девендра Варма и Монтегю Саммерс, но их работы не переводились на русский язык и продолжают существовать лишь в первых изданиях, что затрудняет их использование. Сопоставлением романов Т.Л.Пикока и А.Рэдклиф в отечественном и западном литературоведении никто не занимался, а сведения о Т.Л.Пикоке и его романе «Аббатство кошмаров» достаточно скудны. Общая картина его личности и творчества представлена лишь Н.А.Соловьевой и А.Горбуновым.

Для обобщения теоретического материала по пониманию пародии как жанра литературно-художественной имитации опорой послужили работы Ю.Н.Тынянова, Д.С.Лихачева, М.М.Бахтина, Б.Томашевского, П.Г.Богатырева, а также статьи о соответствующих понятиях в литературных энциклопедиях и литературоведческих словарях.

Сведения о философской и эстетической базе явлений предромантизма были взяты из работ К.Гилберта, Г.Куна, Е.И.Клименко, О.А.Кривцуна, М.Б.Ладыгина, В.П.Шестакова и других, а также из исследований и трактатов самих философов-эстетиков – Эдмунда Берка и Дэвида Юма.

Таким образом, вышеперечисленные материалы послужили лишь отправным пунктом для создания данного исследования, задачи которого – выявить специфические жанровые особенности романов Анны Рэдклиф в контексте предромантической эстетики, представленной трудами Эдмунда Берка, и в сопоставлении с пародией Т.Л.Пикока; проследить традиции готического романа Рэдклиф в литературе XIX – XX веков; проанализировать романы А.Рэдклиф и Т.Л.Пикока в соответствии с заявленной темой и исследовать специфику и философию готического жанра вообще. Материалами исследования являются романы А.Рэдклиф «Роман в лесу» (Romance of the Forest) и «Тайны Удольфского замка» (The Mysteries of Udolpho), а также роман Т.Л.Пикока «Аббатство кошмаров», мотивом выбора которых можно считать отражение в них самых ярких художественных особенностей и индивидуальной авторской манеры.


ГЛАВА 1 ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНОВ АННЫ РЭДКЛИФ В КОНТЕКСТЕ ПРЕДРОМАНТИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

§ 1 Специфика эпохи предромантизма. Зарождение предромантической эстетики

Термин «предромантизм» впервые появился в 1919 году в работах французского ученого Д.Морне. Исследование проблемы предромантизма продолжалось в 20-е – 30-е годы ХХ века в трудах П. Ван Тигема, А.Монглона и ряда других литературоведов[1].

Предромантизм в истории литературы – это совокупность литературных явлений второй половины XVIII века, предшествующих романтизму начала XIX века, содержащая в себе черты предыдущей эпохи Просвещения и предпосылки для формирования романтизма как направления.

Особенно развит и разнообразен был предромантизм в Англии, зародившийся в последнюю треть XVIII века. Англия XVIII века развивалась стремительно и динамично. Революция 1688 года привела к компромиссу два привилегированных класса – дворянство и буржуазию. Аграрно-промышленный переворот и научная революция потрясли до основания социальную культуру и существенным образом повлияли на общественное сознание. Осознание человеком своей активной роли в общественном производстве и историческом процессе делали англичан нацией, реально участвовавшей в совершенствовании собственной жизни. Однако чрезмерная рационалистичность требовала компенсации в фантазиях и вымыслах, поэтому англичане XVIII века ясно ощущали и пределы возможностей человеческого знания, и вмешательства иррациональных сил в поступательное движение человека к знанию и прогрессу. В этот период возникает необыкновенный интерес к истокам зарождения культуры и общества. Так, тоска аристократических слоев по кодексу чести, твердо установившейся иерархии, вере и морали, верности и доблести рыцарства, культу служения даме явилась причиной возникновения интереса к культуре Средневековья. Из Средневековья в предромантизм перешла вера в сверхъестественное, в чудеса, в мистическое. В Средние века подобная вера объяснялась суевериями и необразованностью общества, а в эпоху предромантизма была обусловлена размахом выходящей за пределы разума поэтической мысли, подключавшей воображение как антитезу чрезмерной рационализации. Возникает живейший интерес к фольклору, к скандинавским и кельтским легендам, к памятникам английской национальной культуры.

Поднимается на должную высоту творчество «елизаветинцев», прежде всего Шекспира и Спенсера, оттесненных на второй план в период господства классической эстетики. Беря на вооружение художественные открытия Шекспира, предромантики одновременно возрождали его творчество, основательно забытое в период XVII –XVIII веков, в котором они находили реализацию тех эстетических категорий, выдвинутых в борьбе с просветителями.

Таким образом, последняя треть XVIII века – время переходное для английской литературы и шире – всего английского искусства и идеологии, период кризиса и зарождение новых романтических форм и осмысление действительности.

В искусстве это выразилось в противопоставлении рационалистической эстетики классицизма поэтизации эмоционального начала, чувствительности сентименталистов таинственности и загадочности страстей.

В формировании теоретических основ предромантизма сыграла важную роль теоретическая деятельность братьев Уортонов – Томаса и Джозефа, работы Р.Херда, предисловия Г.Уолпола к изданию своего «Замка Отранто» (1764, 1765 годов), а также трактат Эдмунда Берка «Философские исследования о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» (1757).

Так, в борьбе с господствующими нормами классицизма XVIII века предромантическая литература выдвигает новые эстетические понятия. Живописное (или Оригинальное, Характерное) (the Picturesque) вместо идеала Прекрасного как понятие формируется в работах Уильяма Гилпина (1724-1804), одного из законодателей художественного вкуса в Англии второй половины XVIII века, утверждавшего романтический взгляд на природу и ее изображение. Готическое (или Средневековое) (the Gothic) противостоит Античному как универсальной норме искусства. Утверждение этой категории происходит в предисловиях Г.Уолпола к «Замку Отранто». Романтическое (the Romance) выступает в своем первоначальном значении, близком понятию «романического» (от англ. romance – средневековый рыцарский роман), заменяя собой понятие Классического. По мере роста сомнений во всемогуществе просветительского «царства разума» все более ценностной становится предромантическая категория Возвышенного (the Sublime), апеллирующая к чувству и воображению, тогда как категория Прекрасного, основанная на рационалистической стройности и ясности, утрачивает былую универсальность. Становление категории Возвышенного происходит под значительным влиянием идеи Э.Берка и его эстетического трактата.

Таким образом, на место классицистической соразмерности приходит романтический контраст: плавность, четкость, упорядоченность и простота форм классицистического канона сменяются вычурностью рисунка, размытостью очертаний, хаосом и полумраком.

В переходную эпоху в условиях отсутствия позитивной программы, остро ощущаемой конфликтности и драматизма окружающего мира художник делал предметом отражения свой собственный внутренний мир. Это свидетельствует о том, что в переходную эпоху углубляется психологическое мастерство художника.

Используя новые категории, предромантическая эстетика ставила себе цель не копировать природу, а выражать мнение человека об окружающем мире. Так, подражание уступило место впечатлению, которое может быть различным в силу своего возникновения у разных людей.

Таким образом, эпоха предромантизма принесла новое понимание психологии человека в ее сложности и противоречивости, выходящее за рамки рационалистической эстетики, и провозгласила культ интересной личности, включающий интроспективу, анализ мыслей, реакций и чувств индивида.

Отношения между человеком и средой усложнились. Если в эпоху Просвещения герой и среда были вполне автономны, то в предромантическую эпоху стали акцентироваться обстоятельства, обусловившие те или иные черты характера героя, причем в системе мотивировок все чаще встречались случайные, единичные обстоятельства. Сама среда тоже стала более подвижной и изменчивой. Герой предромантизма открывает в себе свойство видеть себя через мир. Но индивидуализм еще не становится системой: зачатки его позднее полностью раскроются у романтиков, которые исследовали сложность и многогранность человеческого чувства, богатство его проявлений и взаимоотношение исключительной личности со средой.

Тип видения действительности в предромантическую эпоху не определен, не окончен, он только складывался. На всем, что характеризует эпоху, лежит печать незавершенности и непоследовательности. Отсутствие ясной программы как нельзя более активизирует интуитивные поиски необходимого в духовной жизни переходной эпохи, которые, как утверждает О.А.Кривцун, «усиливают пристрастие к сочетанию иррационального и чувственного, тягу к диссонансам, смешению контрастов»[2]. Подобные тенденции рождают жанр готического романа («черного романа», «романа ужасов и кошмаров»), самого плодотворного и яркого явления эпохи, предвосхитившего основные тенденции романтической эстетики.

Таким образом, промежуток между Просвещением и романтизмом был заполнен неоднозначными явлениями, больше устремленными в будущее, нежели на XVIII век. Пафос сопротивления здравому смыслу породил английский предромантизм в последнюю треть XVIII века как яркое и неординарное явление, аналогичное которому по широте, плодотворности и специфике не наблюдается в других странах.

§ 2 Специфика термина «готический роман»

В XVIII веке в Англии в эпоху предромантизма появляются новые тенденции в развитии романа. Об этом говорит появление особого жанрового определения – «The Gothic romance», которым авторы готических романов называли свои творения.

Термин «gothic» («готический») имел подвижную семантику. По утверждению большинства исследователей зарубежной литературы он соотносился с названием германского племени готов, между III и V веками н.э. разрушивших античную культуру на территории Западной Европы, и в этом смысле ассоциировался со средневековьем, причем в английской эстетике XVIII века первоначально был синонимом дикого, грубого, средневекового варварства.

Понятие «готический» постепенно переосмыслялось и приобретало новую семантику. Вплоть до последней четверти XVIII века он употребляется для обозначения стиля средневекового искусства, прежде всего архитектуры, и лишь с 1764 г. – времени выхода в свет «Замка Отранто» Г.Уолпола, первого готического романа – он употребляется как жанровое определение готической прозы, а именно обозначает особый тип повествования о событиях эпохи средневековья, и в этом смысле термин «готический» и «исторический» употребляются как синонимы.

Если для философов-просветителей (например, для Шефтсбери) понятие «готический» обозначало искусство «ложное, чудовищное, совершенно невозможное в природе и возникшее из убогого наследия рыцарских времен»[3], то во второй половине XVIII века философы и критики связывали с этим словом совершенно противоположные ощущения и оценки.

С появлением романов английской писательницы Анны Рэдклиф (1764-1823) термин «готический» начинает обозначать такой жанр, в котором на первый план выдвигаются эмоции героев, проявляющиеся как страх и ужас. Главным становится изображение этих эмоций, вызываемых таинственными событиями, участниками которых оказываются герои. Именно такое понимание готического романа утверждается в литературе вплоть до наших дней. «The term Gothic is used to designate narrative prose or poetry of which the principal elements are violence horror and the supernatural»[4]. («Термин «готический» используется для обозначения прозы или стихотворения, главными составляющими которых являются сильный ужас и сверхъестественное»).

Любопытна и вторая часть жанрового определения – «роман», который на английском языке звучит как «romance» в отличие от традиционного просветительского «novel» («A Sicilian romance», «The Romance of the Forest»).

Клара Рив, автор первого в Англии теоретического трактата, посвященного истории романного жанра, четко разграничивает эти две разновидности: «The novel is a picture of real life and manners, and of the times in which it was written. The Romance in lofty and elevated language, describes what has never happened nor is likely to»[5] («Novel – зарисовки реальной жизни, выполненные в том времени, в котором они были написаны. В Romance возвышенным, приподнятым языком описывается то, что никогда не случилось бы, а также невероятно».)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  бесплатно рефераты скачать              бесплатно рефераты скачать

Новости

бесплатно рефераты скачать

© 2010.